Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности и иные права на землю. Содержание государственного управления в сфере использования и охраны земель




Содержание государственного управления в сфере использования и охраны земель.

Государственное управление в сфере использования и охра­ны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как: осуществление мониторинга земель; проведение землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; осуществление государственного контроля.

Мониторинг земель согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ представляет собой систему наблюдения за состоянием земель на всей территории Россий­ской Федерации. При этом основными задачами проведения мониторинга яв­ляются:

- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из­менений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение ведения государственного земельного ка­дастра, государственного земельного контроля за использованием и ох­раной земель, иных функций государственного и муниципального управ­ления земельными ресурсами, а также землеустройства;

- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления мониторинга земель регулируется утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 № 491 Положением о мо­ниторинге земель в Российской Федерации, согласно которому проводится федеральный мониторинг, охватывающий всю территорию Российской Федерации, региональный мониторинг, охватывающий территории, огра­ниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами, и локальный мониторинг, который ведется на террито­риальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий от­дельных землепользовании и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов. Специально уполномоченным органам в сфере проведения мониторинга земель является Росземкадастр, который осуществ­ляет свою деятельность во взаимодействии с МПР России, Минсельхозом России и Госстроем России.

Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона «О землеуст­ройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, плани­рованию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустрой­ства и установлению их границ на местности (территориальное землеустрой­ство), организации рационального использования гражданами и юридиче­скими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственно­го производства, а также для организации территорий, используемых общи­нами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)». Ст. 3 названного закона устанав­ливает обязательность проведения землеустройства в случаях:

- изменения границ объектов землеустройства;

- предоставления и изъятия земельных участков;

- определения границ ограниченных в использовании частей объектов зем­леустройства;

- перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного произ­водства;

- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засо­лению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, ре­культивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных процессов.

Государственный земельный кадастр. Согласно Федеральному закону «О государственном земельном кадастре», под государственным земель­ным кадастром понимается систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастро­вого учета земельных участков, о местонахождении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территори­альных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Целями создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение:

- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

- государственного контроля за использованием и охраной земель;

- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия зе­мель;

- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства;

- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе при­родных ресурсов;

- установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельны­ми

Государственный контроль. В соответствии со ст. 71 Земельного кодек­са РФ государственный земельный контроль за соблюдением земельного за­конодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляют специально уполномоченные государственные органы. Перечень таких орга­нов определен утвержденным постановлением Правительства РФ Положени­ем о государственном земельном контроле. С учетом требований Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в настоящее время осуществляют должностные лица Федеральной с орга­нами Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяй­ства К функциям названных органов относятся: «осуществление в соответствии со своей компетенцией;

- организация проверок и экспертиз изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;

- принятие мер к устранению нарушений земельного законодательства;

- участие в подготовке нормативных и законодательных актов, касающих­ся использования и охраны земель;

- внесение в установленном порядке предложений о консервации дегради-рованных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным си­туациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и за­грязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;

- информирование населения о состоянии земельного фонда, эффективно­сти его использования и принимаемых мерах по охране земель;

- участие в согласовании градостроительной и землеустроительной доку­ментации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улуч­шению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

Помимо государственного земельного контроля Земельным кодексом РФ вводятся такие формы контроля, как муниципальный, общественный и произ­водственный.

Конституция РФ в ст. 9 устанавливает, что земля может находиться в частной, государственной, му­ниципальной и иных формах собственности. В свою очередь Земельный ко­декс РФ и ряд других федеральных законов развивают данные конституци­онные положения. Так, ст. 15 Кодекса определяет, что собственностью граж­дан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные уча­стки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В оговоренных федеральным законодательством случаях иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица не могут обладать земельными участками на праве собственности.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Крите­рии разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муници­пальную собственность определены Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

К муниципальной собственности относятся земельные участки, которые не находятся в государственной или частной собственности.

К иным правам на землю относятся:

- право постоянного (бессрочного) пользования. Данный титул на зем­лю с момента вступления в силу нового Земельного кодекса РФ могут получить только государственные и муниципальные учреждения, феде­ральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане, которые ранее получили землю на этом титуле, вправе сохранить его на неопределенный срок ли­бо получить землю в собственность бесплатно. Юридические лица, кроме названных выше, обязаны до 1 января 2004 г. переоформить свой титул на право аренды либо выкупить земельный участок;

- право пожизненного наследуемого владения. Со времени вступления в силу Земельного кодекса РФ оформление права на этот титул прекра­щено, что в перспективе приведет к его исчезновению. Граждане-титулообладатели также вправе бесплатно приватизировать свой земель­ный участок;

- аренда. Использование земельного участка на правах аренды осуществ­ляется арендатором на основании заключенного с арендодателем догово­ра. Аренда может быть краткосрочной (до пяти лет) и долгосрочной (свыше пяти лет).

- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сер­витут). Оно заключается в ограниченном пользовании земельным участ­ком в установленных целях лицами, которым этот участок не принадле­жит. Земельное законодательство предусматривает частный и публичный сервитут, которые, соответственно, устанавливаются договором сторон либо решением органа государственной власти или муниципального ор­гана и могут быть срочными или постоянными;

- безвозмездное срочное пользование земельным участком. Основания на получение права такого пользования земельным участком предусмот­рены ст. 24 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним» право собственности и иные права на землю, а также сделки с земельными участками (за исключением договоров аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользова­ния земельным участком, заключенных на срок менее чем один год) подле­жат обязательной государственной регистрации в специально созданных ор­ганах Минюста России.

Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, земле­пользователей и арендаторов. Названные правообладатели согласно ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ вправе:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющие­ся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с федеральным законодательством;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установлен­ными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В свою очередь в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ назван­ные лица обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначени­ем и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установ­ленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользо­вания лесами, водными и другими природными ресурсами;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случа­ях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градо­строительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодо­родия почв на землях соответствующих категорий.

Неисполнение перечисленных обязанностей может повлечь за собой ли­шение соответствующих правообладателей прав на земельные участки. Так, ст. ст. 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают в качестве ос­нований для принудительного лишения собственника земельного участка:

- не использование участка в течение трех лет, если он предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строи­тельства (при отсутствии непредвиденных обстоятельств);

- использование участка с грубым нарушением правил рационального ис­пользования земли, установленных земельным законодательством, в ча­стности, если участок используется не в соответствии с его целевым на­значением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудше­нию экологической обстановки. В названных случаях участок подлежит продаже на публичных торгах.

Кроме названных оснований землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут быть лишены права на земельный участок в случае неуст­ранения совершенных умышленно нарушений земельного законодательства, например: отравления, загрязнения, порчи или уничтожения плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стиму­ляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транс­портировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушений режима использования земель особо охра­няемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, под­вергшихся радиоактивному загрязнению; систематического невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. Прекращение прав землевладельцев, землепользователей и аренда­торов происходит по решению суда на основании направленного органом го­сударственной власти или органом местного самоуправления заявления о прекращении права на земельный участок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.