Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование государственного внутреннего долга




Долгом

Правовой режим управления государственным и муниципальным

 

На современном этапе развития правового обеспечения государственной долговой политики большое значение приобретает адекватное юридическое оформление процесса управления государственным и муниципальным долгом. Согласно ст. 101 БК РФ управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ; государственным долгом субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ; муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления.

Важную роль в правовом регулировании управления государственным долгом играют акты исполнительной власти, как, например, постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другие нормативные правовые документы, регулирующие выпуск и обращение отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.

Так, Президент РФ определяет стратегические вопросы долговой политики как отдельного элемента внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ).

Правительство в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ и ст. 101 БК РФ реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 8 Закона об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг).

Правовой статус, задачи, полномочия и функции Минфина России закреплены соответствующими постановлениями Правительства РФ (См.: постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478; от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.).

Так, Минфин России разрабатывает и представляет в правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

- финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием российской и международных финансовых организаций;

- подписания и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности министерства;

- эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления гарантий Российской Федерации;

- управление государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;

- компенсационных выплат и погашения государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств.

Помимо этого Минфин России разрабатывает и утверждает методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации.

Кроме того, министерство осуществляет:

- экспертизу проектов о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства;

- управление государственным внутренним и внешним долгом и финансовыми активами РФ;

- функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;

- ведение государственной долговой книги РФ и реестра государственных ценных бумаг РФ;

- государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ и муниципальных ценных бумаг;

- участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

Одной из важных функций Минфина России, которая также определяет его основополагающую роль в сфере управления государственным долгом, является учет государственных заимствований. Учет является обязательным условием эффективного функционирования любой управленческой системы.

В области управления государственным долгом Российской Федерации установлена единая система учета и регистрации государственных заимствований (ст. 120 БК РФ). Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России.

Минфин России осуществляет ведение государственных книг внутреннего и внешнего долга, составляющих Государственную долговую книгу Российской Федерации. Информация о долговых обязательствах должна вноситься в не соответствующими уполномоченными органами в срок не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах их обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 121 БК РФ).

Осуществляя управление государственным долгом, субъекты управления используют широкий набор инструментов.

Среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация долга, рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, пролонгация. Все они связаны с изменением государственных долговых обязательств.

Согласно ст. 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Понятие «реструктуризация» вбирает в себя следующие инструменты управления государственным долгом: пролонгация, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Однако в современных условиях развития экономики государства по рыночному пути эти инструменты не используются, поскольку их применение ведет к нанесению ущерба репутации государства как заемщика.

 

Российской Федерации

 

Внутренний долг Российской Федерации формируется из обязательств, возникающих в валюте РФ. Внутренний долг РФ связан с осуществлением государственных внутренних заимствований.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ (ст. 89 БК РФ).

Государственные внутренние заимствования осуществляются на основании программы государственных внутренних заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований представляется соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. В программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, представленным Российской Федерацией.

Основными видами государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ и включаемых в состав государственного внутреннего долга, являются государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа.

Правовое регулирование государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), порядка их эмиссии, обращения и выкупа осуществляется на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. «136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», постановлений Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4248), приказа Минфина России от 24 ноября 2000 г. № 103н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ФГ. 2001. № 6.), приказа Минфина России от 22 декабря 2000 г. № 115н «Об утверждении Положения о выкупе государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов на вторичном рынке ценных бумаг» (ФГ. 2001. № 6).

Эмитентом ГКО от имени Российской Федерации является Министерство финансов РФ. Государственные краткосрочные облигации размещаются путем проведения аукциона. Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска. Банк России является генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных краткосрочных облигаций.

По поручению эмитента Банк России может осуществлять на вторичном рынке дополнительную продажу государственных краткосрочных облигаций выпуска, не размещенных на аукционе, а также выкуп до срока погашения государственных краткосрочных облигаций ранее размещенных выпусков.

Облигации Федеральных займов (ОФЗ) представляют собой именные купонные среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет) государственные ценные бумаги, выраженные в валюте РФ.

В зависимости от условий выплаты купонного дохода существуют следующие виды ОФЗ:

- Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Порядок их эмиссии и обращения облигаций определены приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. № 112н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом» (БНА РФ. 2001. № 3);

- Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Условия их эмиссии и обращения утверждены приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. № 65н (БНА РФ. 2001. № 47);

- Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Порядок их обращения и эмиссии определен условиями эмиссии и обращения федерального займа с амортизацией долга, утвержденными приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. № 37н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения федерального займа с амортизацией долга» (БНА РФ. 2002. № 20);

- Облигации федерального займа с фиксированным купонным долгом (ОФЗ-ФК). Правовое регулирование этих облигаций осуществляется на основании приказа Минфина России от 18 августа 1998 г. № 37н «Об утверждении Условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом» (БНА РФ. 1998. № 22).

В целях активного привлечения средств населения для финансирования стабилизации экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережения населения в 1995 г. Выпущены в обращение облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), которые являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Правовое регулирование облигаций государственного сберегательного займа, порядка их обращения и эмиссии осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 771 «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» (СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4361), приказами Минфина России от 27 февраля 2002 г. № 13н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» (БНА РФ. 2002. № 21) и от 31 июля 2002 г. № 74н «Об организации конкурса по определению агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций» (БНА РФ. 2002. № 44), извещение Минфина России от 14 октября 2002 г. № 5-2-06/42 «О проведении открытого конкурса по определению агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций» (Правовая база «Гарант).

Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии государственного сберегательного займа определяется Минфином в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами, выраженными в рублях, на предъявителя и подлежат обязательному централизованному хранению. Эмиссия облигаций проводится в форме отдельных выпусков.

Владельцами облигаций могут быть российские юридические лица, являющиеся резидентами РФ: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

При этом владельцы облигаций имеют право на:

- получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигации;

- предъявление облигации к выкупу в порядке и объемах, предусмотренных решением о выпуске облигаций, в установленные дни выплаты доходов в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость облигации.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) на вторичном рынке не обращаются. Передача владельцем облигаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускаются.

Выпуск облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ) осуществляется с целью оформления задолженности федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу) и носил целевой характер: погашение задолженности федерального бюджета перед предприятиями оборонного комплекса по недофинансированному государственному заказу.

Облигаций государственных нерыночных займов – это долговые обязательства Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, размещаемых на добровольной основе и выпускаемых в бездокументарной форме. Генеральные условия эмиссии и обращения ОГНЗ были утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316 (СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368.).

Помимо представленных основных видов государственных ценных бумаг, на российском фондовом рынке обращаются восстанавливаемые ценные бумаги, введенные Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3683) в порядке перевода государственных ценных бумаг СССР в целевые долговые обязательства РФ, и ряд других бумаг (например, государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г., российский внутренний выигрышный заем 1992 г.).

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «государственный (муниципальный) кредит.

2. Что такое «государственный (муниципальный) долг»?

3. Назовите основные источники правового регулирования государственного

и муниципального кредита.

4. Перечислите правовые формы государственных и муниципальных

долговых обязательств.

5. Каково содержание понятия «управление государственным и

муниципальным долгом»?

6. Чем реструктуризация государственного долга отличается от конверсии,

консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирования?

 

Основная литература

1. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред.

М.В. Карасева. 2- изд. – М., 2007.

2. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой,

Г.П. Толстопятенко. – М., 2003.

3. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М., 2004.

4. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. 3-е изд.

– М., 2002.

5. Финансовое право: Учебник / Под ред. Г.В. Петровой. – М., 2006.

6. Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова.

– М., 2001.

7. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. 2-е издание.

– М., 2004.

 

Дополнительная литература

1. Махмутова Э.Х. Государственный кредит в Российской Федерации //

Проблемы правового регулирования и перспективы развития. – М., 2004.

2. Степашин С.В. Эффективность управления государственным долгом //

Материалы научно-практической конференции «Эффективность

управления государственным долгом». – М., 2004.

3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.