Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический режим

Демократический:

Социально-демократический;

Либерально-демократический;

Парламентский.

Недемократический:

Аристократический;

Олигархический;

Авторитарный;

Деспотический;

Тиранический;

Тоталитарный.

 

5. Форма территориального устройства (примеры)

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

 

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Простая форма (унитарное государство);

Сложная форма (федерация, конфедерация).

 

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[1] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

[править]

Унитарное государство

Основная статья: Унитарное государство

 

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

[править]

Отличительные признаки унитарного государства

Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

Наличие единого гражданства.

[править]

Виды унитарных государств

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

 

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Централизованнное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

[править]

Регионалистское государство

Основная статья: Регионализм (политика)

 

Регионалистское государство (также региональное[2]) — сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы наделены довольно широкими полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия[3], Испания[4], Шри-Ланка[5], ЮАР[6].

 

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму[7], происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции[2][8]. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы[7]. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется Конституционным судом[2].

[править]

Федерация

Основная статья: Федерация

 

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

[править]

Отличительные признаки федеративного государства

Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

[править]

Виды федераций

 

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

 

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

[править]

Конфедерация

Основная статья: Конфедерация

 

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

 

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

[править]

Признаки конфедерации

Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

Нет единого гражданства конфедерации;

Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

6. Политический режим.

http://www.be5.biz/pravo/tzsg/17.htm

7. Теория происхождения государства. (перечислить, раскрыть)

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права.

· Мифологические и религиозные концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория

 

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

 

· Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.

Патерналистская теория

 

От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

 

· Органические концепции происхождения государства

· Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства (Теория Джона Локка)

· Насильственные концепции происхождения государства

· Психологические концепции происхождения государства

· Марксистская концепция происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. (Теории Энгельса, Ленина)

 

8. Марксисткая теория (Энгельс «происхождение семьи… и государства)

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

 

9. Соотношение права и государства.

 

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

 

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

 

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

 

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

 

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Модели соотношения государства и права

 

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

единство;

различие;

взаимодействие.

Единство

 

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Взаимодействие

 

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

 

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

 

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

 

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

 

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

 

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

во внутренней организации государства;

в его деятельности.

 

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

 

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

 

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

 

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

 

Непреходящим общим началом любого правового государства является ею связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором возможно право, — государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой является право. С позиций современного анализа это означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать свободно.

 

Исходя из этой позиции, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

 

10. Соотношение морали, обычаев и права. (происхождение права) соотношение их!

 

Наиболее значимыми регуляторами поведения людей всегда выступали:

обычаи;

мораль;

право.

Обычаи

 

Как известно, самыми древними правилами повеления людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняя его, не задумываясь, зачем он нужен, — просто «так заведено испокон веков». Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Мораль

 

Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

 

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

Право

 

Именно но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

 

Неравенство развивалось по двум направлениям:

в престиже, следовательно, во влиянии и власти;

имуществе.

 

Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

 

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения собственных потребностей посредством силовою воздействия на других индивидов. Но такой способ защиты был недостаточно надежным. Кроме того, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, — государство, а его инструментом стал закон — акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Соотношение и взаимодействие права и морали

 

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;

как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;

нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

 

Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

 

Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

 

Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);

 

Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения;

 

Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;

 

Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

Взаимодействие права и морали

 

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

 

11. Что такое право?

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%EE

 

12. правовые системы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%EE%E2%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0

 

 

13. Д. Рене «Правовые системы».

 

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

- Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.

- К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основах этой правовой системы — принцип, означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту (случай или событие, имевшее место в прошлом, и служащее примером или основанием для аналогичных действий в настоящем.)

- Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

 

14. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%FF_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

 

15. Права человека.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

 

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

 

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства[1].

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%E0_%E8_%F1%E2%EE%E1%EE%E4%FB_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0_%E8_%E3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%E8%ED%E0

 

16. конституционный строй.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

 

Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.

 

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

 

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, относится к исключительной компетенции Конституционного Суда.

 

 

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

народный суверенитет — исключительное право народа как основного носителя власти;

разделение власти(власть одна и она делится на: законодательную, исполнительную, судебную);

нерушимость и не отчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

 

 

* Суверенитет государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete — верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин "С." в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

*Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено), в государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам. Условия проведения Р. и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: Р. конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет Р. — проект закона), обязательный Р. или факультативный.

 

*Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

 

*Подданство, юридическое отношение между государством и личностью и совокупность соединенных с принадлежностью лица к данному государству прав и обязанностей. Подданный имеет право на пребывание в пределах государства, на защиту со стороны государственной власти не только на ее территории, но и за пределами государства, на использование всех политических и гражданских прав, но обязан подчиняться законным велениям государственной власти не только на государственной территории, но и за пределами, и не может ничего предпринимать во вред государству, под страхом обвинения в измене. П. приобретается рождением, замужеством и натурализацией (см.). П. прекращается увольнением верховной властью, замужеством, в Зап. Европе также через эмиграцию и продолжительн. пребывание за границей.

 

*Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

 

*Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный) — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии(индивидуальная свобода действия; самостоятельность.). Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

 

 

 

Конституционный Суд Российской Федерации

 

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

 

Верховный суд Российской Федерации

Адрес: 121260, г. Москва, ул. Поварская, 15

 

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Адрес: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр. 50-52

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Адрес: 101000, Москва, Центр, Малый Харитоньевский переулок, 12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выигрыш и ничья. Закончившаяся партия | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.