Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный языковой анализ речевых, единиц




Традиционно анализ речевых единиц различных языковых уров­ней проводится изолированно^ отсутствует единая, лингвометодологическая база. Предлагаем один из возможных вариантов системно­го подхода к такому анализу, независимо от принадлежности ана­лизируемой единицы к тому или иному языковому уровню.

1. Первичная дефиниция* речевой манифестации* языковой еди­ницы.

2. Проекция речевого явления на языковой уровень и его идентификация* как заявленной языковой единицы.

3. Квалификация анализируемого объекта на языковом уровне.

4. Место репрезентанта* языковой единицы в иерархической
структуре системы.

Анализ звука речи и его фонемная интерпретация

1. Дефиниция звука речи и фонемы языка.

2. Фонологизированный ДП звукотипа и его артикуляционно-
акустические корреляты в анализируемом звуке речи.

3. Фонема (языковой инвариант), аллофоном (вариантом, от­тенком, репрезентантом) которой является анализируемый звук.

4. Статус данного аллофона в речевом потоке (основной, ком-
бинаторный, позиционный/основной, вариация, вариант).


 

5. Исконность/неисконность звука (для некоторых неисконных
указать фонетические процессы, вызвавшие мены).

6. Квалификация анализируемой единицы как звука речи.

7. Соотношение звука с единицами других языковых уровней

(средство — функция).

Анализ слога

1. Дефиниция слога, определяющая принцип слогоделения, ко-­
личество и качество слогов в данной речевой цепи.

2. Характеристика анализируемого слога как минимальной сег­-
ментной
речевой единицы данного речевого потока (РП).

3. Характеристика анализируемого слога как минимальной су­-
персегментной
речевой единицы данного РП.

4. Характеристика слоговых контрастов (по длительности, ин­-
тенсивности, F-структуре).

5. Квалификация данного звукового комплекса как слога.

6. Исторический комментарий изменении количества и каче­-
ства слогов данного РП.

7. Соотношение слога с единицами других языковых уровней.

Анализ ИК

1. Дефиниция ИК (интонемы, фонемы тона).

2. Характеристика анализируемой структуры ИК (предцентр,
центр, постцентр).

3. Определение фонологигизированного типа ИК: 1-7.

4. Возможная речевая синонимия ИК для неконечной синтагмы.

5. Квалификация данной лингвосмысловой единицы как ИК.

6. Соотношение ИК с единицами других языковых уровней (план
выражения коммуникативной/некоммуникативной единицы).

Анализ буквы (графемы)

1. Дефиниция буквы и графемы.

2. Название анализируемой буквы в алфавите, ее алфавитное зву­-
ковое значение, ее звуковое значение в данном РП.

3. Квалификация характера алфавитного звукового значения бук­-
вы (однозначн./двузначн.) и контекстного звукового значения (алф../
неалф., главн./втор., основн./замест.).

4. Соответствие употребления анализируемой буквы требовани­ям слогового принципа графики.

 

 




 


 


ТАБЛИЦЫ Орфограммы в приставке


Приложение 3

Таблица 1


 


оо


 

П(опорное -одноструктурное - слово) Б (словарные написания) Н (мена буквы в орфограмме)
БМ - СП 1. Гласные буквы: о: омыт — округ, опись.» по; покрыть ~ попусту, по­просту- за: забытый — запуск, запрос­то- пере: перевал - передан, пере­бран... 2. Согласные буквы: от: ощбросить — отойти, от-мыть,„ с: фить ~ собрать, снять... в: вшить - вовремя, влить... NB! Птювевке не подлежат пои-ставки: а) рос-, рае-б) на -з-/-£-в) не-, ни-г) nps-, при Запомни! 1. па-. Немногочисленная группа слов с ударной приставкой: пасынок, падчерица, паводок, потру'-бок.Л наиболее частотных па- со значением не­полноты признака: пасынок -боковой побег рас­тения; неродной сын; патрубок — короткая тру­ба, отвод от основного зрубопровода и т.п. пра-. Немногочисленная группа слов с этой приставкой со значением большой удаленности во времени: прадед, праязык... 2. Иноязычные приставки, свойственные, как правило, профессиональной речи: а: ддогичный..,(а = не) ад: абсорбировать... аб: абсорбировать... 3. Необходимо дать списки слов активного сло­варного запаса, в которых значение приставки неясно; приставка в современном языке уже не выделяется (опрощение); слова иноязычного про­исхождения, начинающиеся с пре-, при- различ­ной этимологии: а) прельстить, преткновение, президиум, пре-мьера... в) щщключение, прцтязание, пщсяга, прибор; привилегия, приоритет... Правило!.. 1. Безтааоный гласный звук в пристав­ке раз(с)- всегда обозначается буквой а. 2. Выбор буквы в приставках на -з-/-с-осушествляется по формуле tt/dd. 3. Буква и в поиствке ни с безтаашсым гласным звуком пишется только в отри­цательных местоимениях и наречиях и ггооизвояных от них словах: никто, нич­то, никуда, никогда, ничтожный, никчем­ный, щусудышный... 4. Написание пре-, при- определяется значением поистанок (опорные фразы по образцу: а) Прехорошенький котенок преодолел преграду. в) Црцехал в цдцгород, npf/сел приот-дохнуть и'пщдумал: щипрятать все. И пошел, присвистывая).

Орфограммы в корне


Таблица 2


 


Проверяемые написания (II) (выбор буквы по опорному дадст-венному, однокоренному - слову)


Беспроверочные написания (Б) (словарные, выбор буквы регламентируется сло­варями, справочниками)


Непроверяемые написания (Н) (буквенный состав орфограммы меняется, выбор буквы решаментируется правилами)


 


Букву в данной морфеме выби­рай для данного звука в сиеной позиции (БМ-СП).

1. Гласные буквы:

валы - вал... волы — вол... леса - лес... лиса - лис...

2. Согласные буквы:

а) рос_-росы, росный... косьба
— косить

труд. - труда, трудный... резьба — резать, резной...

б) местный —место, мест...
вкусный - вкусы, вкус...1

3. Буква ь

стан&пе - стань, стань-ка..:2

NB! Проверке сильной позицией не под леж а т буквы в корнях

♦ после шипящих и ц;

♦ с начальным и;

♦ с меняющимися ( чередую щи­
мися) буквами орфограммы.


Заучи написание данного слова (Запомни!)

1. Согласные звуки непроверяемой слабой пози­
ции (гиперфонемы) передаются на письме бук­
вами

а) в середине морфемы по формуле -tt-/-dd-:
стена — здесь, езда - есть...3

б) в конце — формулой —t:
вот, авось...4

2. Гласные звуки непроверяемой слабой позиции
(гиперфонемы) обозначаются буквами согласно
традиция - Написания заучиваются с опорой на
этимологию слова, тематические группировки
слов и др. мнемонические приемы.

а) пельмени, вермишель, винегрет, котлеты, макароны... б) багаж, вагон, пассажир...

3. По традици и после шипящих и ц пишутся в
корне гласные буквы

и — жить, шить, цирк...- а ~ чаща...

у— чудо, щука... 6 ё-е — шёпот,-шептать...7

4. Заимствованные слова с двойными согласными
буквами в корне отбираются и заучиваются в соот­
ветствии с активным словарем учащихся с исполь­
зованием различных мнемонических приемов.


Запомни регламентирующие данную груп­пу написаний правила, иск лючения и з ара-вил... (Правило!..)

1. Начальная Сукна и заменяется в корне на
ы только после русских приставок, окан­
чивающихся на твердый согласный звук;
играть — сыграть, цдея — безыдейный..}

2. ь после шипящих в корне пишется:

а) в глагольных формах:
режь — нечего беречь;

б) у сущ. только III склонения:
знает только ночь глубокая...;

в) в наречиях (кроме уж, замуж, не­
втерпеж);
:

г) в частицах: ишь, бишь, вишь, лишь,
слышь.

3. Корни с меняющимися (чередующими-

ся) гласными буквами группируются в со­ответствии с правилом выбора буквы с использованием различных мнемониче­ских приемов9 (напр., корни, в которых в безударном положении всегда пишется буква о: О! Гацеи-ью твор чества по клон...).


1 Список слов, в которых наличие/отсутствие буквы для «непроизносимого» согласного не мотивировано с точки зрения современного русского языка: сверстники, ровесники, лестница, ресницы, блеснуть, чувство, яства....

1 В сочетаниях букв ч и щ с любыми другими соглабными мягкий знак никогда не пишется: начну и кончу. Мягкость звука [л' ] всегда передается на письме мягким знаком: кровельщик.

1 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу -tt-/-dd-: абсолют, абстракция, Абхазия, Австралия, айсберг, анекдот, Афгаш<яш; будто; вокзал, вдруг; зодчий; Кавказ, кувшин; обще-; рюкзак; терапевт, тавтология; футбол, фельдшер, фельдфебель; чавкать, чувство; экзамен, экземпляр...

4 Список слов, нарушающих формулу -t: аж, ведь, вдруг, вдрызг, жакоб.

5 Список слов, нарушающих формулу Ш: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

6 Список слов, нарушающих формулу ty: жюри, брошюра, парашют.

7 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу te: шорох, крыжовник, обжора, изжога, шов, трущоба; жонглер,
жокей, шофер, шоссе; шоколад, харчо; шорты, капюшон, пончо...
Беглый гласный под ударением обозначается буквой о: кишок,
рожон.

8 После приставок меж- и сверх - пишется буква ы: межинститутский, сверхидейный.

9 Подробно группировку правил Ш блока орфограмм (Н) см.: Орфография - абитуриенту / Сост. Северьянова А. А. Волго­
град: Перемена, 1997. s


Орфограммы в окончаниях именного склонения


Таблица 3


 


П (опорные -одноструктурные — слова)


Б (словарные написания)


Н (мена буквы в орфограмме)


 


БМ-СП

Опорные слова для сущест­вительных:

I скл.: вода (земля)1

II скл.: село (жнивье)2

III скл,: степь
Разносклоняемых: путь3

NB! Проверке не ц о длеад т отдельные падежные фор­мы существительных с ос­новой:

а) на -ий (пр. п. ед. ч.);

б) на шипящий и ц (тв. п.
ед. ч.);

в) на -ин-, -ое- (тв. п. ед. ч.).


Запомни!

1. городов, садов...

2. городах, садах...
Широкая синонимия падеж­
ных окончаний им. и род.
падежа мн. числа представля­
ет не только орфографиче­
ские трудности и требует спе­
циального изучения (тракто­
ры — трактору пояс&
по­
яса.; апельсинов
- апельсин;
свеч
свечей и под.,).


Правило!..

1. В безударном окончании предложного падежа ед. числа сущест­
вительных с основой на -ий (для сущ. жен. рода + дат. п.) пишется
буква и:

(об) армии, звании, жребии; ср. (о) варенье - варении, соленье — солении...

2. В окончаниях им. и твор. падежей ед. числа существительных с
основой на шипящий и ц ударный гласный обозначается буквой о,
безударный - е:

деревцо — деревце, деревцомдеревцем... кашей - лапшой... плащом - макинтошем...

3. В окончаниях твор. падежа ед. числа существительных с основой
на -ни-, -ое-л ударные и безударные гласные обозначаются бук­
вой о в географических названиях и буквой ы в названиях лиц:

с. Бородином — (композитором) Бородиным,'

г. Кировом - (Сергеем) Кировым.

М?/Иноязычные существительные - названия лиц пишутся с бук­вой о: Чаплином, Вирховом...


1 Разновидности именного склонения существительных различаются только в ед. числе и определяются по роду. По I скл.
изменяются сущ, женского и «общего» рода, а также небольшая ipynna сущ. — названий лиц муж. пола (папа, дедушка, староста)
и одушевленных сущ. муж. рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами (братишка, зайчишка, соседушка, соловушка,
мальчишка и под).
Род таких существительных определяется но производящему слову, а склонение — по формальному показателю.

2 Вариативное, стилистически ограниченное окончание -у(-ю) в род. и пред. падежах орфографических затруднений не
вызывает в связи с сохранением лабиализации безударного [у]. '

3 Выбор гласной буквы в безударных падежных окончаниях мн. числа существительных можно аргументировать ударным
окончанием сущ. любого из 3 родов: лошащм, лошадьми (лошадьми), (о) лошадях.


Орфограммы в окончаниях глагольного спряжения


Таблица 4


 

П(опорные -одноструктурные - слова) Б (словарные написания) Н (меня буквы в орфограмме)
БМ-СП Опорные слова для форм 1. Изъявительного накло­нения: I слр. идешь, идет, идете...' II спр. стоишь, стоит, сто­ите.* 2. Повелительного накло­нения: иди, идите.» 3. Инфинитива: идти, не­сти... Запомни! 1. В окончаниях 2-го лица ед. числа глагольных форм изъявительного наклонения пишутся буквы -щь: идешь, стоишь. 2. В окончаниях 3-го лица ед. числа - т. идет, стоит. 3. В окончаниях 2-гр лица мн. числа глагольных форм изъявительного и повелительного наклонений вторая гласная всегда е: идите., идете; сто­ите, стойте. 4. В личных окончаниях с основой на шипящий всегда пишется буква ё: печ§м, бережйт. 5. Парадигма глаголов особого спряжения - дать, есть, быть - заучива­ется2. Правело!.. В оазноеггоягаемых глаголах - хотеть, бе­жать - контамини-рованы окончания I и И спряжения3.

1 Разновидность спряжения глаголов определяется; а) для форм с ударными личными окончаниями - по форме 3-го лица мн. числа: идут, поют - I спр., стоят, кричат - II спр.; б) для форм с безударными личными окончаниями традиционно - по суффиксу инфинитива: глаголы с инфинитивом на -ить (кроме брить, стелить) — II спр., остальные - за небольшим исключе­нием - I cup. Критерий определения спряжения для группы б) не очень надежен, т.к. безударные гласные финали инфинитива не различаются: вид[ь]ть, обид[ь]тъ, та[йъ]тъ, ма[йь]ться, глад[ъ]ть, езд[ь]ть. Более надежными представляются правила опреде­ления спряжения, приведенные в кн.: Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981. I спр. - глаголы, основа наст, времени которых в ед. числе и 3-м лице мн. числа оканчиваются на задненебные и твердые парные согласные. II спр. — глаголы, основа наст, времени которых в тех же формах оканчиваются на парные мягкие соглас­ные. NB1 Особого внимания будут требовать только глаголы с основой наст, времени на [j, p1, л'], для которых необходимо знать еще и основу инфинитивеЦ. *12едн. оканчивающиеся так основы наст, времени представляют собой усечение основы инфинитива, оканчивающейся на -а,-в, или <-# (этимолошческие? - А..С) то это, и только это, глаголы И спр> (с. 223).

: а) Подавляющее болыиинетво, русских щаголов спрягаются по т.н. тематическому спряжению, где и различают I и II разновидности. Глаголы дать, есть, быть спрягались когда-то по особому нетематическому (атематическому) спряжению, не­сколько видоизменненые форяШ которого они и сохраняют; б) Глаголы с приставками относятся к трьцу же спряжению, что и бесприставочные.


(К стр. 89)

3 Парадигма разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) - результат контаминации (смешения, перекрещивания) пара­дигм разных глаголов. У глагола хотеть формы ед. числа имеют окончания I спр,, мн. числа - II спр. У глагола бежать только форма 3-го лица мн. числа - I спр., все остальные - II стгр. В русском языке есть глаголы стелить и стлать. Личные формы образуются лишь от глагола стлать, I спр. Наряду с глаголом мучить (II спр.) есть и глагол мучатъ (I спр.). Последний имеет разговорную окраску. Аналогичны глаголы мерить и мерять и некоторые другие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.