Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дocкa для игpы в pэндзю 3 страница




- перестановка ходов;

- неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диаго­нали;

- двойственность решения;

- лишний ход, связанный с множественностью ходов в реализации его потери.

Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются сле­дующими признаками:

- замена экономичного финала неэкономичным;

- замена одного финала другим;

- существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.

Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.

Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения зада­чи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.

Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочно­му решению.

Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступ­ления - полным.

Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения фина­ла должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Пра­вило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без ис­ключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных.

Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важней­шее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать но­вый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводя­щий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов.

Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются ва­рианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначаль­ный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор.

Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.

7.1.4. Особые виды композиции:

- с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выиг­рывают);

- с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выиг­рыш белых независимо от очереди хода);

- с изменением очереди хода и задания (например, ход белых-выигрыш, ход черных - ничья);

- с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при по­вороте доски на 180 градусов);

- с двумя или более разными художественными решениями (двойная про­блема, двойной этюд и т.д.);

- с обратным заданием (поддавки);

- изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;

- на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);

- задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции).

7.2. Формальные требования

7.2.1. Основные принципы

Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость, экономичность кон­струкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность реше­ния, а также условие соответствия виду. К проблемам и задачам предъявля­ются дополнительные формальные требования, учитывающие специфику жанра.

7.2.2. Легальность

Начальная позиция должна быть легальной, т.е. соответствовать прави­лам игры. В сомнительных случаях автор обязан указать возможный после­дний ход черных и белых.

7.2.3. Решаемость

Задание должно выполняться во всех вариантах решения. Если хотя бы в одном из них задание выполнить нельзя, то композиции не существует.

7.2.4. Экономичность конструкции и финала

Общий принцип экономичности формы композиции состоит в выпол­нении авторского замысла минимальными средствами. Экономичность фор­мы выражается в экономичности начальной позиции (конструкции), игры и финальной позиции. Экономичность конструкции и финала имеет для ша­шечной композиции столь важное значение, что отнесена к формальному тре­бованию.

В начальной позиции необходимо стремиться к равновесию сил сторон.

Экономичность конструкции заключается в обязательном участии всех шашек в решении. Недопустимые статисты - шашки, которые можно снять с доски без нарушения авторского замысла и формальных требований. Созда­ние экономичных финалов или "ложных следов" при помощи статистов так­же не оправдано.

7.2.5. Тематический вариант

Замысел выражается в тематическом (композиционном) варианте или в совокупности тематических вариантов. Это продолжение с художественным решением – точным порядком единственных ходов, приводящих к экономич­ному финалу.

Большинство проблем из-за форсированного характера игры представ­ляют собой композиции с одним тематическим вариантом.

В задачах требуется не менее двух вариантов, причем каждый должен быть тематическим.

В этюдах и позиционных концовках тематическую окраску могут иметь не все варианты или их ответвления. Применительно к этим жанрам чаще употребляется термин "композиционное разветвление". Этюды и позицион­ные концовки должны иметь не менее двух композиционных разветвлений.

Примечание: Формальные и художественные требования к этюдам и пози­ционным концовкам тождественны, поэтому в дальнейших статьях Правил требования рассматриваются только к этюдам.

7.2.6. Единственность решения

Единственность решения требует, чтобы в тематических вариантах за­дание выполнялось без побочных решений только одним, задуманным авто­ром, путем.

Побочные решения принято различать на полные и частные. Полным побочным считается решение всей композиции способом, не предусмотрен­ным автором. Любая неточность первого хода или последующих ходов до начала разветвления на тематические варианты приравнивается к полному побочному решению.

Частное побочное решение - выполнение задания в одном или несколь­ких вариантах способом, отличным от авторского. Частное побочное реше­ние в проблемах с одним тематическим вариантом, а также в любом вариан­те задачи, недопустимо.

Требование единственности решения не распространяется на игру с од­ной белой шашкой в финальных позициях этюдов.

7.2.7. Дополнительные формальные требования к проблемам

7.2.7.1. В начальной позиции не разрешается перевес сил у черных более чем на одну шашку. Со стороны белых такой перевес допустим.

7.2.7.2. Финалом проблемы считается позиция, возникшая после завер­шения комбинационного замысла белых. В ней право совершить неударный ход принадлежит черным. Допустимы финалы с одной белой шашкой (без черных).

7.2.7.3. В тематическом варианте проблем в международные (стоклеточ­ные) шашки запрещаются перестановки и другие неточности ходов, кроме альтернативного хода и удара.

Альтернативный ход – это двухтактное (в два хода) передвижение белой шашки на одно и то же поле через разные клетки доски.

Альтернативный удар – бой белых на одно и то же поле, возможный в разных направлениях. К частному побочному решению приравнивается зак­лючительный удар дамкой на разные поля одной диагонали.

7.2.7.4. В проблемах с дамками и простыми дамки должны выполнять свои функции в процессе игры.

7.2.7.5. В практических проблемах начальная позиция должна быть ес­тественной, т.е. похожей на положение из практической партии.

Примечание: для практических проблем допустимы отклонения от тре­бований, изложенных в пунктах 7.2.4., 7.2.5. и 7.2.7.3.

7.2.8. Дополнительные формальные требования к задачам

7.2.8.1. Все финалы задачи должны быть экономичными.

7.2.8.2. Задание должно выполняться точно, т.е. запирается только та­кое количество и качество шашек, которое указано в условии задачи.

7.2.8.3. Не допускаются к соревнованию задачи с ударным первым хо­дом (черные шашки под ударом в начальном положении) или отсутствием первого хода.

Серьезным дефектом считается наличие белых шашек под ударом в на­чальном положении. В таком случае задача должна быть проверена на ле­гальность. Если нельзя вывести такое положение из другого "спокойного", то оценка задачи должна быть значительно (примерно, на два балла) сниже­на.

7.3. Художественные требования

7.3.1. Основные принципы

Художественные требования к композиции определяются единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воп­лощения. К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чисто­та решения, красота решения. Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования.

7.3.2. Оригинальность замысла

Оригинальность замысла заключается не только в идейной или темати­ческой новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

7.3.3. Вариантность игры

Количество и качество тематических вариантов, "ложных следов" ха­рактеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продол­жений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых ("ложные следы") позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.

К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и до­полнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, не­точностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию.

В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры ва­риантов (например, комбинационных и позиционных). В таких случаях ав­торам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

7.3.4. Экономичность внешней формы и игры

Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию бо­лее привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции.

Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впе­чатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержа­ния.

Следует избегать, по мере возможности, пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).

7.3.5. Чистота решения

Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.

Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор дол­жен стараться устранить этот изъян.

В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в фи­налах.

7.3.6. Красота решения

Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными зак­лючительными ударами и финалами.

В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсирован­ная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось "ложными следами".

В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты реше­ния являются экономичные жертвы на правило большинства.

Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тема­тическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэконо­мичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

 

7.3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам

7.3.7.1. Степень оригинальности замысла в проблеме, определяемая:

- новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;

- новизной оформления темы, идеи или их сочетания;

- новизной контригры черных и ее опровержения;

- новым или редким финалом (финальным мотивом).

7.3.7.2. Естественность расстановки, логичность последнего хода чер­ных, равенство сил.

 

Наличие в исходной позиции белой простой gl при чер­ной простой h2 (и соответственно белой 50 или черной 45).

7.3.7.3. Активность всех шашек в комбинации.

7.3.7.4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) рас­положение шашек - на строго определенных местах.

7.3.7.5. В проблемах на 64-клеточной доске - отсутствие перестановок ходов, четкость заключительного удара, в проблемах на 100-клеточной доске - отсутствие альтернативных ходов и ударов, частного побочного решений в финале.

7.3.7.6. В проблемах (стоклеточные шашки) желатель­но избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек од­ним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исклю­чение - жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через дамочное поле, остается простой).

При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллю­зорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры - 1:2. 1:3:4, 2:2:4:5). Отклоне­ния от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэконо­мичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п.

7.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

7.3.8.1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется:

- новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний;

- новизной игровых приемов и их сочетаний;

- новым сочетанием композиционных разветвлений;

- тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т.д.) и нали­чием "ложных следов".

7.3.8.2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной пози­ции) - серьезные недостатки этюдов.

7.3.8.3. Роль "ложных следов" в этюдах зависит от их качества. Они мо­гут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляе­мым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т.е. подчер­кивающий основной замысел) "ложный след" приравнивается к композици­онному варианту решения.

7.3.8.4. Финалом композиционного разветвления считается:

- финальная позиция с одной единицей у белых;

- финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки.

7.3.8.5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению:

- перестановка ходов;

- движение простой в дамки через соседние поля доски;

- ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали;

- удлинения решения на один ход без повторения позиции;

- затяжка решения с повторением позиции.

7.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

7.3.9.1. Степень оригинальности замысла в задаче определяется:

- новыми или редкими финалами;

- новизной сочетания финалов;

- новизной игровых приемов и их сочетания.

7.3.9.2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.

7.3.9.3. Отсутствие "мертвых" (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных шашек.

7.3.9.4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двой­ственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому).

7.3.9.5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски).

7.4. Публикация и приоритет

7.4.1. Публикация и участие в соревновании

Композиция начинает существовать со дня первой публикации в печат­ном органе (тиражом не менее 50 экземпляров) или со дня истечения после­днего срока присылки на соревнование.

При публикации принято давать сопутствующую информацию к диаг­рамме (или позиции в нотации) в таком порядке: имя и фамилия автора (со­авторов), место жительства автора, диаграмма, задание.

Примечание: неопубликованные композиции, получившие высокие от­личия на соревнованиях (призы, оценки), имеют привиле­гию на публикацию при подведении итогов соревнования.

7.4.2. Приоритет

Приоритет автора композиции устанавливается датой ее первой пуб­ликации или датой истечения последнего срока присылки на то соревнова­ние, в котором композиция участвовала впервые.

7.5. Соревнования по составлению композиций

7.5.1. Системы соревнований

Соревнования по составлению и решению композиций проводятся в соответствии с настоящими Правилами и Положениями о проведении соревнований.

7.5.2. Организация соревнований

Соревнования делятся на свободные по теме и тематические (на заданную тему), открытые (судьям известны авторы композиций) и закрытые (судьям авторы композиций неизвестны). Организаторы могут проводить зачет по одному или нескольким разделам композиции, по произведениям в рус­ские или международные (стоклеточные) шашки.

В положении о проведении соревнований должны быть указаны:

- статус проводимых соревнований;

- организация, ответственная за проведение соревнований;

- условия проведения соревнований;

- разделы композиции;

- допустимое количество композиций от одного автора, количество эк­земпляров каждой композиции;

- адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опуб­ликования условий);

- порядок определения победителей;

- состав судейской коллегии;

- срок опубликования предварительных итогов;

- срок, когда итоги вступают в силу.

Организаторы соревнований обязаны:

- не позже оговоренного в Положении срока опубликовать предвари­тельные итоги;

- по истечении двух месяцев после опубликования предварительных ито­гов объявить окончательные итоги с учетом полученных замечаний;

- после утверждения итогов провести награждение победителей.

7.6. Соревнования по решению композиций

Основной формой массовых соревнований по композиции являются соревнования по решению композиций. Они проводятся с целью популяризации лучших компози­ций среди широких кругов любителей шашек и выявления лучших решате­лей.

Соревнования по решению проблем, этюдов и задач бывают заочными и очны­ми и могут проводиться любой организацией.

7.6.1.Порядок проведения соревнования по решению композиций.

Для проведения соревнования по решению композиций составляется регламент соревнования, в котром указываются:

- статус соревнования;

- жанр и количество композиций для решения;

- условия подведения итогов соревнования и подсчет очков, набранных за решение каждой композиции;

- срок и адрес для отправки решения;

- условия выявления победителей, определяются победители-участники, набравшие наи­большую сумму очков за решение всех заданий;

- условия награждения победителей;

- сроки опубликования решения композиций и итогов соревнования по композиции.

Очки, начисляемые за решение каждой композиции, должны учитывать степень трудности решения. При определении суммы очков, набранных уча­стником, следует учитывать полноту решения заданий и начислять дополни­тельные очки за нахождение побочных решений, нерешаемости, неточнос­тей в игре.

В соревнованиях по композиции сами композиции приводятся без указания их авторов, однако, при опубликовании решений авторы должны быть названы.

Существуют и другие формы соревнований по решению проблем, этю­дов и задач, которые определяются Положением о их проведении

7.7. Судейство соревнований

Для проведения соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе: главного су­дьи, заместителей главного судьи (старших судей разделов), главного секре­таря (судьи-организатора) и судей по разделам.

Главный судья обязан:

- обеспечивать выполнение положения о соревновании;

- координировать работу судей разделов;

- давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в Положении);

- проверять отчеты судей по разделам;

- рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов;

- представлять итоговый отчет организаторам соревнований, а копию отчета и материалы соревнований - в соответствующую комиссию по ком­позиции для учета и оценки итогов соревнований.

В обязанности главного секретаря входит:

- контроль за поступлением композиций на соревнования;

- рассылка поступивших композиций судьям разделов;

- переписка с участниками соревнований по вопросам, связанным с его поведением;

- участие в составлении итогового отчета;

- рассылка участникам предварительных и окончательных итогов сорев­нований и справок о выполнении классификационных баллов и норм в дан­ных соревнованиях.

Старший судья раздела обязан в сроки, установленные в Положении о соревнованиях:

- рассмотреть (совместно с судьями раздела) представленные участника­ми композиции, определить степень их оригинальности, выявить предше­ственников и возможные дефекты;

- дать характеристику произведениям и оценку по 10-очковой шкале (при оценке судья должен учитывать только то решение, которое привел участник);

- сообщить участникам раздела предварительные итоги их выступления;

- составить отчет по разделу с указанием творческих и спортивных ре­зультатов участников;

- представить отчет и его копию главному судье;

- до утверждения итогов соревнований сообщить участникам возмож­ные изменения в присуждении и причины изменений.

Примечание: Главный судья имеет право пересмотреть решение су­дьи раздела, если находит его необоснованным.

 

Решение главного судьи (судейской коллегии) соревнований по компо­зиции обязательно для всех участников. Оно может быть обжаловано в порядке установленном Положением о проведении соревнований.

Главный судья не имеет права одновременно быть участником соревно­вания.

Главный секретарь может принять участие в любом разделе компози­ции, если это не противоречит условиям проведения соревнований.

Судья имеет право участвовать в любом разделе, кроме того, который он судит.

VIII. ТОЛКОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

 

В случае возникновения сомнений при толковании или применении на­стоящих Правил официальные разъяснения в виде окончательных решений может дать только общероссийская спортивная федерация по виду спорта «шашки».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.