Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение финансового контроля 2 страница




Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов феде­ральных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, кото­рые подотчетны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за де­ятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по во­просам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного

1 См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и Положение о нем // С3 РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001. № 6. Ст. 551.

2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

ilil

136 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному за­конодательству и международным обязательствам РФ Прави­тельство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановле­нии действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ прини­мает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регули­рующие порядок этой деятельности. Это относится как к отрасле­вым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены Положе­ние о Министерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ (постанов­ление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор­ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Комиссия по обеспечению доходов феде­рального бюджета; Федеральная комиссия по обеспечению фор­мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при­ватизации).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом «О феде­ральном бюджете на 1999 год» (ст. 129) Правительству РФ пред­писано создать специальную комиссию в составе представителей Правительства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контролировать погашение задолженностей по возвратным бюд­жетным инвестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляе­мый государственными органами, деятельность которых специ­ально направлена на область финансов. К ним относятся Минис­терство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по нало­гам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Феде­ральная комиссия по рынку ценных бумаг, Комитет РФ по фи­нансовому мониторингу1.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

1 См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168; № 39. Ст. 3856; № 49. Ст. 4799; 2001. № 45. Ст. 4251.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министер­ства финансов или финансовые управления администраций, в му­ниципальных образованиях — финансовые отделы или управле­ния администраций.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам­ках его компетенции государственного финансового контроля, направлениями которого являются: контроль за целевым исполь­зованием средств федерального бюджета, государственных, вне­бюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связан­ными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драго­ценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль1; контроль за использованием и хранени­ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон­троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон­троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от прове­дения лотерей, зарегистрированных в РФ2.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплекс­ные ревизии и тематические проверки поступления и расходова­ния средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и дру­гих федеральных средств, проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов. По обращениям органов государст­венной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки со­ответствующих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджет­ным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля — при установлении фактов нецелевого ис­пользования средств взыскивать их с наложением штрафа; огра­ничивать, приостанавливать и прекращать финансирование орга­низаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем Минфин России уполномочен предоставлять отсрочки и рас­срочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

1 На основании Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. Министерству финан­сов РФ была передана часть функций упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Другая часть таких функций аналитичес­кого характера передана Министерству экономического развития и торговли РФ.

2 См.: Положение о Министерстве финансов РФ // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

^1;

г

138 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон­трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде­рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятель­ность исполнительных органов власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен прин­ципом самостоятельности в бюджетном устройстве Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъек­тов Федерации и органов местного самоуправления в установлен­ных законодательством пределах, их ответственностью за форми­рование и использование своих финансовых ресурсов.

Подобно Минфину России в Российской Федерации осущест­вляют функции контроля финансовые органы субъектов Федера­ции в отношении соответствующих бюджетов и внебюджет­ных фондов, а также финансовые органы в системе местного самоуправления — относительно местных бюджетов и внебюд­жетных фондов.

Важной стороной деятельности в данной области Министерст­ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи­ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут­верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу­ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз­деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен­ции. Однако это Министерство имеет в своей структуре и специ­альные подразделения, предназначенные именно для проведения финансового контроля или надзора: Департамент государственно­го финансового контроля и аудита, Департамент страхового над­зора, Департамент валютного контроля. В его ведении находятся федеральное казначейство, Пробирная палата и другие органы.

Департамент государственного финансового контроля и ауди­та создан на основании постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 2761 на базе нескольких упраздненных струк­турных подразделений Минфина России, в том числе Контроль­но-ревизионного управления (КРУ) и Департамента организации аудиторской деятельности2. Произведена также реорганизация

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

1 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1204; № 33. Ст. 4006; № 45. Ст. 5524. Его деятель­ность регулируется также приказом Минфина РФ от 11 марта 1998 г. «Об образо­вании Департамента государственного финансового контроля и аудита»,

2 См.: Финансы. 1998. № 12. С. 6.

органов КРУ на местах: на основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 886 организованы контрольно ревизи­онные управления Минфина России в субъекте РФ (территори­альные КРУ)1.

В задачи Департамента входит контроль за исполнением феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов, организацией денежного обращения, использованием кре­дитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и, внешнего долга, государственных резервов, предоставлением на­логовых льгот и преимуществ.

Департамент государственного финансового контроля и ауди­та организует и проводит самостоятельно и с привлечением тер­риториальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использо­вание федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и ау­диторскими организациями аудиторских проверок.

В случае установления нарушений использования федераль­ных средств, израсходованные незаконно или не по целевому на­значению средства, а также доходы от их использования подле­жат возмещению по предписаниям Департамента в течение одного месяца после выявления нарушений.

Основной задачей деятельности территориальных управле­ний КРУ является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и со­хранностью федеральных средств. Они также проводят на дого­ворной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления реви­зии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступле­ния и расходования средств соответствующих бюджетов и вне­бюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финан­совой дисциплины и неэффективного расходования средств, да­вать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответствен­ности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с органи­заций бюджетных средств, использованных не по целевому на-

См.: Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства фи­нансов РФ в субъекте РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 6 ав­густа 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.

140 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

значению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодательства; передавать мате­риалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соот­ветствии с поручениями Минфина России контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудитор­ских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить вопросы перед Минфином России об аннули­ровании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Руководитель территориального КРУ назначается на долж­ность и освобождается от нее Минфином России.

Органы федерального казначейства, находящегося в подчине­нии Министерства финансов РФ, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение феде­рального бюджета и использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов1. Органы федерального казначейства наделены широкими контрольными правами: про­изводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в уч­реждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредит­ных учреждениях проверки денежных и бухгалтерских докумен­тов, отчетов, планов, смет и т.п.; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих феде­ральные средства; изымать документы, свидетельствующие о на­рушении порядка исполнения федерального бюджета и правил совершения операций с внебюджетными средствами.

Они вправе применять санкции и другие меры принудительно­го воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины: приостанавливать операции по счетам в банках, вы­давать предписания о бесспорном порядке взыскания средств, ис­пользованных не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета или в госу­дарственные внебюджетные фонды (или средств, перечисленных из указанного бюджета и фондов на счета получателей). Казна­чейство вправе вносить в Центральный банк РФ представления на лишение соответствующих банков лицензий на совершение

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

' См.: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном каз­начействе» // ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978; Положение о федеральном казначей­стве. Утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; ВК РФ. Ст. 267.

банковских операций. Упомянутая мера связана с функциями казначейства по кассовому исполнению федерального бюджета.

Налоговые органы в РФ. Налоговыми органами являются Ми­нистерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подраз­деления (управления по субъектам РФ, инспекции по городам и районам)1. Они действуют как система специализированных орга­нов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты* и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установлен­ных случаях — во внебюджетные фонды. Кроме того они осущест­вляют валютный контроль в рамках своей компетенции.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздей­ствия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ (гл. 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.

Налоговые проверки полномочны также проводить органы фе­деральной налоговой полиции2.

В сфере налогообложения при перемещении товаров через та­моженную границу Российской Федерации осуществляют кон­троль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль3.

Функции государственного страхового надзора, осуществляе­мые Департаментом страхового надзора Минфина России, также ограничены особой сферой — страховой деятельностью4. Они осу­ществляются в целях обеспечения соблюдения требований зако­нодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защи­ты прав и интересов участников страховых отношений, в связи с

1 См.: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Феде­рации» в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3484; Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393; Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4242; НК РФ. Гл. 5, 14.

1 См.: Закон РФ от 24 июня 1993 г. о федеральных органах налоговой поли­ции //ВВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973; НК РФ. Гл. 6.

3 См.: Таможенный кодекс РФ // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; 1997. № 47. Ст. 5341; 2002. № 1. Ст. 2; № 22. Ст. 2026 (ст. 8); НК РФ. Ст. 34, 35.

4 См.: Закон РФ «Об организации страхового дела» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г. // ВВС РФ. 1992. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятель­ностью // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464.

J

142 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.

Важное место в их функциях занимает предварительный кон­троль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осу­ществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

Банки (кредитные организации). Их функции в области фи­нансового контроля в современный период существенно измени­лись. Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики и связанной с ним перестройкой банковской системы, образованием коммерческих банков, основанных на разных фор­мах собственности. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузи­лись. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полно­мочий в отношении своей клиентуры в административном поряд­ке, как это было прежде, когда все банки были государственными и наделялись властными полномочиями. Однако на основе дейст­вующего законодательства банки (кредитные организации) упол­номочены выполнять функции государственного контроля: кон­тролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреж­дениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства, уполномоченные банки являются агентами государственного валютного контроля. В других отно­шениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.

Отличается особенностями контроль, осуществляемый Цент­ральным банком РФ в силу специфики своего правового положе­ния, соединяющего статус органа государственного регулирова­ния кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Цент­ральный банк как орган государственного регулирования возло­жен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кре­дитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила дея­тельности, принудительные меры воздействия в административ­ном порядке. Центральный банк РФ осуществляет также кон­троль за соблюдением законодательства о валютном регулирова­нии и денежном обращении1.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

1 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

Помимо рассмотренного надведомственного (внешнего) кон­троля проводится ведомственный (внутриведомственный) фи­нансовый контроль, т.е. контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений1. Его осущест­вляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ве­домств, подчиненные непосредственно руководителям этих орга­нов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной ра­боты Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: кон­троль за выполнением плановых заданий, экономным использо­ванием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью го­сударственной собственности, правильностью постановки бухгал­терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расто­чительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответ­ствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи­раться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению вы­явленных нарушений.

Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обес­печению государственного финансового контроля в Российской Федерации»2 обращено особое внимание контрольно-ревизион­ных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку по­ступления и расходования государственных бюджетных и вне­бюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже

См. Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной дея­тельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. // СП СССР. 1981. °тд. 1.№ 15. Ст. 89.

2 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619; Российская газета. 2002.12апР.

144 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федераль­ного бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их исполь­зования, подлежат возмещению по предписанию соответствую­щих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный (внутренний) финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и функциональными струк­турными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое ус­ловие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятель­ности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяй­ственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бух­галтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хо­зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесооб­разности хозяйственных операций, использовании материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»1. До принятия этого Закона вопросы бухгалтерского учета регулировались в основном актами Минис­терства финансов или, реже, постановлениями Правительства2.

Согласно Закону бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денеж­ном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

1 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619. См. также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. № 1. С. 90—107.

2 См. Положение о главных бухгалтерах // СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43; Поло­жение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 20 марта 1992 г. // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1994. № 8. С. 101— 111.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является фор­мирование и обеспечение полной и достоверной информацией о деятельности организации и ее имущественном положении, не­обходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норма­ми, нормативами и сметами.

Действие Закона распространяется на все организации, нахо­дящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представи­тельства иностранных организаций, если иное не предусмотре­но международными договорами РФ. Граждане, осуществляю­щие предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за состояние бухгалтерского учета в органи­зациях несут их руководители.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структур­ное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввес­ти в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных нача­лах ведение бухгалтерского учета специализированным организа­циям или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответствен­ность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представле­ние полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспе­чивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполне­нием обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформ­лению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работ­ников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недей­ствительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалте­ром по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руко-

146 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

водителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В последнее время предприняты меры по усилению государст­венного финансового контроля. Это обусловлено ростом правона­рушений в сфере финансов и денежного обращения, в особеннос­ти использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. В связи с этим Федеральным законом от 7 августа 2001 г., вступившим в действие с 1 февраля 2002 г.1, предусмотрено создание правового механизма и специально уполномоченного государственного орга­на, призванных противодействовать этому явлению, негативно влияющему на экономику страны, на реализацию прав и закон­ных интересов граждан, общества и государства.

К мерам, направленным на противодействие отмыванию до­ходов, отнесены: а) обязательные процедуры внутреннего кон­троля (т.е. контроля,. проводимого самими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом)2; б) обязательный контроль уполномочен­ного органа, осуществляемый на основании информации, пред­ставляемой ему организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и др. (ст. 4 За­кона).

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. При этом Закон определяет ряд характерных черт данных операций, наличие ко­торых обусловливает обязательность проведения такого контро­ля: наличная форма операций с денежными средствами; разме­щение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов на предъявителя; помещение ценных бумаг, драго­ценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей в лом­бард и др. (ст. 6 Закона).

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложены обязанности, обес­печивающие фиксирование, хранение и представление информа­ции уполномоченному органу. При этом кредитным организа-

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов

циям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных вла­дельцев.

В качестве уполномоченного органа по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем образован Комитет Российской Федерации по финансовому мо­ниторингу1 (КФМ России) Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 12632. Согласно Указу КФМ России является федераль­ным органом исполнительной власти, предпринимающим соот­ветственно своему предназначению определенные правовыми" нормами меры, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России подотчетен Министерству финансов РФ. Обязанности председателя Комитета исполняет первый заместитель Министра финансов РФ. Помимо центрального аппарата этого органа пред­усмотрено образование и его территориальных органов3.

К основным задачам КФМ России отнесены:

сбор, обработка и анализ информации об операциях с денеж­ными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

создание единой информационной системы и ведение феде­ральной базы данных в сфере противодействия легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем;

направление соответствующей информации в правоохрани­тельные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о связи операции, сделки с отмыванием доходов, полученных преступным путем;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.