Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические права и обязанности граждан




Основной

Васильева, М.И. Судебная защита экологических прав / М.И. Васильева. – М., 1996.

Галкин, Ю.Ю., Степанов, С.А. Состояние экологического движения в России: структуры, анализ деятельности и прогноз развития / Ю.Ю. Галкин, С.А. Степанов // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. – М.: МНЭПУ, 2000. – С. 229–237.

Кремер, Л., Винтер, Г. Экологическое право Европейского Союза / Л. Кремер, Г. Винтер. – М.: Городец, 2007.

Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды: Учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2001.

Иойрыш, А.И., Супатаева, О.А., Парик, Р.Ю. Государственный надзор за обеспечением безопасности атомной энергетики: правовые проблемы / А.И. Иойрыш, О.А. Супатаева, Р.Ю. Парик. – М.: Наука, 1991.

Краснова, И.О. Экологическое право и управление в США / И.О. Краснова. – М.: Байкальская академия, 1992.

Крассов, О.И. Экологическое право: Учебник / О.И. Крассов. – М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ; Дело, 2001.


1.1. Понятие и виды экологических прав человека

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так,основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды;

б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петиция, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письма ми, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающее природной среды, требовать их рассмотрения;

в) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

г) требовать в административном или судебном порядке отмен решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, атака возмещения экологического вреда;

д) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещен вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 11).

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России так, по Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5) граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

- на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

- при обращении на предприятия и в организации — на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их резуль­татах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

- непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако­ном «О радиационной безопасности населения» также установлен ряд прав граждан. В разд. IV. 1. уже обращалось внимание на ст. 22 этого Закона, согласно которой граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей деятельность с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной безопасности (ст. 23) Представителям общественных объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­вляющую деятельность с использованием источников тонизирую­щего излучения, в порядке и на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненногоих жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В системе экологических прав граждан можно выделить прав на природопользование, т.е. на использование природных ресурсе для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства —Земельным. Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «животном мире» и др.

Таким образом, объем и содержание экологических прав граж­дан, предусмотренных в Конституции РФ, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавли­вает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды.

Знание экологических прав граждан, предусмотренных в меж­дународных документах, как и механизмов, их защиты, имеет важ­ное практическое значение. Оно связано, во-первых, с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Во-вторых, с вступлением Российской Федераций в Совет Европы Россия должна ратифицировать Конвенцию о защите прав челове­ка и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и ряд протоколов к ней, в частности. Протокол № 2 (о наделении Европейского суда по пра­вам человека компетенцией выносить консультативные заключе­ния) от 6 мая 1963 г. Протокол № 4 (об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвен­цию и Протокол № 1 к ней) от 16 сентября 1963 г., Протокол № 11 к Конвенции, вносящий структурные изменения в созданный на ее основе контрольный механизм, от 11 мая 1994 г., и др.

Вступление в Совет Европы означает для России также призна­ние в законодательном порядке права на индивидуальные обраще­ния в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека; совмести­мость обязательств РФ по конвенциям в области защиты прав че­ловека в рамках Совета Европы и СНГ, что вытекает из Распоряже­ния Президента РФ «О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» от 13 фев­раля 1996 г.

1.2. Политическое и юридическое значение признания экологических прав. В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельнос­ти государства законодательное, особенно конституционное, за­крепление экологических прав имеет для России большое полити­ческое и юридическое значение.

Значение признания и юридического закрепления, экологичес­ких прав определяется ролью, которую институт прав индивида играет в развитии современного общества и государства. В соответствии с общей теорией прав человека права индивида, по существу, нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества и государства.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает с политической и юридической точек зрения изменение подходов к взаимоотношениям государства и гражданина и изменению ориентиров в деятельности органов государственной власти. С учетом связанности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве правами человека и гражданина, признающем приоритет прав человека, это означает, что основным ценностным ориентиром при принятии законов, административных и судебных решений становятся не интересы государства, его органов и должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека.

Признав экологические права граждан, российское государство сделало шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. При знание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельное государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то ж время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арен вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

Юридическое значение признания этого рода прав предопреде­лено их содержанием и возможностями гражданина как обладате­ля права.

Признание и правовое регулирование экологических прав чело­века и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной Деятельности самого госу­дарства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйст­венных и иных решений, в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности орга­нов исполнительной власти.

Соответственно общество и государство не остаются безразлич­ными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованы в активности граждан.

Таким образом, при последовательной реализации экологичес­кие права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окру­жающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизне­деятельность человека.

1.3. Право на благоприятную окружающую среду

Это одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на междуна­родном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей дек­ларации прав человека, а позже и в Международном пакте о граж­данских и политических правах.

Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окру­жающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических тре­бований. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20—30% определяется условиями среды его обитания. Как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин России в 2002 г. составляла 52 лет. Есть основания предположить, что продолжительность жизни укорочена, наряду с другими причинами, деградацией окружающей среды.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природ­ной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права наблагоприятную окружающую среду.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защита права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Российское законодательство не определяет понятие благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего, они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитами природопользования. Система таких нормативов и лимитов, также общие требования к их разработке определены Законом «0б охране окружающей среды».

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохра­нять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состоя­ния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребнос­тей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных террито­рий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чис­тоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), эко­логической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на благоприятную окружающую среду — одно из фунда­ментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке отме­ны решений о размещении, проектировании, строительстве, ре­конструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по суще­ству, служат средствами реализации права на благоприятную ок­ружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологичес­кой функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществле­ния системы правовых, организационно-управленческих, техни­ческих, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.