Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение финансового контроля 3 страница




осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере проти­водействия отмыванию доходов;

представление Российской Федерации в международных орга­низациях по вопросам противодействия легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем.

' См.: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.

2 О внутреннем контроле см. распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. № 283р // СЗ РФ. 2002. № 29. Ст. 2995.

1 Мониторинг (англ, monitor) — регулярное наблюдение, сбор и анализ ин­формации с целью изучения каких-либо процессов // См. Краткий словарь совре­менных понятий и терминов. М., 1995. С. 255.

2 Указ Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4254; постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. № 820 «Во­просы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4628.

3 См.: Положение о территориальных органах Комитета РФ по финансовому мониторингу. Утверждено приказом КФМ России от 1 июля 2002 г. № 41 // Рос­сийская газета. 2002. 24 июля.

148 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

Работники КФМ России несут ответственность, установлен­ную законодательством, за разглашение ставших им известными сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну. Вред, причиненный физическим и юриди­ческим лицам незаконными действиями КФМ или его работника­ми в связи с выполнением своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.

У организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при нарушении требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. о представлении инфор­мации, ее фиксировании, хранении документов и др., предусмот­ренных ст. 6 и 7 Закона, могут быть отозваны (аннулированы) ли­цензии в установленном порядке.

Закон не предусматривает полномочий КФМ России по приме­нению каких-либо мер принудительного воздействия при выявле­нии в ходе мониторинга правонарушений. Применение этих мер на основе информации, представленной КФМ, относится к компе­тенции правоохранительных органов.

Следует отметить также, что в процессе деятельности КФМ не только охватывается широкий круг организаций, но и возлагают­ся на них в установленных Законом случаях дополнительные обя­занности, а именно: осуществление обязательных процедур внут­реннего контроля и представление Комитету предусмотренной информации.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется об­щественным финансовым контролем, основанным на положени­ях Конституции Российской Федерации, устанавливающих права граждан, в том числе — право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возмож­ность ознакомления с документами и материалами, непосредст­венно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой кон­троль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общест­венных объединениях» (ст. 27)1 они вправе: вносить свои предло-

§ 4. Аудиторский финансовый контроль

ясения по вопросам общественной жизни в органы государствен­ной власти; участвовать в выработке решений органов государст­венной власти и местного самоуправления; представлять и защи­щать своп права, законные интересы своих членов, а также дру­гих граждан в органах государственной власти и местного само­управления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

.,-жв^

§ 4. Аудиторский финансовый контроль

Важное значение в условиях формирования рыночных отно­шений имеет развитие аудиторского финансового контроля.

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вне­ведомственный контроль, осуществляемый в качестве предпри­нимательской деятельности — аудиторской деятельности.

Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй­ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек­тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной дея­тельностью в целом, поскольку контроль компетентных государ­ственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достовер­ности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяй­ственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интере­сам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятель­ность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Первоначально он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности1. Впоследствии, 7 августа 2001 г., был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»2.

СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.

1 САПП. 1993. № 52. Ст. 506-9; утратили силу. См. Указ Президента РФ от 13 декабря 2001 г. № 1459 // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4874.

2 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422; № 51. Ст. 4829; 2002. № 1. Ст. 2.

150 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

§ 4. Аудиторский финансовый контроль

Сохранив основные положения сущности аудиторского финан­сового контроля, его организации и порядке осуществления, Закон внес в них уточнения, развил и конкретизировал прежние правовые нормы, ввел новые понятия (например, понятие ауди­торской тайны). Вместе с тем законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с Законом (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

В Законе дано понятие аудиторской деятельности (аудита), очерчен круг лиц, участвующих в ней, их права и обязанности, урегулирован порядок контроля качества аудиторской деятель­ности, порядок получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Согласно Закону (ст. 1) аудиторская деятельность (ау­дит)это предпринимательская деятельность по независи­мой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтер­ской) отчетности организаций и индивидуальных предпринима­телей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами (вмес­то «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и со­ответствие порядка ведения бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соот­ветствии с федеральными правилами (стандартами) и содержа­щий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и со­ответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

В Законе записано, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполно­моченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объяс­няется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых

планов государства, а также реальность планирования и прогно­зирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такую форму финансового контроля для решения своих конкретных задач, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о своей деятельности должен включать ауди­торское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона» «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»., Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Феде­ральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельнос­ти» (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фон­дам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. При этом закон содержит требование проводить обязательный аудит аудиторски­ми организациями (исключая индивидуальных аудиторов) при соблюдении определенных условий заключения с ними договоров об оказании аудиторских услуг (открытый конкурс и др.).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступ­ления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании ау­диторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за­прещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствую­щих ему услуг (например, составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмот­ренном порядке квалификации физических лиц, желающих за­ниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осу­ществление1. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

См.: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельнос­ти» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

152 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавлива­ет ответственность следующих субъектов: аудиторских орга­низаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, ауди­руемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответст­венность. Так, согласно Кодексу РФ об административных право­нарушениях (ст. 14. I)1 осуществление предпринимательской де­ятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа на аудиторскую организацию в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от 40 до 50, на граждан от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Уполномоченным федеральным органом государственного ре­гулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ2. К его основным функциям отнесено: издание нор­мативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регу­лирующих аудиторскую деятельность; представление на утверж­дение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирова­ние аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ве­дение государственных реестров аттестованных аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профес­сиональных аудиторских объединений.

При Министерстве финансов РФ в целях учета мнения профес­сиональных участников рынка аудиторской деятельности созда­ется совет. В его состав должны входить представители государ­ственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредито­ванных профессиональных аудиторских объединений должно со­ставлять не менее 51% общего состава совета.

§ 5. Методы финансового контроля

1 СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1. Об утрате силы п. 2—4 ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» см. ст. 2 Федерального закона «О введении в дей­ствие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени­ях» //СЗРФ. 2002. №1. Ст. 2.

2 См. постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «О вопросах го­сударственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 583.

§ 5. Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осу­ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятель­ности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотноше­ний и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ре­визии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отче­тов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание до­кладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес­кие письма и указания налоговых органов, в частности, Методи­ческое пособие по проведению камеральных проверок, инструк­ции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финан­совые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетент­ных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (преду­смотренными в плане работы соответствующего органа) и внепла­новыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контроли­рующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы

154 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только доку­ментов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под пол­ной ревизией понимают проверку всей деятельности предпри­ятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдель­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налого­вых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизион­ной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководи­тель и главный бухгалтер проверяемой организации должны при­ложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы­явленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предло­жения по предупреждению нарушений государственной дисцип­лины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответ­ственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следст­венным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее поня­тие, порядок ее проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены, как это следовало бы, в законо­дательном акте, что справедливо отмечается в литературе1. Толч­ком для устранения этого пробела мог бы послужить один из новых федеральных законов — Федеральный закон «Об аудитор­ской деятельности» (ст. 10), в котором сформулировано понятие аудиторского заключения как официального документа и основ­ные требования, которым оно должно отвечать.

Контрольные вопросы и задания

1 См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореф. докт. дисс. С. 27.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что понимают под финансовым контролем? Каково его значение?

2. Что составляет основное содержание финансового контроля?

3. Что понимают под финансовой дисциплиной?

4. Что изменилось в содержании и организации финансового контро­ля в условиях рыночной экономики?

5. На какие виды подразделяется финансовый контроль в зависимос­ти от времени его осуществления?

6. Какие виды финансового контроля выделяются в зависимости от - органов, осуществляющих его?

7. На основе Конституции РФ рассмотрите полномочия представи­тельных (законодательных) органов власти, их комитетов, комиссий, де­путатов в области финансового контроля.

8. Как организовано осуществление президентского финансового контроля?

9. Охарактеризуйте правовое положение и функции Главного кон­трольного управления Президента РФ.

10. Каковы полномочия по финансовому контролю Правительства РФ, правительств и администраций субъектов Федерации?

11. Каковы полномочия Министерства финансов РФ в области фи­нансового контроля, меры воздействия, применяемые по результатам контроля к учреждениям, предприятиям и организациям?

12. Каковы контрольные функции федерального казначейства? Сан­кции, применяемые им?

13. Назовите полномочия налоговых органов в области финансового контроля и применяемые этими органами санкции.

14. Охарактеризуйте функции банков (кредитных организаций) в об­ласти финансового контроля.

15. Охарактеризуйте функции контроля и надзора, осуществляемые Центральным банком РФ за деятельностью коммерческих банков.

16. Что понимается под ведомственным финансовым контролем, ка­ковы его задачи, субъекты, осуществляющие этот контроль?

17. Что понимается под внутрихозяйственным (внутренним) финан­совым контролем? Кто его осуществляет?

18. Что такое бухгалтерский учет и каково его значение для прове­дения финансового контроля?

19. Каковы права и обязанности главного бухгалтера в области фи­нансового контроля?

20. Что представляет собой Комитет РФ по финансовому мониторин­гу: каковы его задачи, кому (какому органу) он подотчетен?

21. Охарактеризуйте общественный финансовый контроль, его пра­вовые основы.

22. Определите понятие и особенности аудиторского финансового контроля.

23. Кто понимается под термином «аудируемые лица»?

156 Глава 6. Правовые основы гос. и муниципального финансового контроля

24. В каких случаях проводятся обязательные аудиторские провер­ки?

25. На основании законодательства назовите права и обязанности ау­диторских организаций и индивидуальных аудиторов.

26. На основе законодательства сформулируйте понятие аудиторско­го заключения.

27. Кто (какой орган) является уполномоченным федеральным орга­ном государственного регулирования аудиторской деятельности? Како­вы его функции? Определите на основании нормативных актов.

28. Что понимается под методами финансового контроля? Назовите их.

29. Охарактеризуйте ревизию как метод финансового контроля, виды ревизий.

30. Каково значение и порядок оформления акта ревизии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.