Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературные. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов




Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-НОРМА, 2000.

Варламова Н. Игры с парламентаризмом // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №3.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право.1997. №3.

Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2001. №1.

Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий/ Отв. ред. В.А.Четвернин. М.: Центр конституционных исследований МОНФ,1997. Гл.4, §4.1.4.

Котикова Н. Конституционный парадокс // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. №2.

Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти в Российской Федерации // государство и право. 1996. № 1

О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право.1996. №8.

 

Аналитические вопросы и задания

1. *Сравните легальное определение Правительства Российской Федерации в действующей Конституции и ФКЗ «О Правительстве». Определите юридические признаки Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти.

2. *Составьте перечень полномочий Правительства в отношении федеральных органов исполнительной власти согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Каковы полномочия правительства Российской Федерации в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации?

3. Определите собственную (исключительную) компетенцию Правительства Российской Федерации согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

4. *Определите понятия «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999г. Определите систему федеральных органов исполнительной власти согласно действующему Указу Президента. (О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями от 20 сентября 2000г.): Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, N 21, ст. 2168). Сравните с системой федеральных органов исполнительной власти, закрепленной Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996г. (в ред от 6 сентября 1996г.) // СЗ Российской Федерации. 1996.№34.Ст.4081.

5. Кем и в каком порядке определяется количество заместителей Председателя Правительства? Сколько их в настоящее время? Каковы их полномочия?

6. Какую форму ответственности (Коллективную? Индивидуальную?) Правительства закрепляет действующее законодательство Российской Федерации?

7. Президент Российской Федерации подписал Указ об отставке Правительства Российской Федерации и временном возложении обязанностей Председателя Правительства на себя, а спустя несколько дней – о назначении и.о. министра внутренних дел исполняющим обязанности Председателя Правительства Российской Федерации. Законны ли действия Президента? В каком суде Государственная Дума может их оспорить: Конституционном Суде или Верховном Суде Российской Федерации?

8. Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с требованием допустить его к участию в заседаниях Правительства с правом решающего голоса, поскольку в соответствии с законом об органах ФСБ он обладает всеми правами федерального министра.

Подготовьте ответ от имени Председателя Правительства.

9. Имеют ли право полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации? Имеют ли такое право руководители межрегиональных ассоциаций субъектов Российской Федерации?

10. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, изменяющий порядок обслуживания государственного долга. Правительство Российской Федерации, ссылаясь на нормы ст. 97 -121 Бюджетного Кодекса и принятый бюджет, дало отрицательное заключение на проект федерального закона. Заключение Правительства Российской Федерации было внесено в Государственную Думу одновременно с проектом закона. Однако федеральный закон был принят и одобрен палатами Федерального Собрания. Вправе ли Президент вернуть принятый федеральный закон, не отклоняя и не подписывая его, ссылаясь на нарушение предусмотренной Конституцией процедуры принятия федеральных законов?

ВАРИАНТ: Проект федерального закона, регулирующий порядок перевода облигаций Сбербанка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации, был принят к рассмотрению, рассмотрен и принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации без заключения Правительства. Вправе ли Президент возвратить федеральный закон, не применяя право «вето»?

11. Определите статус (порядок формирования и основную служебную обязанность) статс-секретарей – первых заместителей (заместителей) руководителей федеральных органов исполнительной власти.

 

 

Тема 8: Конституционно-правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации (2ч.)

 

1. Общие принципы организации органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Порядок формирования, функции и полномочия законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

3. Статус депутата регионального парламента.

4. Порядок формирования, функции и полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

5. Система органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации: конституционное регулирование и региональные модели.

6. Особенности разделения власти в субъекте Российской Федерации: формы взаимоотношений регионального парламента, регионального правительства и главы субъекта Федерации.

7. Конституционно-правовая ответственность законодательного собрания и высшего должностного лица субъекта: основания, формы, процедура.

8. Государственные органы субъекта Российской Федерации с особым статусом: омбудсман, конституционный (уставный) суд, контрольно-счетные палаты.

 

Нормативные правовые акты и акты судебного правотворчества:

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г.) // СЗ Российской Федерации.1999. № 42. Ст.5005; 2001,№ 7. Ст.608; 2002. № 19. Ст.1792.№ 30. Ст.3025; 2003. № 27 (ч.2). Ст.2709.

Постановление КС Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Постановление КС Российской Федерации от 18 января 1996г. № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края

Постановление КС Российской Федерации от 24 января 1997г № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»

Постановление КС Российской Федерации от 1 февраля 1996г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава –Основного Закона Читинской области

Постановление КС Российской Федерации от 10 декабря 1997г. № 19-П. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.04.1996г. № 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // СЗ РФ. -1996. -№ 19. –Ст.2320.

Постановление КС Российской Федерации от 21 декабря 2005г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по жалобе В.Гришкевича и ряда других граждан

 

Учебная и научная литература:

Автономов А. С. Региональные парламенты в современной России. М. 2000.

Андреев А.В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное // Правоведение. 2003. № 1.

Лебедев А.А.Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Челябинск, 2003.

Малый А.Ф. Организация областного парламента. Архангельск, 2001.

На пути к региональному уполномоченному по правам человека /Под ред. А.Ю. Сунгурова.СПб.: Норма, 2000 - 224 с.

Полянский И. Структура исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Право и жизнь. 200. № 30.

Развитие института уполномоченного по правам человека в российских регионах.: в 2-х т. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная Пальмира» - СПб.: 1999 г.

Чиркин В.Е.Государственная власть субъекта Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 10.

Аналитические вопросы и задания

 

1. Является ли организация органов государственной власти субъектов Российской Федерации их собственным предметов ведения?

2. А.Ю.Семенова в своей диссертации «Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» (Тюмень, 2006) предложила принять Федеральный закон «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации». Конституционно ли это предложение?

3. 15 мая 2006г. спикер Совета Федерации направил в законодательное собрание Хакасии представление об отзыве сенатора от этой республики, мотивировав необходимость отзыва «неэффективной работой сенатора». 17 мая 2006г. региональный парламент отказался отозвать избранного им сенатора. Правомерны ли решения законодательного собрания республики? Правомерны ли действия С.Миронова?

5. Требует ли федеральное законодательство учреждать в субъектах Российской Федерации профессиональные парламенты?

6. Определите все федеральные нормы, в совокупности регулирующие законодательный процесс в субъекте Российской Федерации.

6. В соответствии с законодательством ХМАО-Югры должность председателя Правительства округа и должность высшего должностного лица округа не совпадают, но губернатор может быть и главой Правительства. Допускает ли окружное законодательство занятие должности председателя Правительства иным лицом, - не тем, которое замещает должность главы субъекта Федерации?

7. 17.11.2000 г. И.о. Прокурора Свердловской области старший советник юстиции Е.Е.Кравцов опротестовал нормы областного закона «О Правительстве Свердловской области» (от 08 сентября 1998г. № 33-ОЗ). В частности, им были оспорены ст.ст.5, 7, 29 и др., в которых определялись структура Правительства и взаимоотношения Правительства с Губернатором Свердловской области. Так, согласно ст.5 закона Правительство области возглавляется Председателем Правительства. По мнению Е.Е.Кравцова, это противоречит нормам ст.17 Федерального закона от 06 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», где сказано, что в субъекте может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В этом случае ВДЛ возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. Правительство. Т.о. должность Председателя Правительства Свердловской области должна быть упразднена, а возглавлять Правительство должен непосредственно Губернатор области. Правомерен ли протест Прокурора области? Каким, предположительно, был ответ, подготовленный Экспертным советом Уральского института регионального законодательства? Каким было решение суда по этому вопросу?

8. В уставе субъекта Российской Федерации предусмотрено принятие совместных постановлений законодательного собрания и главы субъекта Российской Федерации. Противоречит ли это нормам действующего законодательства?

9. В Уставе субъекта Федерации содержится положение о неприкосновенности депутата регионального парламента. Депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области А.Баков на одном из общественных мероприятий напал на журналиста, нанес ему телесные повреждения средней тяжести, сломал очки и видеокамеру. Будет ли он привлечен к уголовной ответственности (предполагается, что в его действиях имеются признаки таковой)? Если да, то каким образом?

10. Вправе ли республика учредить территориальные органы исполнительной власти общей компетенции (местные администрации), являющиеся органами государственной власти республики?

11. Территория Свердловской области разделена на 6 управленческих округов, в каждом из которых имеется глава (управляющий) округа и администрация округа. Соответствуют ли положения закона Свердловской области «О системе органов исполнительной власти Свердловской области» и областные законов о каждом из управленческих округов федеральному законодательству?

12. Определите региональные модели организации системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

13. Проанализируйте Постановление КС Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-П. Изменилась правовая позиция КС по вопросу о порядке формирования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации? Каковы аргументы КС? Проанализируйте особые мнения Ярославцева и Кононова. Сформулируйте их аргументы.

14. Проанализируйте конституционную жалобу Владимира Гришкевича, оспорившего нарушение его конституционных прав новым порядком наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. Какая часть обращения была принята к рассмотрению? Почему?

15. Составьте таблицу следующего содержания:

Основания досрочного прекращения полномочий (роспуска, отставки)

Законодательного собрания субъекта Федерации Высшего должностного лица субъекта Федерации Правительство субъекта Федерации
     

16. Требуется ли для досрочного прекращения полномочий губернатора (президента республики) судебное решение? В каком решении КС рассматривался этот вопрос?

17. В связи с делегированием федеральных полномочий субъектам РФ и реорганизацией территориальных подразделений федеральных министерств и ведомств в органы исполнительной власти субъектов РФ, в 2007г. были созданы новые ведомства в структуре исполнительной власти ХМАО-Югры. Законна ли такая реорганизация?

18. С 1 января 2009г. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ будут поступать в бюджет области, в составе которой находится автономных округ, а не в бюджет автономного округа, если иное не установлено договором между этими субъектами РФ. Потребуется ли внесение изменений в Договор (2004г.) между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.