Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика конституционного строя РБ. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя




Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. В Конституции Республики Беларусь есть раздел «Основы конституционного строя», факт текста которого свидетельствует о его фундаментальном значении. Надо отметить, что зарубежная правовая мысль в этом вопросе неоднородна: как правило, в странах, в которых действуют старые конституционные акты (США), об основах общественного строя не упоминается. Чаще всего дело ограничивается словами «справедливость», «демократия», «права человека» и т.д. Исключения, однако, в этом вопросе также есть. Например, в Конституции ФРГ (1949 г.) специальный раздел об основах общественного строя отсутствует, имеются лишь положения о собственности.

Конституционный строй определяется всем законодательством страны, которое может иметь и отдельные недостатки. Конституци Конституционный строй – это определенная форма (способ) организации государства, закрепленная в Конституции. Положения Конституции, посвященные основам конституционного строя, обладают большой юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции.

В Конституции Республики Беларусь содержится отдельный 1-й раздел, посвященный этому вопросу. В частности, подчеркивается, что Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством, признающим приоритеты принципов международного права (ст. 1). Республика Беларусь является суверенным государством, в котором единственным источником государственной власти является народ. Он же является носителем суверенитета и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Территория республики едина и неотчуждаема. Она делится на области, районы, города, иные административные единицы. Важность значения основ конституционного строя закреплена в ст. 2 Конституции Республики Беларусь; это принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст.7). Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отметим, что вопрос о разделении властей за рубежом принят как аксиома, и основное количество публикаций посвящено не столько разделению, сколько уравновешиванию властей. Основой конституционного строя Республики Беларусь является регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Все другие положения, связанные с темой «Основы общественного строя», условно можно разделить на 4 группы: экономические основы; политические основы; социальные основы; духовные основы. В целом конституционный строй утверждается народом, что таким образом обуславливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан.

30. Понятие суверенитета народа, нации, государства. Их взаимосвязь. Важнейшим признаком государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории, является суверенитет. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государство может быть полноценным, когда оно суверенно. Суверенитет – это свойство государства самостоятельно, независимо от власти других государств осуществлять свои полномочия (функции) на его территории и за пределами, а также в международных отношениях. Суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти означает, что она сама и только она вправе принимать нормативные акты и она ограничена лишь правом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих высшую государственную власть: это Парламент, Президент, Верховный Суд, Правительство и т.д. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, а также проявляется в самостоятельности при осуществлении внутригосударственных функций. Государственный суверенитет – основное условие международной правосубъектности. Надо отметить, что народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета. Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, и он являетсяединственным источником государственной власти. Таким образом, суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.Как суверенное государство Беларусь в XX в. функционировала с 1918 г. по 1922 г.; в составе Союза ССР как субъект международного права не выступала и от своего имени не заключала международных договоров. Суверенитет Республики Беларусь как самостоятельного государства впервые был провозглашен 27 июля 1990 г. Верховным Советом Беларуси в «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь». Особенно остры проблемы по вопросам суверенитета в федеративных государствах. В Конституции Российской Федерации записано, что суверенная власть признается исключительно за Российской Федерацией. Суверенитет является главной составляющей компетенции государства 8 декабря 1991 г. Беларусь, Россия и Украина подписали соглашение о содружестве независимых государств. 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились еще 9 государств. Учредительными документами являются: соглашение о создании СНГ, Алма–Атинская декларация и другие документы.Координирующими высшими органами являются Совет Глав государств, Совет Глав Правительств, межпарламентская ассамблея, исполнительный секретариат (находится в Минске – столице СНГ) и другие органы.

31. Декларация о государственном суверенитете РБ. ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ27 июля 1990 г. № 193-XІІ О государственном суверенитете Республики Беларусь*

Статья 1. Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа. Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Республики Беларусь со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Статья 2. Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти. Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету Республики Беларусь.

Статья 3. Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

Статья 4. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства.

Статья 5. Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Определение правового режима всех видов имущества относится к исключительной компетенции Республики Беларусь. Республика Беларусь имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа и как республика-основательница Советского Союза, которая была его действительным субъектом, имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР. Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему; подтверждает права собственности на специализированные банки, находящиеся на ее территории на момент принятия этой Декларации, организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы.

Статья 6. Территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 7. На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь. Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на территории Республики Беларусь, обязаны исполнять законодательство Республики Беларусь. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь, который назначается Верховным Советом Республики Беларусь.

Статья 8. Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую безопасность. Республика Беларусь имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств. Республика Беларусь требует от Правительства СССР безусловной и срочной компенсации ущерба, связанного с преодолением последствий чернобыльской катастрофы. Свою свободу и суверенитет Республика Беларусь в первую очередь использует для спасения народа Республики Беларусь от последствий чернобыльской катастрофы.

Статья 9. Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования и воспитания. Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики. Национальные, культурные и исторические ценности на территории Республики Беларусь являются исключительно собственностью республики и ее граждан.

Статья 10. Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету Республики Беларусь. Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории. Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством.

Статья 11. Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов.

 

32. Суверинитет и демократия. Суверенитета верховенство власти. Форма проявления гос. Суверинитета. Суверенитет – это качество его носителя (народа, нации, государства), означающее его самостоятельность и независимость в решении стоящих пред ним задач. Гос.суверенитет выражается в верховенстве гос.власти внутри страны, ее самостоятельности и независимости.Верховенство проявляется в способности гос.власти самостоятельно издавать общеобязат.правила поведения, устанавливать процедуры их реализации и меры юр.ответственности, а также контролировать процесс их реализации. Самостоятельность и независимость гос.власти проявляются в том, что органы гос.власти осущ. Свои управленческие функции самостоятельно и независимо от иных форм власти в стране (в рамках своей компетенции), а также от иностр.государств и междунар.организаций.

Наиболее значимыми гарантиями гос.суверенитета явл.:

1)правовые гарантии (конституционно-правовое и международно-правовое закрепление норм о гос.суверенитете)

2)политические гарантии (поддержка народом гос.политики, обладание государством учредительной властью)

3)экономически егарантии (обладание фин.-эк. бБазой, высокой платежеспособностью валюты, обеспечение конкурентноспособной производимой продукции)

4)материальные гарантии (наличие гос.границ, пограничных войск, воор.сил, гос.собственности, гос,символики и т.д.)

Государственный суверенитет – выражается в верховенстве государственной власти внутри страны, ее самостоятельности и независимости.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные правила поведения, устанавливать процедуры их реализации и меры юридической ответственности, а также контролировать ход реализации указанных правил поведения. Иные формы власти не могут издавать предписания, противоречащие установленным государством правилам поведения.

Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что органы государственной власти осуществляют свою ключевые управленческие функции самостоятельно и независимо (в рамках своей компетенции) от иных форм власти в стране, а также от иностранных государств и международных организаций.

Некоторые ученые (к примеру, Г. Мейер) при раскрытии понятия государственного суверенитета различали государственно-правовой и международно-правовой суверенитет. Государственно-правовой суверенитет заключался в исключительном праве властвования над всеми находящимися в государстве лицами и корпорациями, а международно-правовой – в свободе от господства иных публично-политических образований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.