Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы формирования экол. культуры. 1 страница




Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Правомочия соб-ка природных ресурсов. Правовые формы их реализации.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества*. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

 

 

30. Право природопользования — это институт ЭП, который представляет собой систему норм, регулирующих исп-ние природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с исп-ем природных ресурсов. Природопользование — это использование полезных для человека свойств окружающей природной среды: экол., эк-ких, культурных, оздоровительных и др. Ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующее определение: «Использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хоз. оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хоз. и иной деят-ти».

Понятия «природопользование» и «право природопользования» необходимо четко различать. Если природопользование есть фактическое исп-ние человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды, то право природопользования представляет собой исп-ние свойств и объектов природной среды, которое урегулировано нормами права.

В зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.) и право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов). Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот исп-ние ЗУ для строительства уже требует получения документов как на ЗУ, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Спец. природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и пр. В ряде случаев в интересах обороны гос-ва или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается исп-ние природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды: непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования различают бессрочное, долгосрочное, краткосрочное природопользование.

В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды и без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

 

 

31. Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации спец. разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в зак-ве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

1. В зем. зак-ве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений выделяются ЗУ-и общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автом. дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и др. объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны, кт исп-ются для отдыха граждан и туризма.

2. Согласно ст. 86 ВК РФ, общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств и реализуется гражданами без получения спец. разрешения в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. Для реализации права общего водопользования предназначаются водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), ширина которой не может превышать 20 м.

3. Ст. 21 и 86 ЛК РФ закрепляют публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено зак-вом РФ, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лек. растения и тех. сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено зак-вом РФ. В то же время, запрещается сбор и заготовка растений из Красной книги РФ и наркосодержащих растений.

 

 

32. Под спец. природопользованием в науке ЭП понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных гос. органов, связано, как правило, с удовлетворением эк-ких интересов общества, юр. и физ. лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду. Выделяют две формы спец. природопользования: комплексное природопользование и собственно спец. пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.). В литературе под комплексным природопользованием понимается исп-ние одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экол. ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деят-ти на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.

В зем. зак-ве отсутствует понятие спец. Землепользования, однако в большинстве случаев землепользование в РФ является спец.. Исключение составляют установленные зак-вом случаи пользования землями общего назначения. Спец. водопользование представляет собой исп-ние водных объектов с применением сооружений, тех. средств и устройств.

Общие основания возникновения права природопользования: 1). Решение компетентного гос. органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления. 2). Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным гос. органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др. 3). Договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное зак-во предусматривает специфические виды договоров: лесное зак-во — договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования; зак-во о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное зак-во — договоры водопользования; зем. зак-во — договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с фед. органами ИВ, органами субъектов РФ или органами МСУ.

Основания прекращения права природопользования: 1) отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; 2) истечение срока природопользования; 3) смерть гражданина или ликвидация юр. лица; 4) неиспользование природного объекта в течение установленного зак-вом срока; 5) использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре; 6) нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и зак-вом; 7) изъятие природного объекта для гос. или мун. нужд.

Зак-вом о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

 

 

33. Лицензирование отд. видов деят-ти в обл. охраны окруж. среды. Лицензия является офиц. док-ом, кт разрешает осущ-ние указанного в ней вида деят-ти и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деят-ти могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат: 1. утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; 2. проведение экол. паспортизации, сертификации, экол. аудита; 3. осуществление видов деят-ти, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Лицензированию подлежат виды деят-ти, осуществляемые юр., а также физ. лицами, занимающимися предпринимательской деят-тью без образования юр. лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Фед. служба по надзору в сфере природопользования и ее тер-ные органы.

Лицензия и договор на природопользование являются основаниями возникновения права природопользования. Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экол. требования, ограничения, предельные объемы исп-ния природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования: *участком недр; *участком лесного фонда; *объектами животного мира; *права комплексного природопользования.

Лицензия содержит следующие сведения: 1. данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; 2. границы территории (ЗУ), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; 3. перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или исп-ния; 4. перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; 5. план природоохранных мероприятий; 6. особые экол. требования, при которых допускается хоз. деят-ть; 7. сроки действия лицензии и установленных в ней экол. ограничений; 8. ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деят-ти, возлагающее обязанности на лицензируемого.

 

 

34. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих Лимиты на природопользование — это система экол. ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями — и утверждаются Мин-вом природных ресурсов и экологии РФ (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Мин. промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экол. обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами ИВ субъектов РФ, органами МСУ совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и исп-ния природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов, и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся: 1) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.; 2) лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок; 3) расчетная лесосека — норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях — по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса; 4) лимиты использования объектов животного мира — устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; 5) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Данная норма не содержит безусловного обязательства на установление лимитов.

В связи с выявлением многочисленных нарушений при установлении лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, Ростехнадзор сообщает, что для принятия обоснованного решения об установлении лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ необходимо запросить у природопользователей следующие документы: 1. заявление на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ с расшифровкой лимита по каждому веществу; 2. проект нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также на сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, согласованный и утвержденный в установленном порядке; 3. материалы инвентаризации источников негативного воздействия и объемов выбросов (сбросов) за предыдущий год; 4. планы и результаты выполнения природоохранных мероприятий и внедрения природоохранного оборудования (акты выполненных работ, акты о вводе основных средств в эксплуатацию) за период с 2002 года с расшифровкой этапов выполнения и стоимости работ с указанием причин невыполнения отдельных мероприятий; 5. график внедрения природоохранного оборудования, выполнения природоохранных мероприятий на следующий год, согласованный в установленном порядке, с указанием стоимости оборудования и стоимости работ по каждому этапу; 6. этапы достижения предельно допустимых выбросов (сбросов) отдельно по каждому веществу, по которому организация заявила необходимость на установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.

При необходимости территориальным органом Ростехнадзора производится проверка представленных материалов, в том числе с использованием средств инструментального контроля.

Установление лимитов на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ производится в следующем порядке:

- территориальными органами Ростехнадзора самостоятельно, при условии, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная в пределах установленного лимита, не превышает 100 тыс. рублей:

- территориальными органами Ростехнадзора самостоятельно, при условии, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная в пределах установленного лимита, составляет от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей, с предоставлением в Финансово-экономическое управление Ростехнадзора ежемесячной информации о выданных ВСВ и ВСС.

- Если плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная в пределах запрашиваемого лимита, более 1 млн. рублей, указанные выше документы с приложением заключения территориального органа Ростехнадзора о целесообразности выдачи лимитов на выбросы (сбросы), направляются в Финансово-экономическое управление Ростехнадзора.

 

 

35. Эк-кое и правовое стимулирование рационального природопользования. Если организационно-правовой механизм делает основной упор на адм., организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то эк-кий механизм — именно на эк-кие меры.

Введение этого механизма — объективная необходимость, осознанная гос-вом еще в конце 1980-х гг. В связи с этим 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно адм-ных к преимущественно эк-ким методам управления эк-кой и, в том числе, природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия эк-ких рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют эк-кий механизм охраны окружающей природной среды.

Эк-кое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с гл. IV ФЗ «Об охране окружающей среды».

К методам эк-кого регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

1).разработка гос. прогнозов социально-экономического развития на основе экол. прогнозов;

2).разработка фед. программ в области экол. развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

3).разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4).установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5).установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6).проведение эк-кой оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

7).проведение эк-кой оценки воздействия хоз. и иной деят-ти на окружающую среду;

8).предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с зак-вом РФ;

9).поддержка предпринимательской, инновационной и иной деят-ти (в том числе экол. страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10).возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

11).иные методы эк-кого регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Гос. природоохранные органы РФ совместно с органами гос. статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.

 

 

36. Управление в сфере регулирования экол. отношений — это совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экол. зак-ва о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального исп-ния и воспроизводства природных ресурсов, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защиты экол. прав юр. и физ. лиц. Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Виды управления: общественное; производственное; отраслевое(внутриведомственное); гос. (на уровне РФ и субъектов РФ); муниципальное.

Методы гос. управления в области охраны окружающей среды:1. адм. (прямой) метод (например, приказ); 2. эк-кий (косвенный) метод (создание условий эк-кой заинтересованности); 3. моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Принципы гос. экол. управления:законность; комплексность; административно-территориальный принцип организации управления; бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления); принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов); разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

 

 

37. С-ма органов гос. упр-ния в области природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, эту систему делят на органы общей и спец. компетенции.

К органам общей компетенции на фед. уровне относятся Президент РФ, ФС, Правительство РФ. Они играют ведущую роль в определении политики гос-ва в области обеспечения экол. безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деят-ти, осуществляют высший контроль в области экологии.

Органы представительной и ИВ в субъектах РФ и органы МСУ, являясь органами общей компетенции, непосредственно или через другие органы организуют и осуществляют контроль на подведомственной им территории за исполнением зак-ва об охране окружающей среды всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Совместно с фед. специально уполномоченными гос. органами в области охраны окружающей среды осуществляют реализацию гос. экол. политики. Как отмечалось выше, органы представительной и ИВ в субъектах РФ принимают законы, постановления, отдают распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, которые должны соответствовать зак-ву РФ, и организуют их исполнение.

Фед. органы спец. компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом.

1). Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2). Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.

3). Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба гос. статистики, МВД РФ, Министерство юстиции РФ, Фед. таможенная служба и др.

Каждый из них осуществляет различные функции в области охраны окружающей среды. При этом они имеют квалифицированных специалистов, отраслевые методики проверок состояния окружающей среды, современные средства измерительного контроля и аппаратуру по определению состояния окружающей среды и наделены необходимыми полномочиями.

 

 

38. Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окруж. среду. Оценка воздействия намечаемой хоз. и иной деят-ти на окружающую среду (оценка воздействия на окружающую среду — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хоз. и иной деят-ти посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экол. последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду — вид деят-ти по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хоз. и иной деят-ти в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Следовательно, целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней соц., эк-ких и иных последствий.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хоз. и иной деят-ти, обосновывающая документация которой подлежит экол. экспертизе в соответствии с ФЗ от 23.11.1995 г. (в действующей редакции) № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим зак-вом РФ, в соответствии с видами и (или) конкретными хар-ками намечаемой деят-ти, в установленном порядке.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:1). информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деят-ти, альтернативах ее реализации, оценке экол. и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий; 2). выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деят-ти; 3). решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деят-ти (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Этапы проведения ОВОС:

1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду;

2. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду;

3. Проведение общественных слушаний решений по объекту;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.