Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях




Важнейшим показателем и критерием эффективности фи­нансовой деятельности предприятия является прибыль, пред­ставляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), вы­полнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий зак­лючается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль уни-

Финансовое право России. Особенная часть

тарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

С этих позиций прибыль унитарных и казенных предприятий приобретает статус цели, поскольку ее наличие необходимо как для дальнейшего развития самого хозяйствующего субъекта (вы­пуска новой продукции и обновления производственных фон­дов), так и для увеличения финансовых ресурсов государства.

В Российской практике финансовой деятельности предпри­ятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балан­совую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предпри­ятия, прибыль в целях налогообложения и т. д.

Нормативное определение прибыли как единой экономико-правовой категории в настоящее время отсутствует. Статья 247 НК РФ дает понятие только прибыли в целях налогообложения, устанавливая различные правовые режимы в зависимости от подданства получивших ее субъектов. Исходя из анализа дан­ной статьи налогооблагаемой прибылью государственных (му­ниципальных) предприятий признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и органи­заций»1 определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, умень­шенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2).

Рыночная форма экономики предполагает невмешательство государства в процесс распоряжения предприятием полученной прибыли. Однако данное правило не распространяется на уни­тарные предприятия ввиду их особого предназначения. Относи­тельно предприятий, основанных на праве хозяйственного ве­дения, хотя и установлен режим самостоятельного распоряже­ния полученной прибылью, но согласно ст. 295 ГК РФ собственник имеет право получать часть их прибыли. Возмож­ность перечисления прибыли в бюджет закрепляется в учреди­тельных документах предприятия, а конкретные условия опре­деляются договором между предприятием и уполномоченным

1 Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 525.

Глава 21. Правовые основы планирования и использования

органом исполнительной власти. Кроме этого, законодательно установлен минимальный размер резервного капитала, урегули­рован механизм образования резервного фонда по сомнитель­ным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом^ При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значи­тельной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтере­сованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкрет­ные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия. Так, Уставом Всероссийской госу­дарственной телевизионной и радиовещательной компании оп­ределено, что прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности компании, оставшаяся после уплаты предусмотрен­ных законодательством РФ налогов и других обязательных плате­жей, остается в распоряжении компании.

Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности. Кон­кретные виды, способы создания и расходования фондов пред­приятий закрепляются во внутренних локальных актах, как пра­вило, в учетной политике. Например, федеральное государ­ственное унитарное предприятие «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондо­вого рынка» ежегодно создает фонд страхования рисков, возни­кающих в рамках национальной депозитарной системы.

Практика осуществления финансовой деятельности унитар­ных предприятий, основанных на праве хозяйственного веде­ния, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направ­ляется на образование фондов: накопления, потребления, ре­зервного и социального развития.

В условиях рыночной экономики отчисления в резервные фонды носят первоочередной характер и имеют важное значе-

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 22 Регулирование банковской деятельности

ние для обеспечения финансовой устойчивости не только само­го унитарного предприятия, но и его собственника — государ­ства. Резервные фонды свидетельствуют об увеличении государ­ственной собственности, создают возможность покрытия не­предвиденных расходов и убытков, а также выплаты долгов по государственным ценным бумагам.

На некоторых предприятиях обособленные фонды не созда­ются, но распределение прибыли осуществляется на основе сметы расходов на развитие производства, материальное поощ­рение, социальную сферу, благотворительную помощь и т. д.

Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения сво­бодной прибыли, например посредством предоставления нало­говых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, ос­новные средства, во внебюджетные фонды Российской Федера­ции и т. д.

Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий пра­вовой режим, обусловленный особенностями государственно­го имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования де­ятельности казенных заводов определено направление прибы­ли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятель­ной предпринимательской деятельности на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие про­изводственные цели, а также на социальное развитие. При­быль на указанные цели распределяется по отдельным фон­дам, а нормативы ежегодно устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. После обязательных фондовых отчислений сво­бодный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федераль­ного бюджета.

Основная задача распределения прибыли казенных предпри­ятий — материальное обеспечение воспроизводственных про­цессов для дальнейшего выполнения государственных заказов. Следует отметить, что заказанная государством продукция, про­изводимая казенными предприятиями, как правило, не отно­сится к числу прибыльных, поэтому в составе их прибыли редко образуется свободный остаток.

Следовательно, при распределении прибыли унитарных предприятий государство сочетает экономические и админист­ративные методы, в частности используя следующие финансо-

К I

fef

во-правовые способы: налоговый — посредством налогообложе­ния деятельности предприятия; неналоговый — посредством обя­зательного образования фондов и последующего изъятия остат­ка прибыли в бюджет.

Качество финансовой деятельности государственных и му­ниципальных предприятий во многом зависит от планирования прибыли. Поскольку имеются существенные различия в мето­дологии исчисления прибыли и ее налогообложении, то учиты­ваются все факторы, влияющие на величину прибыли. Прогно­зирование прибыли является составной частью финансового плана предприятия.

Стабильно функционирующие унитарные предприятия про­гнозируют получение и распределение прибыли на срок от трех до пяти лет, однако в современных российских условиях при нестабильности цен распространено текущее планирование прибыли на один год.

Глава 22. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности

§ 1. Правовые основы банковской системы Российской Федерации

Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно ав­тономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции.

Экономическая сущность банковской системы выражается в специфической функции самих банков как финансовых по­средников, призванных привлекать свободные денежные сред­ства хозяйствующих субъектов, высвобождающиеся в процессе выполнения работ или оказания услуг. Привлеченные денеж­ные средства банки предоставляют во временное пользование иным субъектам на определенных условиях, как правило на условиях платности, срочности и возмездности, осуществляя тем самым функцию банковского кредитования. Таким обра­зом, через банковскую систему происходит постоянное меж-

Финансовое право России. Особенная часть

отраслевое или межрегиональное перераспределение огром­ных денежных сумм в безналичной или наличной формах.

Кроме выполнения функции межотраслевого и межрегио­нального перераспределения капитала банковская система яв­ляется основным элементом расчетно-платежного механизма в государстве.

Аккумулируя и перераспределяя значительные денежные ресурсы, банки ставят в зависимость от своей деятельности за­щищенность и устойчивость национальной валюты, в частности ее покупательскую способность и курс по отношению к валю­там иных государств. Тем самым финансовое состояние банков­ской системы оказывает непосредственное влияние на эконо­мическую безопасность государства и, как следствие, на его экономический суверенитет.

Банковская система имеет первостепенное значение не толь­ко для хозяйственной деятельности частных субъектов, но и для финансовой деятельности государства, поскольку именно через систему банков происходит непосредственное материальное обеспечение государственных функций, программ, различных мероприятий.

Названные обстоятельства предопределяют правовое регули­рование организации и деятельности банковской системы. В настоящее время банковская система имеет достаточную юри­дическую регламентацию, осуществляемую нормами Конститу­ции РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковс­кой деятельности», иными законами, а также большим масси­вом нормативных актов Центрального банка РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации вклю­чает в себя Центральный банк РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели сво­ей деятельности на основании специального разрешения (ли­цензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять бан­ковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяй­ственное общество.

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

Банк — кредитная организация, которая имеет исключитель­ное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физиче­ских и юридических лиц, размещение указанных средств от сво­его имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. "*

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законо­дательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитные организации следует отличать от небанковских кредитных организаций, к которым относятся кредитные орга­низации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и ^банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавли-аются Центральным банком РФ.

В настоящее время нормативными актами Центрального бан-са РФ предусмотрены три вида небанковских кредитных органи­заций: 1) расчетные небанковские кредитные организации; Т) организации инкассации; 3) небанковские кредитные организа­ции, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО). Расчетные небанковские кредитные организации вправе осу­ществлять следующие банковские операции: открытие и веде-ше банковских счетов юридических лиц; осуществление расче­тов по поручению юридических лиц, в том числе банков-кор-эеспондентов, по их банковским счетам.

Организации инкассации на основании лицензии, выданной {ентральным банком РФ, вправе осуществлять такую банковс-/ю операцию, как инкассация денежных средств, векселей, 1атежных и расчетных документов.

НДКО вправе осуществлять следующие банковские опера-|ции: привлечение денежных средств юридических лиц во вкла­ды (на определенный срок); размещение привлеченных во вкла-гы денежных средств юридических лиц от своего имени и за •свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной [форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача (банковских гарантий.

НДКО не вправе осуществлять следующие банковские опе­рации: привлечение денежных средств физических лиц во

Финансовое право России. Особенная часть

вклады (до востребования и на определенный срок) и юриди­ческих лиц во вклады до востребования; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществ­ление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским сче­там; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в на­личной форме; привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских сче­тов.

Банковская система в Российской Федерации состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком РФ, который и уполномочен государством осуществ­лять управление другими кредитными организациями и, следо­вательно, регулировать и контролировать банковскую систему в целом. Второй уровень банковской системы образуют коммер­ческие банки, которые в качестве составных частей этой систе­мы равноправны между собой, подконтрольны и подотчетны Центральному банку РФ.

В банковской системе присутствуют связи двух типов: во-первых, связи между коммерческими банками как однопоряд-ковыми элементами; во-вторых, связи между Центральным бан­ком РФ и другими элементами банковской системы1. Связи первого типа характеризуются отношениями координации меж­ду указанными элементами системы, в то время как связи вто­рого типа перерастают в отношения субординации (властного подчинения) и в первую очередь обеспечивают функциониро­вание системы как единого целого, гарантируя выполнение го­сударственных целей и задач.

Следовательно, в процессе функционирования банковской системы складываются правоотношения как частного, так и публичного характера.

Финансово-правовые методы в том или ином объеме приме­няются при регулировании Центральным банком РФ: процент­ных ставок по операциям Центрального банка РФ; нормативов

Глава 22 Регулирование банковской деятельности

1 См.: Тосунян Г. А., Никулин А Ю, ЭкмолянА М Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М, 2002. С. 258.

обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке РФ (резервных требований); операций на открытом рынке; рефинансирования коммерческих банков, в том числе учета и переучета векселей; валютных отношений; ориентиров роста денежной массы; прямых количественных ог­раничений посредством установления лимитов на рефинансйс-, рование банков и проведение кредитными организациями от­дельных банковских операций; банковской деятельности кре­дитных организаций; надзора за деятельностью кредитных организаций.

Законодательством особо предусмотрены формы взаимоотно­шений между кредитными организациями и государством.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам госу­дарства, а также по обязательствам Центрального банка РФ. По общему правилу государство и Центральный банк РФ не отве­чают по обязательствам кредитной организации, за исключени­ем тех случаев, когда государство или Центральный банк РФ приняли на себя такие обязательства.

Действующим законодательством предусмотрен принцип не­вмешательства законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в деятельность кредитных организа­ций. Кредитная организация не может быть принуждена к осу­ществлению деятельности, не предусмотренной ее уставными документами. Исключения из названных правил могут быть установлены только федеральным законодательством.

Однако принцип невмешательства не следует рассматривать как полную изоляцию банковской деятельности от финансовой деятельности государства. В частности, в указанных законода­тельством случаях банки уполномочены проводить в интересах государства финансовый контроль (отдельные формы валютно­го и налогового контроля, проверка соблюдения клиентами порядка ведения кассовых операций).

По специально заключаемому на конкурсной основе догово­ру кредитная организация может выполнять отдельные поруче­ния Правительства РФ, исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществлять финансовые операции со средствами федерально­го бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, обес-

I

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

печивать целевое использование бюджетных средств, выделяе­мых для реализации федеральных и региональных программ.

В связи со стратегической важностью бюджетных денежных средств законодательством особо оговариваются требования, предъявляемые к договорам между кредитными организациями и соответствующими органами государственной власти или ме­стного самоуправления. Такой договор должен содержать вза­имные обязательства сторон, предусматривать их ответствен­ность, а также условия и формы контроля за использованием бюджетных денежных средств.

Особое место в банковской системе занимают муниципаль­ные банки. Муниципальный банк представляет собой кредитную организацию, находящуюся в ведении органов местного само­управления и осуществляющую в соответствии с законодатель­ством и лицензией Центрального банка РФ банковское обслу­живание муниципальной финансовой деятельности. Муници­пальный банк является коммерческой кредитной организацией, входящей в банковскую систему Российской Федерации.

Правовой статус муниципальных банков определяется Фе­деральным законом «О банках и банковской деятельности», федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации», а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Кредитная организация, создаваемая с участием органов ме­стного самоуправления, имеет свой устав.

Уставный капитал муниципального банка состоит из вкладов участников и определяет минимальный размер имущества, га­рантирующего интересы его кредиторов. Отличительным призна­ком муниципального банка является формирование уставного капитала с участием финансовых средств муниципального обра­зования. В этой связи органы местного самоуправления выступа­ют гарантами по обязательствам муниципального банка.

Основными видами муниципальной банковской деятельно­сти являются кассовое обслуживание местного бюджета, при­влечение вкладов местного населения, кредитование мелкого и среднего предпринимательства, ипотечное кредитование, пре­доставление ссуд муниципальным предприятиям, организаци­ям, учреждениям и т. д. Как правило, кредитование субъектов

малого предпринимательства осуществляется муниципальным банком на льготных условиях с последующей компенсацией соответствующей разницы за счет средств местных целевых фондов поддержки малого бизнеса. Не менее важной сферой финансовой деятельности муниципальных банков является про­фессиональное участие на рынке ценных бумаг.

jf* v

§ 2. Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым правовым статусом.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ — это правовое положение этого банка в финансовых правоотноше­ниях с его участием, содержание которого выражается совокуп­ностью финансово-правовых прав и обязанностей, направлен­ных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Отнесение Центрального банка РФ к субъектам финансово­го права обусловлено публичными целями деятельности этого органа. Он является главным денежно-кредитным органом го­сударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовой деятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иных орга­нов государства, а в определенных случаях оказывать им непос­редственное содействие.

Важная роль Центрального банка РФ обусловила и высокий уровень правового регулирования его положения. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций»1 с последующими изменениями, от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»2, «О валютном регулировании и валютном контроле», от 13 ок­тября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании

1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477.

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

внешнеторговой деятельности»1, БК РФ и НК РФ, ежегодными законами о федеральном бюджете.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ уста­навливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотноше­ния с участием Центрального банка РФ не могут регулировать­ся подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка РФ), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Отнесение установления финансово-правового статуса Цент­рального банка РФ к исключительному ведению федерального центра означает и наличие особого законодательного порядка изменения его правового положения, целей деятельности, функций и полномочий. Подобные изменения могут вноситься или в качестве поправок к Конституции РФ, или в качестве иного законодательного акта федерального уровня, но только в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Действующее законодательство прямо не определяет статус Центрального банка РФ и не отражает его местоположение в системе разделения властей. Однако анализ Конституции РФ позволяет рассматривать Центральный банк РФ в качестве са­мостоятельного звена государственной власти Российской Фе­дерации. Так, ч. 2 ст. 75 Конституции РФ называет основной функцией Центрального банка РФ защиту и обеспечение устой­чивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Центральный банк РФ является одним из органов государ­ства, но не входит ни в одну из известных («классических») ветвей власти. Данный вывод основывается на положении ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой системе государства также установлено Конституцией

1 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

РФ, ч. 1 ст. 75 которой относит к исключительной компетенции Центрального банка РФ осуществление денежной эмиссии. Названная конституционная норма согласуется с положениями ст. 71 Конституции РФ и основывается на них. Статья 71 Кон­ституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; фи­нансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. На основе со­поставления положений Основного Закона страны возможно обосновать вывод о наделении посредством делегирования Цен­трального банка РФ одной из функций федерального центра и, как следствие, правомерность его включения в систему органов государственной власти федерального уровня.

Конституция РФ предоставляет Центральному банку РФ определенную независимость деятельности от иных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления. Вместе с тем независимость Цен­трального банка РФ имеет конституционно установленные пре­делы, которые конкретизированы федеральным законодатель­ством и могут быть подвергнуты какому-либо изменению только посредством внесения поправок в действующее законо­дательство нормативными правовыми актами соответствующей юридической силы. Пределы независимости Центрального бан­ка РФ объясняются его включенностью в общую систему госу­дарственных финансово-кредитных органов.

Однако необходимо учитывать специфику финансово-право­вого статуса Центрального банка РФ, обусловленную особым характером его целей, функций и задач. Финансово-правовой статус Центрального банка РФ основан на его общеправовом статусе и имеет следующие особенности. Банк является юриди­чески лицом, что не свойственно иным органам государственной власти; имеет органы управления, но не имеет учредителей, фор­мирует уставный капитал; является субъектом налогового права с вытекающими отсюда правами и обязанностями налогоплатель­щика и налогового агента; имеет право осуществлять банковские операции; обязан ежегодно подвергаться аудиторской проверке.

По общему правилу, закрепленному ст. 2 Федерального за­кона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», государство не отвечает по обязательствам Централь­ного банка РФ, а он — по обязательствам государства. Исключе-

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

ние возможно в случае принятия на себя Центральным банком РФ или государством соответствующих обязательств или в силу прямого указания федерального закона.

В отличие от иных органов государственной власти Цент­ральный банк РФ осуществляет свои расходы за счет собствен­ных доходов. Данный элемент правового статуса не присутству­ет ни у одного другого органа государства, что подчеркивает особое имущественное положение Центрального банка РФ. Исключая Центральный банк РФ из общего списка бюджетопо­лучателей, государство гарантировало ему получение доходов посредством предоставления права осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, а также получать доходы от участия в капиталах кредитных организаций. Не об­разуют доходов Центрального банка РФ денежные средства, произведенные им в результате эмиссии наличных денег.

Финансово-правовой статус Центрального банка РФ вклю­чает целый ряд запретов. Например, в соответствии с Федераль­ным законом «О банках и банковской деятельности» Централь­ный банк РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать госу­дарственные ценные бумаги при их первичном размещении. Исключения могут представлять только случаи, прямо предус­мотренные федеральным законом о федеральном бюджете. Так­же главный банк страны не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ и бюдже­тов муниципальных образований.

Ограничения по видам банковских операций содержатся и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», согласно ст. 49 которого банк не имеет права:

осуществлять банковские операции с юридическими лица­ми, не имеющими лицензии на осуществление банковских опе­раций, и физическими лицами, за исключением случаев осуще­ствления банковских операций по обслуживанию органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воин­ских частей, военнослужащих, служащих Центрального банка РФ, а также иных лиц, если это прямо предусмотрено феде­ральными законами;

приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, перечисленных в ст. 8 и 9 названного Федерального закона, а также участия в капиталах и деятельно­сти международных организаций, которые занимаются развити­ем сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностран­ных государств;

осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Центрального банка РФ и его организаций;

заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключение случаев, предусмотренных указанным Федераль­ным законом;

пролонгировать предоставленные кредиты. В исключитель­ных случаях пролонгация возможна по решению Совета дирек­торов.

Специфика финансово-правового статуса Центрального бан­ка РФ как субъекта публичной финансовой деятельности обус­ловлена невозможностью реализации возложенных на него функций без вступления в гражданско-правовые или междуна­родные отношения с иными субъектами, но вместе с тем учиты­вает и повышенный риск финансовых операций.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой деятельности государства выражают цели его деятельно­сти и выполняемые им функции.

Целями деятельности Центрального банка РФ являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и беспере­бойного функционирования платежной системы.

Осуществление Центральным банком РФ финансовой дея­тельности исключительно в публичных целях обусловило отсут­ствие такой цели деятельности, как получение прибыли. Со­гласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности банка. Названное положение не противоречит обязанности Центрального банка РФ осуществ­лять свои расходы только за счет собственных доходов. Однако участие Центрального банка РФ в публичных финансовых пра­воотношениях не должно носить предпринимательского харак-

Финансовое право России. Особенная часть

тера. Более того, некоторые финансово-правовые операции могут быть изначально убыточны для Центрального банка РФ, но совершенно необходимы для государства. Например, опера­ции по обслуживанию государственного долга не всегда связа­ны с превышением доходов над расходами; обслуживание бюд­жетных счетов также осуществляется без взимания комиссион­ной платы; существенные финансовые потери могут возникнуть в процессе регулирования обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.

В отличие от целей деятельности Центрального банка РФ перечень возлагаемых на него функций носит открытый харак­тер. Согласно ст. 4 упомянутого Федерального закона Централь­ный банк РФ выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную поли­тику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга­низует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федераль­ными законами, посредством проведения расчетов по поруче­нию уполномоченных органов исполнительной власти и госу­дарственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центрального банка РФ;

принимает решение о государственной регистрации кредит­ных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

осуществляет самостоятельно или по поручению Правитель­ства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необхо­димых для выполнения функций Центрального банка РФ;

организует и осуществляет валютное регулирование и валют­ный контроль в соответствии с законодательством РФ;

определяет порядок осуществления расчетов с международ­ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного балан­са и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже ино­странной валюты;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отноше­ний, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

В соответствии с федеральными законами на Центральный банк РФ могут быть возложены и иные функции. В частности, ст. 119 БК РФ возлагает на Центральный банк РФ функции ге­нерального агента Правительства РФ по размещению государ­ственных долговых обязательств, их погашению и выплате до­ходов в виде процентов; ст. 155 БК РФ определяет полномочия Центрального банка РФ в бюджетном процессе; ст. 21 Феде­рального закона от 23 июня 1999 г. № 177-ФЗ «О защите кон­куренции на рынке финансовых услуг»1 возлагает на Централь­ный банк РФ функции антимонопольного регулирования и ан­тимонопольного контроля на рынке банковских услуг, а также

СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

Финансовое право России. Особенная часть

функции по реализации государственной политики по разви­тию конкуренции и антимонопольному регулированию банков­ской системы.

Центральный банк РФ возложенные на него функции и пол­номочия осуществляет как монопольно, так и совместно с ины­ми органами государства.

В своей деятельности Центральный банк РФ взаимодейству­ет с Государственной Думой. Взаимоотношения законодатель­ной ветви власти и Центрального банка РФ выражаются в том, что Государственная Дума:

по представлению Президента РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального бан­ка РФ;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Центрального банка РФ по представлению Председателя Центрального банка РФ, согласованному с Пре­зидентом РФ;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решения;

рассматривает годовой отчет Центрального банка РФ и при­нимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финан­сово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Наци­онального банковского совета;

проводит парламентские слушания о деятельности Цент­рального банка РФ с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя Центрального банка РФ о деятельности банка с одновременным представлением годово­го отчета и основных направлений единой государственной де­нежно-кредитной политики.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и законодатель­ной ветви власти также касаются вопросов организации дея­тельности Центрального банка РФ и законотворческой работы Федерального Собрания. В Национальном банковском совете из 12 членов двое являются членами Совета Федерации и трое — депутатами Государственной Думы.

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

Законопроекты, касающиеся функциональных обязанностей Центрального банка РФ, подлежат обязательному направлению в Центральный банк РФ для дачи заключения. Согласно п. «в» ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотре­нию Советом Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: денежной эмиссии, валю*-, ного и кредитного регулирования. В заседаниях Государствен­ной Думы, касающихся рассмотрения законопроектов по воп­росам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики, может принимать участие Председатель Центрально­го банка РФ или по его поручению один из его заместителей.

Центральный банк РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако он имеет право подзаконного нормотрвор-чества по вопросам, отнесенным к его ведению. Нормативные правовые акты, изданные Центральным банком РФ, обязатель­ны для исполнения всеми федеральными органами государ­ственной власти, в том числе и законодательной.

Центральный банк РФ взаимодействует со Счетной палатой РФ, которая согласно ст. 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»1 осуществляет контроль за бан­ковской системой и в частности за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Счетная палата также контролирует де­ятельность Центрального банка РФ по обслуживанию госу­дарственного долга Российской Федерации. Вместе с тем необ­ходимо обратить внимание на то, что проверки финансово-хо­зяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений осуществляются на основании решений Государственной Думы и только по пред­ложению Национального банковского совета.

Новым подходом Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» стало изъятие из компетенции Государственной Думы полномочий по утвержде­нию аудиторской фирмы, которая должна проводить ежегод­ный обязательный аудит Центрального банка РФ. Из полномо­чий Государственной Думы также изъято право рассматривать аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетно-

1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

I

I

т

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

сти Центрального банка РФ. Усиливая независимость Цент­рального банка РФ, законодатель отдал названные полномочия Национальному банковскому совету.

Гарантией независимости Центрального банка РФ и невме­шательства в его деятельность (за пределами компетенции) зако­нодательной ветви власти является предоставление Центрально­му банку РФ права информировать о таких фактах Президента РФ, а также обращаться в суды в порядке искового производ­ства о признании недействительными правовых актов законода­тельных органов федерального уровня. Кроме Конституцион­ного Суда РФ, арбитражных судов, судов общей юрисдикции Российской Федерации Центральный банк РФ вправе обра­щаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с исполни­тельной ветвью власти, особенно с Правительством РФ, Мини­стерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ.

Правительство РФ и Центральный банк РФ совместно реа­лизовывают государственную денежно-кредитную политику. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансо­вой, денежной и кредитной политики, в то время как Централь­ный банк РФ разрабатывает и проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Центральный банк РФ участ­вует в разработке Правительством РФ экономической полити­ки, выступает генеральным агентом Правительства РФ в право­отношениях по государственному кредиту, совместно с Прави­тельством РФ участвует в бюджетном процессе, осуществляет валютный контроль и т. д.

Правительство РФ обязано информировать Центральный банк РФ о предполагаемых действиях, имеющих общегосудар­ственное значение. Председатель Центрального банка РФ (или его заместитель) принимает участие в заседаниях Правительства РФ, в свою очередь, трое представителей Правительства РФ входят в Национальный банковский совет.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ строятся на паритетных началах. Министр фи­нансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса. Центральный банк РФ

консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графи­ка выпуска государственных ценных бумаг и погашения госу­дарственного долга с учетом их воздействия на состояние бан­ковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Гарантией невмешательства органов исполнительной власти в деятельность Центрального банка РФ является предоставлен"-' ное ему право информировать Государственную Думу о фактах превышения исполнительной властью своей компетенции от­носительно независимости Центрального банка РФ. Также банк вправе обращаться в федеральные суды в порядке искового про­изводства о признании недействительными правовых актов фе­деральных органов исполнительной власти.

Законодательно установленные формы взаимоотношений Центрального банка РФ и иных органов государственной влас­ти необходимы для реализации им единой денежно-кредитной политики. Формы взаимодействия банка с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ свидетель­ствуют о наличии у Центрального банка РФ достаточной само­стоятельности и независимости для проведения денежно-кре­дитной политики, но одновременно не позволяют Центрально­му банку РФ бесконтрольно осуществлять делегированные государственные полномочия и монополизировать финансовые полномочия публичной власти. Взаимоотношения Центрально­го банка РФ с судебной системой обеспечивают гарантии вы­полнения банком возложенных на него функций.

По вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка РФ, он вправе принимать нормативные акты в форме указаний, положений или инструкций. Эти нормативные акты обязательны для исполнения федеральными органами исполни­тельной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Являясь органом, наделенным правом правотворчества, Центральный банк РФ обязан в надлежащих случаях направлять свои акты на регистрацию в Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти.

Финансово-хозяйственная деятельность Центрального банка РФ подлежит ежегодной аудиторской проверке, решение о

Финансовое право России. Особенная часть

проведении которой принимает Национальный банковский со­вет до завершения отчетного года.

Аудит проводится двух видов: внешний и внутренний. Вне­шний аудит осуществляется аудиторской организацией, выбран­ной Национальным банковским советом, имеющей лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федера­ции. Между аудиторской организацией и Центральным банком РФ заключается договор оказания аудиторских услуг, согласно которому Центральный банк РФ обязан предоставлять аудито­рам необходимые отчетность и информацию.

Оплата услуг аудиторской организации осуществляется за счет средств Центрального банка РФ.

Аудиторская организация не имеет права проверять секрет­ные или закрытые счета и операции Центрального банка РФ, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»1. В этой связи в договоре об оказании аудиторских услуг предусматривается от­ветственность аудиторской организации за передачу получен­ной информации третьим лицам. Осуществлять проверку сек­ретных или закрытых счетов и операций Центрального банка РФ может только Счетная палата РФ.

Аудиторская проверка не подменяет других форм финансо­вого контроля за деятельностью Центрального банка РФ.

Внутренний аудит банка осуществляется службой главного аудитора Центрального банка РФ, который находится в непос­редственном подчинении Председателя Центрального банка РФ. Национальный банковский совет вправе давать аудитору Центрального банка РФ рекомендации, затрагивающие вопро­сы финансовой проверки годовой отчетности и обязательные для выполнения подчиненными субъектами. Внутренний аудит проводится в форме регулярных документальных ревизий бух­галтерской и иной финансовой документации, контроля за де­ятельностью подразделений и учреждений Центрального банка РФ, надзора за соблюдением ими действующего законодатель­ства (в том числе нормативных актов Центрального банка РФ). Таким образом, перечень законодательно закрепленных за Центральным банком РФ полномочий, образующих его финан-

1 Российская газета. 1993. 21 сент.

Глава 22. Регулирование банковской деятельности

сово-правовой статус, позволяет ему самостоятельно и незави­симо от иных органов государственной власти осуществлять денежно-кредитную политику Российской Федерации. Одно­временно финансово-правовая компетенция Центрального банка РФ наделяет его статусом полноправного участника ши­рокого круга финансовых правоотношений: финансово-конт­рольных, бюджетных, налоговых, кредитных, эмиссионных, ва­лютных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.