Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы прав человека




Функции прав человека

Права человека выполняют целый ряд интеграционно-созидательных функций, которые отмечены в учебной и научной литературе по правам человека[40]. При современных исторических условиях права человека выступают в качестве главного критерия гуманности и демократичности общественно-политического строя, то есть они выполняют аксиологическую функцию. Аксиология – это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов.

Права человека, его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей, то есть выполняют креативную функцию. Заметим, что права человека дают ему возможность быть человеком, но не дают права им не быть, т.е. утрачивать человеческий облик. Можно сказать, что права человека существуют и реально значимы для него, поскольку он осознает потребность в них и активно стремится к их реализации.

В тесной связи с вышеназванными функциями находится воспитательная, ибо благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека. Это касается представителей различных рас, национальных и этнических групп, религиозных конфессий, что служит важной предпосылкой для установления отношений дружбы и доверия между различными народами. Происходит осознание того, что все мы – члены единой человеческой семьи.

Активная, творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право знать является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает обеспечение и такого важного права, как право на информацию. Права человека, следовательно, выполняют эвристическую функцию. При этом объектом познания являются также и сами права человека как феномен мировой культуры и цивилизации.

Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал, они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества.

Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека. Принципы определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других людей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощрением и защитой прав и свобод.

Среди белорусских исследователей прав человека существуют различные подходы к данной проблеме. Так, авторы-составители учебного пособия «Права человека» Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. придерживаются мнения, что основополагающими принципами прав человек являются: гуманизм, свобода, равенство и равноправие[41]. В пособии «Права человека», подготовленном автором монографии и изданном в 1996 году, так же указаны принципы гуманизма, свободы, равенства и равноправия[42]. Член-корреспондент НАН Беларуси Евменов Л.Ф. в своих работах[43] подвергает критике выделение таких принципов и со своей стороны предлагает следующие, а именно: принципы универсальности и различия, неделимости и делимости (автономности), равенства и неравенства, неотчуждаемости и отчуждаемости. Он считает, что проблема принципов прав человека «до сих пор весьма неопределенно и вразнобой трактуется в международной идеологии прав человека и отсутствует в понятийном аппарате международных и региональных актов по правам человека …». Такая ситуация, по его мнению, негативно сказывается не только на общих идеологических установках, политико-правовых нормах и стандартах в области прав человека, усугубляя во многом их размытость и декларативность, но и на эффективности самой международной правозащитной деятельности. Ученый подвергает резкой критике деятельность ООН, других правозащитных организаций, связанную с разработкой принципов прав человека. Он считает, что ООН еще далеко до серьезной разработанности проблемы фундаментальных принципов прав человека. Одновременно достается и всем исследователям, занимающимся изучением проблемы прав человека.

Не углубляясь в эту проблему, отметим, что в действительности существуют различные подходы к проблеме принципов прав человека. Первый, базисный подход отражен в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политических правах, в других международных документах[44]. В них нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам этот термин здесь не называется. Это – принцип естественности и неотъемлемости прав,вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; веры в ценность человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности прав человека; принцип равноправия мужчин и женщин в их правах; уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и свобод гражданина и человека. Права человека во многом основаны на принципах свободы и равенства[45].

Стержневым в этой системе принципов прав человека по-прежнему остается принцип универсальности, утверждающий их принадлежность всему роду человеческому. В основе понимания прав человека как универсального целостного феномена лежит, как известно, философское учение о единстве человечества, единых истоках и общих законах его развития (Ф.Вольтер, И.Г.Гердер, Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Луи Монтескье, И.Кант, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, П.Соркин и др.). При этом универсальность и всеобщность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В-четвертых, проблема прав человека – всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое отражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы».

Генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лялюмьер решительно утверждала универсальность прав человека… «тех прав, которые в сущности являются правами, принадлежащими всем человеческим существам, каждой женщине, каждому мужчине и каждому ребенку где бы они не жили на этой земле»[46]. В докладе на Всемирной конференции по правам человека (1993 г.) она заявила: «Универсальность прав человека оставляет место их различию»[47]. Позиция Бутроса Бутроса Гали (Генерального секретаря ООН): «Права человека являются общими для всех членов международного сообщества… Они учат нас прямо и категорично, что мы в одно и то же время одинаковы и разные»[48].

Между тем принцип универсальности, несмотря на его всеобщее признание, до сих пор продолжают оспаривать отдельные политики, идеологи, ученые. К примеру, академик Моисеев Н.Н.[49] И речь идет не только о представителях исламского мира, которые в данном вопросе проявляют особую активность. К ним примыкают также некоторые идеологи христианства и буддизма, а если точнее – апологеты антидемократических политических режимов. И все же большинство, в том числе и в странах Азии придерживаются мнения, что когда речь идет о правах человека, не существует никаких особых азиатских прав. Выражая свою и их позицию Явада Зариф, выступая на пленарном заседании Венской всемирной конференции в качестве представителя исламской республики Иран, однозначно и безусловно поддержал идею универсальности прав человека. Он сказал: «Согласно божественной логике, права даются не соглашением или договором, а дарованы человеческому созданию их творцом. Они универсальны, независимы от условий, им чужды границы, будь они временны или географически, не зависят от пола или других каких-то внешних качеств и барьеров»[50].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.