Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения





 

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога
Артикуляционное Акустическое
Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза Теория пульсации Л.В. Щерба Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов
Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности
Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды


Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).



Существует определение слога как минимальной единицы речевого потока, минимальной произносительной единицы (Л.В. Бондарко). Такое определение предлагается представителями ленинградской фонологической школы, которые считают, что деление речевого потока на звуки является результатом лингвистического анализа, а не непосредственного слухового восприятия. Звуковой же поток по слуху и по мускульному ощущению распадается на самые мелкие отрезки, называемые слогами.

Такое понимание минимальной произносительной единицы расходится с традиционным, согласно которому минимальной фонетической единицей является звук, поскольку он соответствует одной артикуляции.

Связанность артикуляций звуков в слоге ещё не даёт оснований для отрицания звука как наименьшей артикуляционной единицы, тем более что экспериментально-фонетические исследования слога показали, что слитностью, связанностью звуков характеризуется только открытый слог, а в закрытых слогах с артикуляционной и акустической точек зрения такой слитности, связанности элементов нет.

Поэтому закрытые слоги даже представители ленинградской фонологической школы считают не минимальными единицами речевого потока, а последовательностями минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено с трудностями, поскольку слог не соотносится со значимыми единицами языка, а определяется только по фонетическим признакам. На ранних этапах изучения слога экспериментально–фонетические исследования не позволяли выявить постоянные фонетические характеристики слога.

Поэтому слог с фонетической точки зрения некоторые лингвисты не считали фонетической единицей. Тогда был предложен фонологический подход к слогу с точки зрения сочетаемости фонем языка. Типы слогов при этом подходе основываются на описании фонемной структуры слогов.

Но отрицать фонетическую природу слога нельзя. Любые носители языка, даже дети, интуитивно верно определяют количество слогов. Ритмика слова определяется соотношением безударных и ударных слогов. Системы стихосложения также связаны со слогом (силлабическая система предполагает равносложие, одинаковое количество слогов, а тоническая – равноударность, определённое чередование ударных и безударных слогов).

ИЛИ

С артикуляционной точки зрения слог – минимальная единица речевого потока (Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Маслов)

С акустической т.з. слог определяется как волна нарастания и ослабления звучности. Слог - это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью (Аванесов). Наиболее звучный звук – слогообразующий, вокруг него группируются неслогообразующие

5. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ СЛОГА
Существуют 4 теории слога.

1)Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория: слоговой звук - самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1.наименее звучные (шумные)

2.более звучные (сонорные)

3.максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4)Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2899; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. E) the Past Continuous Tense употребляется с глаголами движения для выражения будущего действия, которое запланировано и рассматривается с точки зрения прошлого.
  2. S С точки зрения правильности и целесообразности речи проанализируйте каждый текст рекламы, записанный с телеэкрана с указанием пауз.
  3. Акустической дисграфией.
  4. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  5. Беркли Дж. Опыт новой теории зрения // Соч. – М., 1978.
  6. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОРДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  7. Видео поиск соответствия точек Су Джок
  8. Вопреки бытовым воззрениям, для правового положения покупателя нет никакой разницы какой по длительности гарантийный срок.
  9. Вот Я ВАС и забросил на Землю для Вашего испытания и прозрения и прохождения уроков взросления Душ ваших, а не УМОВ 3-х мерных.
  10. Выбор положения картинной плоскости, точки и угла зрения
  11. ВЫБОР ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  12. ВЫБОР ТОЧКИ И УГЛА ЗРЕНИЯ

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.