Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие валютного контроля




Понятие и содержание валютного регулирования

 

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе устанавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля.

Регулирование является ведущей функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем:

1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ;

2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления;

3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Основы организации и осуществления валютного регулирования закреплены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», гл. 2 которого так и называется – «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируются многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Органами валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены пределы валютного регулирования органами валютного контроля.

Так, например, органам валютного контроля запрещено вводить иные ограничения в случае, если указанным Законом установлено требование об использовании специального счета. По истечении же года со дня вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (п.2 ч. 1 ст. 26 Закона) не допускается установление органами валютного контроля регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Введение указанных «пределов» валютного регулирования органами валютного контроля связано с направленностью финансово-правовой политики России на либерализацию валютных отношений.

Валютное регулирование в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» касается следующий основных направлений.

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала.

Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др. Это требование устанавливается в целях обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом.

3) Регулирование Центральным банком РФ валютных операций движения капитала.

Данное направление в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» действует лишь до 1 января 2007 г. (ст. 26). Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами.

В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты (например, переводы иностранной валюты со счетов).

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ.

Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки. Новым Законом, в отличие от Закона 1992 г., не устанавливается требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. Требование о предъявлении паспорта (другого заменяющего документа) теперь допускается только в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Законом предусматривается, что резиденты открывают счета без ограничений счета (вклада) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

7) Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8) Регламентация ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США, до 3000 долларов США – вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию.

 

 

Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III).

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовавшем Законе 1992 г., само понятие валютного контроля не определяется.

Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление.

В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Контрольные полномочия органов и агентов валютного контроля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющиеся кредитными организациями или валютными биржами. Правительство РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ (Ведомости РФ. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.).

Служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее – Министерство РФ по налогам и сборам), являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определенном Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Следует отметить, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Если органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, то агенты валютного контроля таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютного контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право:

- запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документов, удостоверяющие личность физического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т.д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля.

Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) органов и агентов валютного контроля;

в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны:

а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течении не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Контрольные вопросы

1. Определите понятия валюты, валюты РФ, иностранной валюты,

конвертируемой валюты.

2. Каково соотношение правовых понятий «валюта» и «валютные ценности»?

3. Кто понимается под «резидентами» и «нерезидентами» по российскому

валютному законодательству?

4. Определите понятие «валютное регулирование» и «валютный контроль».

Каково их соотношение, как эти понятия соотносятся с понятием

«валютного надзора»?

5. Раскройте понятия «орган валютного контроля», «агент валютного

контроля». Каково соотношение их полномочий?

6. Дайте правовую характеристику понятию «валютные ценности».

7. Каковы полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля.

 

Основная литература

1. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред.

М.В. Карасева. 2- изд. – М., 2007.

2. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой,

Г.П. Толстопятенко. – М., 2003.

3. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М., 2004.

4. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. 3-е изд.

– М., 2002.

5. Финансовое право: Учебник / Под ред. Г.В. Петровой. – М., 2006.

6. Бакаев О.Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса

таможенных органов Российской Федерации / Под ред. Н.И. Химической.

– Саратов, 2002.

7. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного

финансового контроля. – М., 2000.

8. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации:

Учебное пособие. – М., 2002.

9. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебно-

практическое пособие. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Бородина Н.М. Правовое регулирование деятельности территориальных

учреждений Центрального банка Российской Федерации / Под ред.

Н.И. Химичевой. – Саратов, 2001.

2. Неверова Н.В. Валютный контроль в деятельности учреждений Банка

России: правовое регулирование и опыт правоприменения / Под ред.

Е.В. Покачаловой. – Саратов, 2003.

3. Баринов Э.А., Вершинин А.П. Рынки: валютные и ценных бумаг.

– М., 2001.

4. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых

инструментов: Учебное пособие. – М., 1998.

5. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: формирование

нормативно-законодательной базы // Журнал российского права. 2000.

№ 7.

6. Бурцев В.В. Система государственного контроля // Финансы. 2000. № 9.

7. Емелин А.В. Валютные операции и валютные сделки: понятие и

классификация // Деньги и кредит. 2000. № 4.

8. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности:

Юридический справочник. – М., 1998.

9. Королев И.С. Какой валютный контроль нужен России? // Деньги и

кредит. 2000. № 4.

10. Краев А.О., Коньков И.Н., Малеев П.Ю. и др. Рынок долговых ценных

бумаг: Учебное пособие. – М., 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.