Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Могилёв 2009

 

УДК 340

ББК 67

С

 

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры ГД

Протокол № от 29.06.2009 г.

 

 

Составитель:

В.В. Юдин

 

Рецензент:

доцент, канд. с/х наук А.А. Дыжова

 

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине "Права человека". Вопросы практических занятий даны в соответствии с рабочей программой, выделены проблемы для обсуждения.

 

 

©УО «Могилёвский государственный

университет продовольствия», 2009

 

общие методические рекомендации по изучению курса «Права человека»

Целью преподавания дисциплины «Права человека» является повышение правовой культуры молодёжи, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание чувств человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания своих прав и прав других людей, общественных интересов, а также обязанностей государства перед своими гражданами.

Задача курса заключается в том, чтобы сформировать понятие о правах человека как сложном, многогранном явлении, результате длительной истории человечества, его ценности.

Изучение тем курса базируется на знаниях по истории, философии, политологии. В результате изучения дисциплины студент знакомиться с основными концепциями прав человека, ведущими представителями истории и теории прав человека.

Студенты при изучении курса приобретают умения характеризовать права человека как общечеловеческую ценность, видеть основные препятствия на пути к обеспечению неотъемлемых прав человека.

Изучение курса позволит студенту научиться анализировать роль прав человека в его личной жизни и в жизни общества, выявлять и анализировать наиболее типичные нарушения прав человека, а также понять связь прав и свобод человека и его обязанностей.

 

 


тематический план курса «Права человека»

 

Наименование тем Количество часов
Лекции Практические занятия Всего  
  Теория прав человека: предмет и функции        
  Идейные истоки современной концепции прав человека        
  Всеобщность и универсальность прав человека        
  Диалектика прав человека и социальных общностей        
  Международная защита прав человека        
  Формирование гражданского общества и правового социального государства – необходимое условие обеспечения прав человека        
  Права человека в РБ: проблемы и защита        
  Итого        

 

 

ТЕМА 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ.

Вопросы к занятию

1.Права человека в системе социально-гуманитарного знания.

2.Права человека – фундаментальная основа человеческого существования и сосуществования.

3.Права человека в Конституции РБ.

 

Тема доклада (сообщения):

Становление современной защиты прав человека, основные этапы.

 

Проблема для обсуждения:

Основания свободы человека.

 

Литература

Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями). – Минск: Амалфея. 2004.

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева, Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

 

Студенты должны запомнить, что 10 декабря 1948 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Париже была принята Всеобщая декларация прав человека. Необходимость обучения правам человека отмечена в решениях Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся под эгидой ООН 25 июня 1993 года. В Венской декларации было сказано: «Всемирная конференция по правам человека подчеркивает важность включения вопроса о правах человека в учебные программы и призывает государства осуществлять это на практике». В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи №49/184 от 10 декабря 1994 года, с 1 января 1995 года по 31 декабря 2004 года проводилось десятилетие обучения правам человека, которое стало составной частью Всемирной информационной кампании по правам человека.

Вводя в образовательный процесс курс «Права человека», РеспубликаБеларусь выполняла взятые перед международным сообществом на себя обязательства по обучению правам человека.

Образование в области прав человека дает возможность адекватно оценить: существующие политические режимы; социальную деятельность государств; правовую и нравственную культуру общества; политических лидеров; правосознание народа.

Раскрывая второй вопрос темы семинарского занятия, студенты должны отметить, что в основу теории прав человека положены следующие принципы: принцип гуманизма; принцип свободы; принцип равенства и равноправия; принцип достоинства личности. В дальнейшем студенты вскрывают содержание перечисленных принципов

Студентам следует обратить внимание на основные принципы прав человека: права человека принадлежат ему от рождения; права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому; права человека – высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства; права человека – средства контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека; обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией; осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства; личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; коллективные права неотделимы от прав индивида и не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности; права человека регулируются законом; права и свободы человека могут быть ограничены законом.

Студенты должны так же обратить внимание на характер прав человека, проявляющийся в его всеобщности. Всеобщность прав человека означает, что все люди, без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Все права и свободы человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны, права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился. Никто не может игнорировать проблему прав человека, поскольку она – всеобща.

Готовясь к ответу по третьему вопросу темы семинарского занятия, студенты должны отметить, что Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву.

Конституция Республики Беларусь, в целом соответствует требованиям в области прав человека. В ней отражен полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрены необходимые гарантии их реализации. В ст. 2 Конституции записано, что человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. В соответствии со ст. 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признаёт равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Это означает, что все граждане, независимо от занимаемого положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые возможности по осуществлению своих конституционных прав. Права и свободы граждан закреплены в статьях второго раздела «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве конституционных гарантий выступают положения, закреплённые статьями 58-62 Конституции. В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане Республики Беларусь; защищать Республику Беларусь (ст. 57); принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

При изучении данной темы студенты должны усвоить, что современная система высшего образования призвана готовить не только высококлассных специалистов, но и культурных, высокообразованных людей, занимающих активную гражданскую позицию.

Знание основных положений Конституции Республики Беларусь – важнейшее основание формирования правовой культуры. Вбирая в себя общечеловеческие ценности, международные стандарты прав и свобод человека, основной закон становится важным источником для определения концепции, принципов, целей формирования личности, соответствующей современному обществу, воспитания личности в духе уважения прав и свобод человека.

 

 

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Вопросы к занятию

1.Формирование представлений о ценности человеческой личности, ее правах, свободах и обязанностях в странах Древнего Востока и Античном мире.

2.Понимание человека, его прав и свобод в христианстве.

3.Развитие идей о свободе человека в период Возрождения и Реформации.

4.Разработка концепции прав и свобод человека в Новое время.

5.Реализация идей прав и свобод человека в конституциях XVIII в.

 

Тема доклада (сообщения):

Права и свободы подданных великого князя в Статутах Великого Княжества Литовского.

Идеи прав человека на просторах Великого Княжества Литовского.

 

Проблема для обсуждения:

Приводят ли революции к свободе?

 

Литература:

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева, Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учеб. Пособие / Д.Е. Тагунов. – Минск: Книжный Дом. 2005. – 400 с.

 

Раскрывая первый вопрос темы студентам необходимо проследить, как изменялось содержание понятия «свобода» в Древнем мире. Термин «свобода» стал использоваться с XXIV века до н.э. в Шумере. Под свободой понималась возможность наказывать общинниками недобросовестных сборщиков налогов. В цивилизациях Древнего Востока под свободой понималось то, что разрешено властью (царь, правитель). В наиболее древних правовых актах прослеживается связь понятия свобода с понятиями справедливость, милосердие, истина. Законы царя Хаммурапи (1792 – 1750) своей целью имели установление справедливости, «чтобы сильный не притеснял слабого». Закон определял права и меру ответственности свободного человека. Власть царя, фараона, императора – имеет божественное происхождение, монарх есть сила удерживающая общество и природу от хаоса. Установление законов, соблюдение их, способ поддержания мирового порядка.

Представление о правах и свободе человека в античности неразрывно связано со становление полисной системы. Полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Гераклит утверждал, что законы полиса отражение космического порядка. Знание о справедливости и законе по Гераклиту, часть знания о космосе как «упорядоченной вселенной», «мировом порядке». В основе всех событий мира лежит божественный логос (разум) – первоисточник человеческой справедливости и права. Граждане полиса имеют равные права. Дары Прометея (умения и практические знания) и дары Зевса (стыд, правда, умение жить сообща) были даны всем людям. Всем людям в одинаковой степени доступно искусство полисной жизни. Греки обосновали идею естественного равенства и свободы людей. Основания свободы греки видели в справедливости. Сократ утверждал: свобода достижима только на пути соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса. Платон утверждал, что «справедливо» – каждому по достоинствам его и добродетелям. Исходя из понимания справедливости, греки искали наиболее лучшие формы общественного устройства. Аристотель говорил, что «…те формы государственного строя, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными… формы, при которых имеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляют отклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе».

При подготовке к ответу на второй вопрос темы студенты должны отметить роль христианства в становлении идей прав человека. Христианство выступило с проповедью свободы, учило, что все люди равны как «дети Божьи».

Христианство устанавливало равенство людей перед Богом, равное право каждого на спасение, сочетаемое со свободой выбора. В социальном плане объем прав зависел от объема обязанностей. Так, рыцарь, «воин Христов», был обязан не щадя своей жизни защищать дело веры и служить сюзерену, а потому прав у рыцаря было больше, чем у крестьянина.

Система прав и обязанностей требовала законного своего закрепления, чтобы предотвратить злоупотребления власти. В период средневековья в Европе идет борьба за политические права, за право участвовать в управлении и право ограничивать притязания власти. Примерами могут послужить Великая хартия вольностей (Англия 1215г.) и борьба городов за самоуправление – «Магдебургское право».

При подготовке к ответу по третьему вопросу студенты должны обратить внимание на то, что эпоха Возрождения пробудила интерес к человеку и к его жизни. Человек стал рассматриваться как хозяин своей судьбы, живущий по своему собственному разумению. Новая картина мира утверждает новый его центр – могучую, прекрасную и свободную личность человека. Создаются модели общества, в котором человеку обеспечиваются свобода, справедливость, счастье. Здесь важно вспомнить «Город солнца» Томазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора.

До эпохи Возрождения и Реформации шла борьба за политические права. Возрождение и Реформация сформулировали право на свободу мысли и на свободу вероисповедания.

При подготовке четвертого вопроса студенты должны особое внимание обратить на теорию общественного договора, принцип разделения властей и концепции свободы, сформулированные в Новое время. Теория общественного договора базируется на идее естественных прав человека, присущих ему от рождения. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и собственность – в этом проявляется равенство всех людей. Т. Гоббс считал, что такое состояние приводит к «войне всех против всех», поэтому уж лучше власть тирана, чем гражданская война. Джон Локк предложил способ обеспечения неотчуждаемых прав человека через договор, чтобы общество могло избежать гражданской войны и тирании. Люди, договариваясь между собой, создают объединения, государства, цель которых обеспечение неотчуждаемых прав человека. По мнению Локка, чтобы избежать установления тирании власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и федеративную и должна обеспечить правопорядок, дающий каждому реализовать свои права без ущерба для свободы и интересов других людей.

При рассмотрении концепций политической свободы, разрабатываемых в Новое время, важно обратить внимание на две стороны свободы. Проблему политической свободы людей Монтескье решал через отношение свободы к государственному строю и к отдельной личности, гражданину. Политическая свобода реализуется лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью. Правовое (конституционное) закрепление разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), является необходимым условием и средством позволяющим избежать тирании, обеспечить гражданские права и свободы. Другая сторона свободы, на которую обращает внимание Монтескье, связана с отношениями граждан между собой, строящимися на основе законов.

Рассматривая пятый вопрос семинарского занятия студенты должны усвоить, что конституционные акты XVIII в. содержали три основных идеи: равенство людей в правах; власть учреждается народом, через который Бог и освящает власть; народ имеет право на смену правительств: «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей (обеспечение прав), народ имеет право изменить или учредить новое правительство…».

Представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением об общественном договоре и разделении властей, сыграли основополагающую роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на конституционное законодательство и государственно-правовую практику государств Нового Времени.

 

 

ТЕМА 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

 

Вопросы к занятию

1.Система и основные положения прав человека.

2.Гражданство и его специфика.

3.Права и обязанности гражданина

 

Тема доклада (сообщения):

Глобальные проблемы современности и права человека.

 

Проблема для обсуждения:

Смертная казнь – за и против.

 

Литература

Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями). – Минск: Амалфея. 2004.

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева, Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

 

Систему прав человека составляют личные (гражданские) права, политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права. При подготовке к ответу студенты раскрывают сущностные характеристики прав. Так в Конституции Республики Беларусь записано, что каждый человек имеет право на жизнь, государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ст. 24). Данная норма содержится в статье. 3 Всеобщей декларации прав человека. Сущность права на жизнь заключается в недопустимости произвольного лишения жизни, запрете активной эвтаназии, дозволенности искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, а также самостоятельности решения женщинами вопроса о материнстве, в том числе об искусственном прерывании беременности.

Последовательно и четко студенты должны показать содержание других личных (гражданских) прав, политических прав и свобод, экономических, социальных и культурных прав.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на содержание понятия гражданство. Гражданство устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определением юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), определённое правовое положение лица в конкретной стране. Гражданство – юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном комплексном объёме прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства. Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину.

При рассмотрении вопроса о гражданстве следует обратить внимание на то, что каждый человек имеет право на гражданство (п. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека), гражданство приобретается по рождению или путем натурализации. В основе предоставления гражданства по рождению лежит принцип рождения от родителя или родителей – граждан конкретной страны «право крови», и принцип «право почвы», т.е. рождение на территории определенной страны. Натурализация – предоставление гражданства лицу на основании решения компетентного органа. Правом предоставления гражданства обычно наделяются высшие органы государственной власти. Студенты должны раскрыть содержание требований к лицам претендующим на приобретение гражданства, натурализацию.

Студенты должны обратить внимание на основания для утраты гражданства, и в каких случаях выход из гражданства Республики Беларусь не допускается.

Студенты должны обратить внимание на случаи возникновения двойного гражданства, а так же на правовое положение иностранцев, лиц без гражданства и беженцев

При подготовке третьего вопроса должны указать, что такое обязанность, какие обязанности для человека устанавливает Всеобщая декларация прав человек и какие обязанности лежат на гражданах и не гражданах Республики Беларусь. В каких случаях государство может ограничить права и свободы граждан, какие права и свободы не подлежат ограничению.

 

ТЕМА 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Вопросы к занятию

1.Права человека и права народов.

2.Права женщин как составная часть неотъемлемых прав человека.

3.Права ребенка как общечеловеческая ценность.

 

Темы докладов:

Деятельность международного сообщества в области защиты прав детей.

Рабство в ХХ веке.

 

Проблема для обсуждения:

Право наций на самоопределение и целостность государства.

 

Литература

Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями). – Минск: Амалфея. 2004.

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева., Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

 

При рассмотрении темы семинарского занятия студенты должны уделить внимание международным документам, регулирующим вопросы связанные с правами национальных меньшинств и других социальных общностей.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.); Декларация о расе и расовых предрассудках (ЮНЕСКО, 1978г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.); Конвенция о правах ребенка (1989г.).

В рамках ООН были разработаны и приняты: «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951); «Конвенция о политических правах женщин» (1952); «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979, Женевская Конвенция).

Защита прав меньшинств представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем современности. Здесь важно уделить внимание проблеме Южной Осетии, Приднестровья, Крыма, проблемы русскоязычного населения в прибалтийских государствах. Недостаточно гибкая политика по отношению к меньшинствам, политика осознанно построенная на принципах дискриминации по отношению к национальным меньшинствам, приводят к конфликтам на этнической почве, возникновению очагов напряженности.

Основными формами дискриминации являются лишение права на участие, отказ от принципа господства права в период обострения социальной напряженности, навязывание меньшинствам определенных стереотипов поведения преобладающей нации, политика преобладающей нации, направленная на осуществление своих экономических интересов за счет меньшинств.

Положения Конституции Республики Беларусь закрепляют принципов равенства перед законом уважения прав и интересов национальных общностей (ст. 14). Конституция устанавливает ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси (ст. 15). Конституция Республики Беларусь закрепляет за каждым человекам право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, государство гарантирует, в соответствии с законом, свободу выбора языка воспитания и обучения.

Говоря о правах женщин, следует отметить, что социально-политический статус женщин кардинально изменился только в ХХ веке. За женщиной признано право на равенство с мужчиной во всех сферах общественной жизни. Конституция Республики Беларусь устанавливает равенство: возможностей получения образования и профессиональной подготовки; в труде и продвижении по службе; в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности; в создании условий для охраны их труда и здоровья (ст. 32).

Наиболее типичные случаи нарушения прав женщин: дискриминация в реализации экономических, политических и социальных возможностей; неравенство в семейной жизни, в том числе в браке и в принятии репродуктивных решений; насилие, варьирующееся от насилия в семье до насилия в обществе, со стороны государства и во время вооруженных конфликтов.

При рассмотрении вопроса о правах ребенка следует обратить внимание на основные принципы политики в отношении детей сформулированные в Конвенции о правах ребенка 1989г. Конвенция определяет необходимость ликвидация дискриминации в отношении детей, во всех вопросах, касающихся детей, интересы ребёнка должны учитываться в первую очередь, ребёнок имеет право на жизнь, выживание и развитие, ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение по всем затрагивающим его вопросам.

При подготовке данного вопроса, важно отметить наиболее острые проблемы в области охраны прав ребенка. За десять лет с 1987 по 1998 год на полях сражений погибло около 2 млн. малолетних солдат. До 6 млн. ранено или стали инвалидами из-за ранений. Только 1998 году в боевых действиях принимали участие 300 тысяч несовершеннолетних солдат. В России до 5 млн. беспризорных детей. Рост преступности несовершеннолетних (в среднем до 10% всех осужденных - несовершеннолетние). Системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних не соответствуют международным стандартам Корни проблем с реализацией прав женщин и детей кроются в морально-психологическом климате семьи.

Правовое невежество и нежелание избавиться от господствующих стереотипов мышления и образа жизни, зачастую приводят к нарушению прав детей, женщин и национальных меньшинств.

 

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Вопросы к занятию

1. Национальная система защиты прав человека. Институт уполномоченных по правам граждан.

2. Региональная система защиты прав человека.

3. Система ООН по защите прав человека и предотвращению массовых и грубых нарушений прав человека и прав отдельных индивидов.

 

Темы докладов (сообщений):

Роль общественных объединений в защите и реализации прав человека

Конституционный суд Республики Беларусь, его роль по защите прав и свобод граждан

 

Проблема для обсуждения:

Права человека – двойные стандарты.

 

Литература:

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева., Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

 

При подготовке первого вопроса темы, студенты должны отметить, что основная нагрузка в национальных системах защиты прав человека принадлежит институту уполномоченных по правам человека. В большинстве стран созданы комиссии по правам человека, или институты омбудсмена. Институт омбудсмена появился в начале XVIII в. в Швеции. (Великобритания, Скандинавские страны, Франция, ФРГ). Омбудсмен (им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации.

Уполномоченный по правам граждан должен быть гражданином страны, обладать познаниями в области права, обладать высокими моральными качествами, пользоваться всеобщим авторитетом.

Назначение на этот пост производится парламентом. В своей деятельности Уполномоченный независим от государственных органов и ответственен только перед парламентом. Обязан представлять парламенту ежегодный отчет о своей деятельности, с замечаниями о положении с соблюдением прав и свобод граждан.

Национальные учреждения по защите прав человека должны стремиться к урегулированию конфликтов посредством согласительной процедуры, принятия обязательных для исполнения решений, информировать подателя жалобы о его правах и имеющихся в его распоряжении средствах правовой защиты, а также облегчить ему доступ к таким средствам, рассматривать жалобы самостоятельно или направлять их любому компетентному органу давать рекомендации компетентным органам, путем выдвижения предложений об изменении законов, положений или административной практики, которые препятствуют свободному осуществлению прав человека. Национальные учреждения по правам человека должны устанавливать и поддерживать тесные контакты с неправительственными правозащитными организациями (НПО) и общественными группами, которые прямо или косвенно участвуют в поощрении и защите прав человека.

При рассмотрении национальных систем защиты прав человека, студенты должны уделить внимание судебной защите прав и свобод граждан, принципам осуществления судебной власти.

При подготовке второго вопроса студентам следует обратить внимание на такие региональные организации как ОБСЕ,Совет Европы, Европейский суд.

ОБСЕ, создана в 1975 году на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. Международная организация, в состав которой входят 54 государства – участника, расположенные в Европе, а также в Северной Америке (США и Канада). Страны – члены ОБСЕ взяли на себя обязательства по развитию демократических структур, верховенства закона и соблюдения прав человека в своих странах, а так же развитию рыночной экономики.

Совет Европ – Европейская межправительственная организация (1949). В настоящее время членами Совета Европы являются 46 государств.

В структуру Совета Европы входит Европейских суд по правам человека, с момента своего учреждения рассмотрел около 4 тыс. дел. По ряду дел Европейский суд по правам человека вынес решения против национальных государств

Ведущую нормотворческую и руководящую роль в борьбе за права человека и основные свободы играет ООН.Государства – члены ООН несут ответственность за положение в области прав человека.

Комиссия ООН по правам человека создана в 1946г. В 1993г. образован пост Верховного комиссара по правам человека. Срок полномочий Верховного комиссара – 4 года. Верховный комиссар наделен полномочиями осуществлять ответные действия при серьезном нарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению таких нарушений.

При рассмотрении международной защиты прав важно обратить внимание на правила ООН для принятия сообщений, петиций и жалоб. Сообщения должны быть совместны с Уставом ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международными пактами о правах человека. До обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством данного государства. Не приемлемы жалобы, на частных лиц, на общественные объединения, жалоба должна быть направлена против государства и его структур.

Гражданин любой страны имеет право привлечь внимание Комитета ООН по правам человека к вопросу, касающемуся грубого нарушения конкретных гражданских и политических прав и свобод.

 

 

ТЕМА 6. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Вопросы к занятию

1. Правовое государство, основные признаки.

2. Сущность и основные функции социального государства.

3. Гражданское общество: предпосылки возникновения, основные признаки и системные элементы.

 

Темы докладов (сообщений):

Общественные объединения, их роль в становлении гражданского общества.

Правовое государство и государство социальное: взаимное дополнение или взаимное исключение.

 

Проблема для обсуждения:

Гражданское общество и общество коммунистическое; что предпочтительней для человека.

 

Литература:

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева, Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

Рассматривая первый вопрос темы, студенты особое внимание должны уделить выявлению признаков правового государства. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах жизни общества и в функционировании самой государственной власти. Закон обязателен для всех граждан государства и применяет единый масштаб и меру к различным ситуациям, имеющий одинаковые правовые признаки. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых, обладает собственными полномочиями, выступает в качестве противовеса по отношению к другим властям.

Студенты должны отметить, что правовое государство возможно при условии экономической независимости гражданина от государства и защищенности его от произвола властей законами. Сфера деятельности правового государства ограничивается охраной прав и свобод граждан, обеспечением общественного порядка и создание оптимальных правовых условий для жизнедеятельности общества. Таким образом, основной принцип правового государства заключается в ограничении государственной власти.

В качестве источника власти выступает народ, суверенитет которого реализуется через представительную и непосредственную демократию.

При подготовке ко второму ответу темы следует обратить внимание на ограниченные возможности правового государства реализовывать принципы социальной справедливости и социального равенства. Осуществляемые в правовых государствах принципы свободы и невмешательствах власти в общественную жизнь не препятствовали углублению социального неравенства, эксплуатации наёмных работников, экономическим кризисам.

Следует отметить, что социальное государство призвано обеспечить социальную устойчивость и стабильность общественной системы. Далее необходимо указать основные направления социальной политики современного Белорусского государства.

Гражданское общество может возникнуть при условии наличия соответствующего, исторически сложившегося уровня самосознания. Фундаментом свободы всякого человека является экономическая независимость людей от государства, обладание собственностью, надежно защищенной законом. Ограничение, на основе законов, вмешательства государства в деятельность людей.

Характеризуя основные признаки гражданского общества, студенты должны отметить естественноисторический характер образования данного общества. Взаимосвязь гражданского общества с правовым государством. Устойчивость гражданского общества по отношению к социальным конфликтам обеспечивается доминированием среднего класса при сохранении сложной социальной системы. Наличие многочисленных объединений граждан, отражающих широкую палитру хозяйственных, политических, семейных, культурных и иных интересов людей, способствующих самоорганизации и самоуправлению. Отсутствие мелочной регламентации и прямого вмешательства государства в жизнедеятельность человеческого общества в целом и отдельных индивидов, многообразие форм собственности при преобладании частной в рамках рыночной экономики.

Гражданское общество – сфера свободной жизнедеятельности граждан и их организаций, огражденная законами от произвольного вмешательства и мелочной регламентации со стороны государства.

ТЕМА 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАЩИТА

 

Вопросы к занятию

1. Конституция РБ и национальное законодательство о правах, свободах и обязанностях личности.

2. Неправительственные правозащитные организации Беларуси, направления работы.

3. Правовая культура.

 

Темы докладов (сообщений):

Обязанности государства и граждан по охране историко-культурного наследия.

Проблемы реализации прав человека в области трудовых отношений в Республике Беларусь

 

Проблема для обсуждения:

Права молодежи в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.

 

Литература:

Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями). – Минск: Амалфея. 2004.

Иванов Г.И. Права человека: учебное пособие / Г.И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – 2-е изд., переработ и доп. – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 368с.

Гусева А.Д., Яскевич Я.С. Права человека: учебное пособие / А.Д Гусева, Я.С. Яскевич – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 346с.

Низовцова Ж.Ф. Права человека: курс лекций / Ж.Ф. Низовцова – Могилев, 2004. – 72 с.

 

Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. Были ратифицированы практически все основные документы в области прав человека. В ст. 2 Конституции записано, что человек, его права, свободы и гарантии являются высшей ценностью общества и государства. В соответствии со ст. 21 Конституции Республика Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Конституция признаёт равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22).

К числу личных прав и свобод Конституция Республика Беларусь относит: право на жизнь (ст.24); право на обеспечение государством свободы и неприкосновенности личности (ст. 25); право презумпции невиновности (ст. 26); никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи, близких родственников (ст. 27); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28); право на свободу информации (ст. 34).

Конституция Республика Беларусь содержит также гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве конституционных гарантий выступают положения, закреплённые статьями 58-62 Конституции

Права и свободы человека закреплены также в законах Республика Беларусь, принятых 1991-2003г. «О гражданстве» (1991г.); «О народном голосовании» (1991г.); «О правах ребёнка» (1993г.); «О национальных меньшинствах» (1992г.); Избирательный кодекс (2000) и др. Закрепление социальных прав произошло в Трудовом кодексе, Кодексе о браке и семье; экономических прав – в Гражданском кодексе Республика Беларусь.

Рассматривая неправительственные организации необходимо указать основные направления работы этих учреждений. Неправительственные правозащитных организаций составляют «Хроники нарушений прав человека», организовывают работу наблюдателей в судах и на массовых акциях протеста, информируют общественность о международных стандартах в области прав человека и об имеющихся нарушениях.

Рассматривая вопрос о правовой культуре студентам необходимо обратить внимание на то, что правовая культура является составной частью часть общей культуры общества, характеризующей качественное состояние государственно-правовой сферы деятельности.

В широком смысле слова правовая культура есть совокупность представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. В узком смысле слова – это совокупность идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Основными формами правовой культуры являются правовые идеи, правовые нормы, правовые поступки, правовые учреждения.

Студентам следует обратить внимание на критерии и показатели уровня правовой культуры. В первую очередь состояние правовой культуры характеризует знание гражданами основ Конституции страны, законов, своих прав и свобод, обеспечение прав и свобод граждан. Немалое значение имеет состояние законности и правопорядка в стране, качество законодательства, состояние правовой науки и образования, профессионализм юридических кадров, статус суда в системе органов государственной власти.


 

 

Учебное издание

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 64 | Место указанной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.