Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана природных объектов 1 страница




Тема 13. Правовая охрана природных объектов

Использование в федеральном экологическом законодательстве понятия «природный объект» можно считать условным. Необходимо индивидуализировать часть природной среды обитания с тем, чтобы признать ее в качестве предмета правового регулирования. Поэтому природными объектами признаются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, животный мир, леса и растительный мир вне лесов (ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В качестве самостоятельных объектов правового регулирования выступают: озоновый слой атмосферы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных; особо охраняемые природные территории, территории традиционного природопользования, континентальный шельф и пр.

Правовой режим природных объектов подразумевает совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств, выступающих в качестве объектов собственности, пользования и охраны.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» признаком природных объектов является сохранение природных свойств. Поскольку каждый природный объект занимает «собственную экологическую нишу» и выполняет специфические функции в удовлетворении потребностей человека, законодатель стремится обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию охраны отдельных природных объектов, их компонентов и комплексов1.

Термин «правовая охрана природных объектов» используется в научной литературе в качестве общего понятия. Юридическое содержание охраны отдельных природных объектов вытекает из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и раскрывается в природоресурсном законодательстве (см., например: Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Рассматривая особенности правовой охраны природных объектов, следует учитывать:

1. статью 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

2. предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской, закрепленные в ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации (в частности, земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах, об охране атмосферного воздуха и о животном мире является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

3. важнейшие положения по охране окружающей среды и природных объектов содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»;

4. правовой подход к охране отдельных природных объектов строится с учетом комплексности, присущей отрасли экологического права в целом (применяются нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного и иного законодательства).

В настоящее время в федеральном экологическом законодательстве имеется большое количество нормативных актов, регулирующих различные виды общественных отношений в области сохранения, восстановления и улучшения благоприятных природных условий, рационального использования и охраны каждого вида природных ресурсов. Анализируя их, можно сделать вывод, что именно природоресурсные акты формируют начала современного экологического законодательства.

Значительная часть современных экологических проблем может быть решена путем правового регулирования землепользования. Это одна из основных целей, объединяющих акты природоресурсного законодательства.

Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Особое внимание вопросам охраны земель уделено в Земельном кодексе Российской Федерации2 (Глава II). Земельный кодекс Российской Федерации установил принципиальный «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества» (ст. 1).

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются:

1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Государственное управление земельным фондом заключается в осуществлении государственными органами исполнительной власти функций, направленных на обеспечение рационального использования земель. Рациональное использование земель предполагает обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами.

В учебнике М. М. Бринчука, «под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, ее деградации, а также на восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв»3.

Содержание охраны земель раскрывается в статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации. Правовая охрана земель имеет ряд основных аспектов, включающих:

1. рациональное использование земель разного целевого назначения и охрана сельскохозяйственных угодий от изъятия для несельскохозяйственных нужд;

2. повышение продуктивности земель для вовлечения в сельскохозяйственный оборот;

3. защита земель от ветровой и водной эрозии, наводнений;

4. рекультивация (восстановление) нарушенных земель.

Следовательно, правовая охрана земель предполагает совокупность административно-правовых и экономико-правовых средств, направленных на охрану земель от ненадлежащего ее использования и предотвращения вредного антропогенного и природного воздействия.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий хозяйственной и иной деятельности.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (Глава II Земельного Кодекса Российской Федерации).

Применительно к охране земель от загрязнения и деградации в сельском хозяйстве имеется в виду, прежде всего, охрана почв. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» почвы являются составной частью природного комплекса (ст. 1) и объектом охраны окружающей среды, наряду с землями и недрами (ст. 4 указанного Закона). С юридической точки зрения, отличие земель от почв заключается в неотделимости земель от земной поверхности (поэтому земля рассматривается в качестве недвижимости), в то время как почвы различаются своими качественными характеристиками: физическими, химическими, экономическими и другими. Эти особенности почв являются основой для деления земель на виды и категории, закрепленные в земельном законодательстве (см.: ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации)4.

Правовой охране земель посвящено значительное количество законодательных и подзаконных актов. Помимо Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать Федеральные законы: «О мелиорации земель» (1998 г.)5, «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998 г.)6, «О государственном земельном кадастре» (2000 г.)7, «О землеустройстве» (2001 г.)8, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.)9; Постановления Правительства РФ: от 2.10.2002 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»10, от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле»11, от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель12», и другие нормативные акты.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель13. <CLOSETEST12< FONT>Специализированными органами в области охраны земель являются Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)14, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)15 и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору16, каждый из указанных органов осуществляет государственный земельный контроль в установленной законом сфере деятельности.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

a. выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

b. порядка переуступки права пользования землей;

c. выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

d. выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

e. порядка предоставления сведений о состоянии земель;

f. исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

g. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий. На Росприроднадзор возложен контроль за соблюдением:

a. выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

b. выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

c. выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

d. режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

e. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов контроль за соблюдением:

a. выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

b. выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

c. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

<OPENTEST7< FONT>Государственный мониторинг земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Целями мониторинга земель являются:

a. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

b. информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

c. обеспечение граждан информацией о состоянии земель.17

За нарушение законодательства об охране земель предусмотрены уголовная (ст. 254 УК РФ), административная (ст. 8.6, 8.7, 8.12) и имущественная ответственность (Глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Правовое понятие охраны водных объектов определено в Водном кодексе Российской Федерации18 (ст. 1). Под охраной водных объектов в названной статье закона понимается «система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов».

Помимо Водного кодекса Российской Федерации, водное законодательство состоит из других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство основано на ряде принципов, в числе которых:

· значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

· приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

· сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

· целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

· приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

· участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.

· экономическое стимулирование охраны водных объектов и другие важные правовые принципы.

Общие и специальные требования к охране водных объектов сосредоточены в Главе 6 Водного кодекса Российской Федерации.

Общие требования заключаются в том, что собственники водных объектов должны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в пределах их полномочий (ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации). Однако деятельность по охране водных объектов отнесена к обязанностям не только указанных органов и их должностных лиц. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с федеральным законодательством.

Государственное управление в области использования и охраны вод предусматривает разработку и реализацию определенных мер (Глава IV Водного кодекса Российской Федерации (Далее - ВК РФ). В ст. 24-27 ВК РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны и использования водных объектов.

Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (ст. 28).

Для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы (ст. 29), осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

Государственный мониторинг водных объектов - система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.

Государственный водный реестр - систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (ст. 33 ВК РФ).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:

1. определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

2. определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

3. обеспечения охраны водных объектов;

4. определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

С точки зрения охраны водных объектов важное значение имеет ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра, Российского регистра гидротехнических сооружений, разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составление водохозяйственных балансов, государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования, планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также регистрация договоров пользования водными объектами.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра.19 Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях разработки планирования мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и их последствий. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Ведение Водного реестра осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов20. Сведения, содержащиеся в Реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством к категории ограниченного доступа.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено законом) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

a. обеспечения обороны страны и безопасности государства;

b. сброса сточных и (или) дренажных вод;

c. размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

d. размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

e. размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

f. разведки и добычи полезных ископаемых;

g. проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

h. подъема затонувших судов;

i. сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

j. забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

k. организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 84421.

Приказом МПР России от 14.03.0722 утверждена Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения (ст. 34 ВК РФ).

Юридическое <CLOSETEST5< FONT>значение имеют нормативы допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах (ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации). Их установление и соблюдение гарантируют экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов. Данные нормативы (предельно допустимые концентрации химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах) носят обязательный характер23.

Органы государственной властиО Вследствие экологических правонарушений могут возникнуть: загрязнение водных объектов (сброс или поступление иным способом в водные объекты или образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов); засорение водных объектов (сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, которые ухудшают состояние и затрудняют использование водных объектов); истощение вод (постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод).

Специальные требования предусмотрены применительно к охране от загрязнения и засорения: 1) водных объектов (ст. 56 ВК РФ) и 2) болот (ст. 57 ВК РФ); 3) ледников и снежников (ст. 58 ВК РФ); к охране подземных вод (ст. 59 ВК РФ); водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60 ВК РФ); водных объектов при проведении работ (ст. 61 ВК РФ); водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (ст. 62 ВК РФ); использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в водоохранных зонах (ст. 63 ВК РФ); зонам, округам санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами (ст.64 ВК РФ); водоохранным зонам и прибрежным защитным полосам (ст. 65 ВК РФ); к особо охраняемым водны м объектам (ст. 65 ВК РФ).

С точки зрения обеспечения экологической безопасности существенное значение имеют установленные:

1. ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запреты на:

o сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

o захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

2. ч. 5-7 ст. 56 ВК РФ запреты на:

o захоронение в водных объектах ядерных материалов и радиоактивных веществ;

o сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

o проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или токсичные вещества).

В ВК РФ (ст. 41) предусмотрены следующие основания для приостановления или ограничения водопользования:

1. угроза причинения вреда жизни и здоровью человека;

2. возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3. причинение вреда окружающей среде;

4. иные предусмотренные федеральным законодательством ситуации.

Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных ст. 3.12 КоАП РФ, производится судом. В иных предусмотренных федеральным законодательством случаях приостановление водопользования находится в компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда. Ситуации, когда возникает необходимость ограничения или приостановления водопользования, предусмотрены федеральным законодательством (нарушение санитарно-эпидемиологических требований и правил водопользования, требований промышленной безопасности при эксплуатации водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений и другие). Нарушениями режима охраны водных объектов являются, например, размещение свалок, скотомогильников, применение химических веществ в водоохранных зонах. Административное приостановление деятельности предусмотрено, в частности, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ).

Особые требования предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации при использовании водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 43 ВК РФ). Санитарные требования к охране водных объектов содержатся в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»24 (ст. 18). Особое внимание уделяется качеству воды питьевого назначения.

Порядок использования подземных водных объектов для питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 ВК РФ); зоны и округа санитарной охраны водных объектов предусмотрены также в ст. 64 ВК РФ.

Части 2-4 ст. 44 ВК РФ определяют категории водных объектов, в которые запрещен сброс сточных и (или) дренажных вод:

· водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;

· водные объекты, отнесенные к особо охраняемым водным объектам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.