Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности на природные ресурсы и правовые основы природопользования




Тема 8. Право собственности на природные ресурсы и правовые основы природопользования.

Ст. 129 ГК РФ1 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Возникает вопрос: что подразумевается под другими формами собственности? Дело в том, что когда в 1993г. принималась Конституция, предполагалось, что в процессе экономической реформы могут возникнуть и иные формы собственности или субъекты РФ захотят ввести на своей территории какие-либо иные формы собственности на природные ресурсы. Но на сегодняшний день никаких «иных форм» собственности введено не было, так что данное выражение никакой смысловой нагрузки не имеет.

Ст. 8 Конституции говорит нам о равенстве всех форм собственности, но это не совсем так

Конечно приоритет отдается государственной форме собственности. В собственности государства на сегодняшний день находится подавляющее большинство природных ресурсов.

Государственная собственность выступает в двух видах: собственности РФ (федеральная собственность) и собственности субъектов РФ. Причем большая часть природных ресурсов находится в федеральной собственности. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 09.01.1998 № 1-П указал, что природные ресурсы в виду их жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом… представляют собой публичное достояние многонационального народа России и как таковые являются федеральной собственностью особого рода, имея специальный правовой режим.

Земля может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Т. е. действующее законодательство устанавливает презумпцию государственной собственности на землю. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют РФ (федеральная собственность) и субъекты РФ (собственность субъектов РФ), от имени которых выступают государственные органы в соответствии с их компетенцией. На уровне РФ права собственника реализует Правительство РФ, которое может делегировать эти полномочия Росимуществу и государственным органам исполнительной власти субъектов РФ.

Однако в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»2 до разграничения государственной собственности на землю, находящейся в государственной и муниципальной собственности, распоряжение указанными землями осуществляется ОМСУ в пределах их компетенции, если законодательством не предусмотрено иное. Поскольку под земельным законодательством понимаются законы РФ и законы субъектов РФ, то и исключения из данного правила могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном уровне.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами;

· право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами;

· право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сегодня действует ряд федеральных законов, определяющих принадлежность земель РФ к субъектам РФ. Например, в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»3 земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью.

До 1 июля 2006г. правовую основу разграничения государственной собственности на землю составляли нормы ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»4. С 1 июля 2006г. данный закон признан утратившим силу. Но в соответствии с п. 5 ст. 31 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

В современный период основы разграничения государственной собственности на землю заложены в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

· земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

· земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

· иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

· земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

· земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

· земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

· земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

· иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 Вводного закона и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

В тех случаях, когда земельные участки были признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ в силу прямого указания федерального закона разграничение государственной собственности не происходит.

В соответствии с п. 2 ст. 212 и п. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности является город, сельские населенные пункты. Согласно ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»5 под муниципальными образованиями понимаются городской, сельский населенный пункт, несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, часть населенного пункта, иная территория, предусмотренная этим законом. С 1 января 2009 г. вступит в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 20036, в соответствии с которым муниципальными образованиями признаются городские и сельские населенные пункты, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга должен определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется ОМСУ.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ (п. 1, п. 3) В муниципальной собственности находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4. объектами организаций федеральной службы безопасности;

5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

9. воинскими и гражданскими захоронениями;

10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2. из состава земель лесного фонда;

3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6. не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8. предоставленные для нужд связи;

9. занятые объектами космической инфраструктуры;

10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю запрещено в п. 1 ст. 36 Конституции РФ. Под объединениями граждан следует понимать юридические лица, т. е. субъектами права частной собственности на землю выступают граждане и юридические лица.

В соответствии с п. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранцев на приобретение земельных участков в частную собственность могут быть ограничены. На сегодняшний день существуют следующие ограничения:

1. они могут обладать землями сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»7);

2. иностранцы не могут обладать на праве частной собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливает Президент РФ (п. 5 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»);

3. к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие и зарегистрированные на данной территории (ст. 8 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»8);

Праву собственности на водные объекты посвящена ст. 8 ВК РФ9. В соответствии с ВК 2006г. все водные объекты можно подразделить на водные объекты естественного происхождения и искусственно созданные водные объекты, которые обозначены в ВК как обводненные карьеры и пруды. Водные объекты естественного происхождения находятся в исключительной федеральной собственности. Обводненные карьеры и пруды, как принадлежность земельного участка, находятся в той форме собственности, в какой находится земельный участок, в границах которого они располагаются. Соответственно они могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в муниципальной и в частной собственности. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи#S, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Если к обводненному карьеру или пруду выходит несколько земельных участков, находящихся в частной собственности, то такой водный объект будет находиться в муниципальной собственности.

В соответствии с ЛК 2006 г. лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Право собственности на объекты животного мира регулируется ст. 4 ФЗ «О животном мире»10 Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

· редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

· обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

· подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

· отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

· естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственности осуществляют органы государственной власти, указанные в настоящем Федеральном законе, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Действующий закон «О недрах» не достаточно четко урегулировал вопрос о собственности. В соответствии со ст. 1.2 недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведение РФ и субъектов РФ. Из этого положения некоторые авторы делают вывод, что недра находятся как в собственности федерации, так и в собственности субъектов РФ.

И более того, поскольку право собственности на недра осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, следовательно, государственная собственность на недра является общей собственностью РФ и субъектов РФ и имеет режим совместной собственности, урегулированный ст.ст. 244, 253 ГК РФ11. Трудно согласиться с таким выводом. Дело в том, что ст. 72 Конституции РФ, в которой говорится о совместном ведение РФ и субъектов РФ в области недропользования и на которой основаны положения ст. 1.2 Закона «О недрах», никакого отношения к решению вопроса собственности не имеет. Положения этой статьи означают, что в совместном ведение находится законодательное регулирование недропользования и больше ничего. Собственность на недра является федеральной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.