Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы формы реализации прав и обязанностей граждан по отношению к местному самоуправлению?




Конституция Российской Федерации наделяет граждан особым ви­дом компетенции, которая проявляется в сочетании их прав и обязанно­стей по отношению к местному самоуправлению.

Особый вид компетенции состоит, например, в том, что граждане формируют (то есть избирают) представительные органы местного само­управления. Такой компетенцией не обладает ни один орган системы ме­стного самоуправления. Не кто иной, как граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладают правом отзыва депу­татов представительных органов местного самоуправления на основе со­блюдения действующих нормативных правовых актов.

Выборы - это одна из форм реализации гражданами своей компетен­ции. Второй формой осуществления компетенции является местный ре­ферендум. Законы о местном самоуправлении, о местных референдумах субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований определяют круг дел, которые могут быть решены на местном референ­думе гражданами муниципального образования. Состав этих дел ограни­чивается, как правило, предметами ведения местного самоуправления, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.

Например, Закон Ивановской области «О местном референдуме» уста­новил, что на местный референдум могут вноситься вопросы, непосредст­венно затрагивающие интересы населения муниципального образования:

– устав муниципального образования;

– формы осуществления местного самоуправления;

– структура органов местного самоуправления;

– строительство социально-культурных и промышленных объектов;

– запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;

– изменение профиля объектов и предприятий муниципальной соб­ственности.

Закон дает открытый перечень вопросов, выносимых на местный ре­ферендум. Однако в ст. 2 вводится ограничение на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции представительного органа ме­стного самоуправления и к компетенции органов государственной власти.

Закон Смоленской области «О местном референдуме...» дополняет этот перечень вопросов. Согласно ст. 4 названного Закона на местный референ­дум может быть вынесен также вопрос об изменении границ администра­тивно-территориальных единиц и муниципальных образований.

На местный референдум могут быть вынесены не все вопросы местно­го значения, отнесенные к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый Го­сударственной Думой Российской Федерации 5 сентября 1997 г., ввел ог­раничение на ряд вопросов местного значения. Согласно ч. 3 ст. 13 назван­ного Закона на местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий орга­нов местного самоуправления, а также о досрочном проведении выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке выборов;

2) о формировании состава органов местного самоуправления и пер­сональном их составе;

3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц местного самоуправления;

4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, испол­нении и изменении финансовых обязательств муниципального образо­вания;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоро­вья и безопасности населения;

6) не относящиеся к предметам ведения местного самоуправления. Третьей формой осуществления гражданами своей компетенции яв­ляются собрания (сходы) граждан. Нормы о компетенции собраний (сходов) граждан определены в законах о местном самоуправлении ряда субъектов Российской Федерации, в законах и положениях субъектов Российской Федерации о собраниях (сходах) граждан, в уставах муници­пальных образований.

Так, Закон Белгородской области «О местном самоуправлении» в ст. 16 устанавливает весьма обширную компетенцию схода граждан. Часть третья названной статьи гласит: к исключительным полномочиям схода (собрания) граждан относятся:

1) принятие положения (устава) о местном самоуправлении;

2) выборы должностных лиц местного самоуправления;

3) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

4) установление местных налогов и сборов на основе принципов, оп­ределенных законодательством Российской Федерации и области;

5) утверждение планов и программ комплексного социально-эконо­мического развития соответствующей территории и заслушивание отче­тов об их исполнении;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления, на­деленных исполнительными функциями.

Такова компетенция схода граждан в местностях, где он заменяет представительный орган. Фактически здесь обозначены почти все ис­ключительные полномочия представительного органа местного само­управления.

Кроме названных форм реализации компетенции, граждане, прожи­вающие в границах муниципального образования, обладают правом правотворческой инициативы.

При реализации этого права граждане обязаны согласовать свои дей­ствия с нормами законов субъектов Российской Федерации, уставов му­ниципальных образований, которые определяют порядок внесения нормативных правовых актов в органы местного самоуправления. Право внесения в данном случае сочетается с обязанностью соблюдать предус­мотренный нормами права порядок внесения проекта документа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.