Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая наука




Юридический прецедент

Нормативный правовой акт

Правовой обычай

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

§ согласная воля двух или нескольких лиц;

§ взаимное познание этой воли;

§ возможность содержания воли.

В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития праваизвестны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источникправа.

 

Вопрос 25

Нормативные акты РФ

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Нормативным акт-это документ,принимаемый специально на то уполномоченным правотворческим органом гос-ва или устанавливающий либо изменяющий нормы права. (Могут принимать только те органы,которые уполномочены гос_ом),каждый из гос. Органов принимает только акты определенного вида,все нормативно_правовые акты образуют систему,в которой каждый акт занимает свое место.

Нормативныеакты министерств и ведомств, затрагивающие права и свободы граждан, подлежат регистрации в минюсте.

 

Вопрос № 26

Закон в системе нормативных актов государства. Соотношение права и закона

Закон в системе нормативных актов гос-ва. Соотношение закона и права.

1) Закон -это акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной исполнительной власти(парламент, референдум). Он обладает высшей юридической силой.

Законом регулируются наиболее важные общественные отношения.

2) С тех пор как появилось право, проблема соотношения права и закона существовала практически всегда и множество раз рассматривалась в рамках и зарубежного, и отечественного права.

Вкратце суть проблемы такова: существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

В разрешении проблемы соотношения права и закона сталкиваются два различных взгляда(подхода)

Один из них ориентирован на то, что гос-во является единственным и исключительным источником права, что всё то, о чем говорит гос-во через законы, - это и есть право. Другой основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от гос-ва и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторического естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях».

 

Вопрос №27

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования(Российская газета, Парламентская, Законодательное собрание РФ), если в законе не указана дата его вступления в силу.

Указы президента РФ начинают действовать по истечении 7 днейпосле их оф.публикования, но иногда могут вводиться с момента публикования.

Постановления Правительства РФ вступает, как правило, со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, через 7 дней после их оф.публикования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и свободы граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу после их регистрации.

Закон действует на той территории, где действует власть органа, принявшего закон.

Закон действует на все лица, находящиеся на территории, где был принят закон.

 

Вопрос №28

Система права: понятие и элементы, соотношение с системой законодательства.

 

Система права – совокупность правовых норм, распределенных по правовым институтам и отраслям права и связанных между собой отношениями субординации и координации.

Исходный элемент системы права – правовая норма.

Различные сочетания правовых норм образуют более крупные: а) правовой институт

б) подотрасль права

в) отрасль права

 

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином обществе и гос-ве нормативно-правовых актов(законов,указов и т.п.).

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов. Она не только создается, но и в своем развитии направляется ими. Во многом её существование и функционирование обуславливаются волей и нормотворческими устремлениями законодателя.

 

 

Вопрос 29.

 

«Частное и публичное право»

Публичное и частное право – членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т.п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, т.к. многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями.

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена.

 

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

 

Частное право Публичное право
В частном праве выражаются интересы отдельных лиц. Интересы государства.
Имеет место деценральзованное регулирование общественных отношений. Централизованное регулирование общественных отношений государственной властью.
Инициатива защиты прав от заинтересованного лица. Инициатива защиты прав от государства.
Гражданское, семейное, трудовое, земельное, международное частное право. Конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

 

Вопрос 30.

 

«Правовые отношения: понятия, признаки, структура»

Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Характерные черты гражданских правоотношений:

1) обособленность и независимость друг от друга субъектов гражданских правоотношений;

2) равенство участников общественных отношений — в гражданских правоотношениях обязанный субъект во всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом;

3) самостоятельность участников общественных отношений;

4) наличие юридических гарантий, которые реализуют свойственные гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав, обладающие преимущественно имущественным характером.

 

Субъекты правоотношений – это лица, которые вступили в данную правовую связь и являются ее сторонами и участниками.

Содержание правоотношений – права и обязанности сторон.

Объекты правоотношений – то, на что направленно правоотношение.

 

Чтобы гр. мог стать субъектом правоотношения, он должен обладать кач-вами: правоспособность – это установленная гос-вом способность иметь юридические права и обязанности;

дееспособность – способность гр. своими действиями создавать или приобретать права и нести обязанности.

 

Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:

1) по объекту:

а) имущественные отношения — имеют экономическое содержание и возникают по поводу какого-либо имущественного блага;

б) личные неимущественные отношения — не имеют экономического содержания, возникают по поводу нематериальных благ;

2) по субъектному составу:

а) относительные, в которых управомоченному лицу всегда противостоит конкретное обязанное лицо (договор купли-продажи);

 

31. Субъекты — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:

1) граждане;

2) лица с двойным гражданством;

3) лица без гражданства;

4) иностранцы.

К коллективным субъектам относятся:

1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т. п.);

2) государственные организации;

3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность -способность юридического или физического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (так называемая деликтоспособность).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.