Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за экологические правонарушения 1 страница




Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения

Юридическая ответственность – это вид общесоциальной ответственности. Она выражает государственно-властную природу права и касается последствий за неправомерное поведение. Ответственность общесоциальная подразделяется на позитивную и негативную. Позитивная ответственность – это ответственность моральная, она характеризуется положительным отношением лица к совершаемым им поступкам. Это ответственность за надлежащее осуществление своей социальной роли, выполнение социальных норм, за любо порученное дело. Позитивная ответственность в экологической сфере в нашей стране очень низка и не дает желаемых результатов.

Вторая разновидность ответственности – негативная или ретроспективная. Это ответственность за уже совершенные действия. Она связана не только с осознанием ее личностью, но и с внешним воздействием со стороны общества и государства. Такая ответственность может быть общественной, моральной и, в том числе, юридической. Юридическая ответственность – это реакция государства на правонарушение, государственно-принудительная мера, призванная оказать воздействие на правонарушителя. «Юридическая ответственность – это обязанность правонарушителя претерпеть лишения личного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им противоправное поведение».

Основные признаки юридической ответственности:

1. Это мера государственного принуждения;

2. Юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним, обращена на правонарушителя;

3. Ответственность влечет за собой негативные последствия для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;

4. Характер и объем юр. ответственности устанавливаются санкцией правовой нормы;

5. Применение юр. от. осуществляется компетентными органами в строго определенных в законе порядке и формах (процессуальная форма).

Юридическая ответственность за экологические правонарушения отвечает тем же самым признакам. В литературе предлагается множество определений экологической ответственности. Так, В.В. Петров определял юридическую ответственность за экологические правонарушения следующим образом: «В области экологии это ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящим и будущим поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем[47]».

Основываясь на общем определении юридической ответственности можно попытаться определить экологическую ответственность. Итак, юридическая ответственность за экологические правонарушения – это обязанность нарушителя экологического законодательства претерпеть лишения личного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им противоправное поведение.

Юридическая ответственность играет роль принуждения к исполнению экологических требований наряду с иными функциями государственного управления, такими как, государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологический контроль и др.

Роль и значение юридической ответственности за экологические правонарушения обусловлены теми функциями, которые она выполняет. Это стимулирующая (побуждающей к соблюдению норм экологического права), компенсационная (направленной на возмещение причиненного ущерба и восстановление прежнего положительного состояния), превентивная (предупредительной для новых нарушений экологического законодательства) и карательная (имеющей целью наказать за совершенное противоправное деяние) функции.

Вместе с тем юридической ответственности за экологические правонарушения – это не новый вид ответственности, а комплексный межотраслевой правовой институт, использующий санкции как экологического, так и других отраслей права (административного, уголовного, трудового, гражданского и других).

Экологическое правонарушение: понятие, состав

Основанием применения мер юридической ответственности является правонарушение.

Ранее действовавший Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. содержал определение экологического правонарушения. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» оно отсутствует. Поэтому попытаемся определить его на основе общетеоретического понятия правонарушения. Итак, правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

1. Это всегда акт поведения людей, выражающийся в действии или бездействии.

2. Это волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания лица, которые он осуществляет добровольно.

3. Правонарушением признается только деяние, совершенное лицом осознанно как правонарушение. Т.е. лицо должно осознавать, что действует противоправно, и своими действиями наносит ущерб, действует виновно.

4. Такое деяние должно нарушать требование, предусмотренное правовой нормой, т.е. оно является противоправным. Это нарушение запретов или невыполнение обязанностей.

5. Причинение вреда охраняемым законом интересам личности, общества, государства или угроза причинения такого вреда.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Основываясь на этих признаках, можно попытаться определить экологическое правонарушение.

Итак, экологическое правонарушение – это виновное действие или бездействие, дееспособного лица, нарушившего требования экологического законодательства и причинившего вред окружающей среде в целом, а также отдельным природным компонентам, природным, природно-антропогенным объектам, природным комплексам или создавшего угрозу причинения такого вреда.

Экологическое нарушение отражает объективное противоречие в системе общество – природа, так как удовлетворяя свои потребности, человек воздействует на окружающую природную среду, а воздействуя на нее, посягает на ее качество. Поскольку устранить все негативное воздействие на природу на данном этапе развития человеческого общества невозможно, определенное количество такого воздействия допускается законодательством допускается. Как уже отмечалось выше, допустимое воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду называется нормативным и является правомерным. Превышение же допустимых пределов воздействия, т.е. сверхнормативное загрязнение окружающей среды, есть противоправное действие.

За последние годы возросли как масштабы, так и спектр экологических правонарушений. К традиционным видам экологических правонарушений (браконьерство, порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха) добавилась хищническая и нелегальная разработка минеральных ресурсов шельфа, ввоз в Россию и захоронение особо опасных для здоровья населения продуктов питания, размещение на территории России «грязных» технологий и производств и даже экологический терроризм. «Все это говорит о том, что экологические правонарушения оказываются не менее, а возможно и более значимыми для общества, чем другие».

По мнению международных экспертов в России как ни в какой другой стране в мире, разработана законодательная база по охране окружающей природной среды. Однако как ни в какой другой стране мира не уделяется так мало внимания проблемам экологии, а массив законов практически не работает.

Итак, по общему правилу основанием применения мер юридической ответственности является совершение экологического правонарушения. Но из этого правила есть одно исключение, когда применяется имущественная ответственность к владельцу источника повышенной опасности, который должен возместить причиненный этим источником вред независимо от наличия вины его обладателя, т.е. в случае отсутствия в его действия состава правонарушения.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие экологические правонарушения на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. Гражданско-правовая ответственность – с 14 до 18 лет – ограниченная, с 18 лет – полная. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере. Данный вид ответственности может наступить с момента заключения трудового договора.

Объективная сторона экологического правонарушения – это внешнее проявление конкретного экологическо-опасного деяния. Деяние выражается в действии (активном поведении, например, незаконная охота, порубка деревьев, незаконный промысел по добыче редких пород рыб) или бездействии (уклонение от восстановления нарушенного состояния природной среды, непринятия мер по предотвращению вреда здоровью).

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Характеристикой противоправного деяния являются такие элементы как: место, время совершения правонарушения, обстановка, в которой совершено правонарушение, орудия, способ и мотив совершения правонарушения. Указанные компоненты необходимы для доказывания совершенного деяния и наказания виновного в правонарушении субъекта. Необходимо отметить, что наличие указанных трех элементов характерно для материальных составов правонарушений, когда же деяние создает угрозу причинения вреда, вопрос о причинной связи отпадает.

Внешние и внутренние границы экологического правонарушения определяет причиненный вред. Вред является причиной отрицательных экогенных процессов и следствием противоправного поведения правонарушителя. Состав вреда: экологический и экономический. Спецификой экологических правонарушений является то, что при их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так и экономическую ценность. Нередко при этом экологический вред обусловлен в определенной степени и экономическим (имущественным) вредом. Так, экономический вред выражается при гибели леса – в стоимости утраченной древесины, при гибели рыбы в стоимости рыбной продукции, земли – в снижении урожая сельскохозяйственных культур и т. д., то есть ущемлении имущественных интересов природопользователей и собственников природных ресурсов.

С экономическим вредом тесно связан вред экологический. Так, пожар в лесу загрязняет атмосферный воздух, нарушает гидрологический режим и состояние почвы, самого леса, животных и птиц. И так при каждом экономическом правонарушении. Экологический вред может быть обнаружен не сразу, а через довольно длительное время, нередко он – трудно восполним или невосполним вовсе. Это вызывает сложность при определении такого вреда и возмещении убытков от его причинения. Разновидностью экологического вреда является вред антропогенный, когда через воздействие на природу, причиняется вред здоровью человека, выражающийся в ухудшении его физиологического и генетического состояния.

Экологический вред причиняется природным объектам прежде всего не как материальным ценностям, а как составным частям окружающей природной среды.

Есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба. Поскольку природные ресурсы не имеют стоимости, то общепринятый метод подсчета ущерба через стоимость поврежденного, уничтоженного или испорченного имущества неприемлем, используется так называемый таксовый метод, суть которого сводится к тому, что размер причиненного ущерба определяется условно по заранее установленным в таксах расценкам или специальным методикам. При их отсутствии – исходя из фактических затрат, необходимых на восстановление природного объекта.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Уголовная ответственность за экологические регулируется главой 26 Уголовного кодекса РФ, а также рядом статей, вошедшими в состав иных глав, в частности, ст. 358, устанавливающей ответственность за экоцид, ст. 220, устанавливающая ответственность за незаконное обращение в радиоактивными материалами, ст. 236, устанавливающая ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и ряд других норм.

В Уголовном кодексе РФ предусматриваются следующие экологические преступления:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253), порча земли (ст. 254), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Основанием наступления уголовной ответственности является совершение уголовного преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Не может считаться преступлением общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законом, как не может считаться преступлением деяние, формально подпадающее под признаки указанного в законе преступления, но в силу ряда обстоятельств лишенное общественной опасности. Это признак уголовной противоправности.

Состав экологического преступления, как и всех правонарушений, образуют четыре составляющих элемента: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона.

Родовым объектом экологических преступлений являются общественные отношения по обеспечению общественной безопасности. Видовым объектом – общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, а непосредственным объектом – стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Предметом экологических преступлений выступают природная среда в целом и отдельные ее компоненты.

Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что они соединяют в себе сразу три характеристики – это объекты природы, объекты собственности и объекты хозяйствования.

С учетом объекта экологических преступлений можно выделить две группы преступлений, посягающих на:

а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды. Уголовный кодекс РФ к данному виду преступлений относит составы, сформулированные в ст. 247–249,259,262,215, 237, 358.

б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст. 245, 250–258, 260–261 УК РФ.

Субъектом экологических преступлений являются физические лица, достигшие возраста 16 лет, а также должностные лица. В некоторых составах называется специальный субъект. Так, в ст. 246 Уголовного кодекса РФ им может быть лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ. В соответствии с разъяснениями Пленума ВС, в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в его действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность по ст. 285 и ст. 201 УК РФ.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается, как правило в форме косвенного умысла, когда лицо сознательно допускает или относится безразлично к наступлению вредных последствий собственного деяния. В ряде статей вина выражается в форме неосторожности, в частности за загрязнение окружающей среды и нарушение правил обращения с опасными веществами и отходами.

Объективная сторона экологического преступления представляет собой полное или частичное несоблюдение требований экологического законодательства или совершение действий, прямо запрещенных этим законодательством.

Преступления могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Посягательство, выражающееся в нарушении правил, может быть совершено одновременно и тем и другим способом. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение атмосферы и др. Некоторые преступления могут быть совершены только путем активных действий, например, незаконная охота, порубка деревьев.

Большинство составов экологических преступлений сформулированы как материальные, т.е. ответственность наступает лишь при наличии последствий, предусмотренных конкретным составом.

В качестве последствий экологических преступлений кодекс называет:

Ø существенное изменение радиоактивного фона;

Ø вред здоровью человека;

Ø массовая гибель животных;

Ø иные тяжкие последствия;

Ø угроза причинения существенного вреда здоровью человека;

Ø угроза причинения существенного вреда окружающей среде;

Ø загрязнение, отравление, заражение окружающей среды;

Ø массовое заболевание людей;

Ø распространение эпидемий, эпизоотий;

Ø существенный вред растительному и животному миру, рыбным запасам и т.д.

Для материальных составов особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно – природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

Составы экологических преступлений отличаются особыми квалифицирующими признаками, характерными только для данного вида преступлений. В частности, к ним относятся:

- причинение значительного, крупного, особо крупного ущерба;

- причинение существенного вреда окружающей среде;

- массовая гибель животных;

- иные тяжкие последствия.

Так, под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. Также, под иными тяжкими последствиями понимается уничтожение отдельных видов и объектов, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. В необходимых случаях, при разрешении специальных вопросов, требующих необходимых познаний в области экологии по делу проводятся экспертизы с привлечением специалистов: экологов, гидрологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов и др.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

При незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК) значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждением или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером – сто тысяч рублей, особо крупным размером – двести пятьдесят тысяч рублей.

Во всех остальных случаях понятия существенного, значительного и крупного ущерба являются оценочными. Это значит, что в каждом конкретном случае ущерб определяется с учетом обстоятельств совершения преступления.

При решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб от незаконной добычи водных растений и животных или незаконной охоты крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, а также распространенность животных, их отнесение к специальным категориям (к редким и исчезающим видам), их экологическую ценность, значимость для конкретного местообитания и охотхозяйства, кроме того, иные обстоятельства содеянного. К такому вреду следует относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отлов или уничтожение животных или растений, занесенных в Красную Книгу РФ.

Административная ответственность за экологические правонарушения

В Кодексе об административных правонарушениях экологическим правонарушениям посвящено две главы 7 и 8.

Основанием для применения мер административной ответственности является совершение административного правонарушения, понятие которого дано в ст. 2.1. КоАП.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность, в отличие от уголовной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.

Административная ответственность является наиболее широко и часто применяемой мерой воздействия за экологические правонарушения.

Возраст привлечения к административной ответственности – 16 лет.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Основным видом наказания за совершение экологических правонарушений является штраф.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей. Минимальный размер штрафа – 100 рублей.

Кроме штрафа в качестве дополнительного вида административного наказания за экологические правонарушения КоАП предусматривает конфискацию орудия или предмета совершения административного правонарушения. Например, это относится к статьям 8.17-8.20, которые предусматривают ответственность за совершение административных правонарушений в морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также ст.ст. 8.34-8.35, которые касаются редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, биологических коллекций, ст. 8.37 – объектов животного мира, ст. 8.39 – особо охраняемых природных территорий.

Предупреждение как мера административной ответственности за экологическое правонарушение встречается лишь единожды в ч. 4 ст. 7.2 за не уведомление собственником, владельцем или пользователем земельным участком об уничтожении, повреждении или сносе пунктов гос. геодезических сетей, пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды.

Специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которые рассматривают дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:

- судьи;

- органы внутренних дел;

- органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- органы, осуществляющие государственный экологический контроль

- органы, осуществляющие государственный земельный, геологический, водный, лесной контроль;

- органы рыбоохраны и др.

В КоАП предусмотрены следующие экологические правонарушения:

в области охраны собственности – самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) и др.;

в области охраны окружающей среды – несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41) и др.

в области использования отдельных природных ресурсов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.