Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 3 страница




§ 4. Термин «право». Отношение к субъективному праву

В китайском языке слово «право» имеет два значения - «фа» и «ксин». В древности они употреблялись как синонимы. Ныне слово «фа» имеет более широкое значение, а «ксин» переводится как «наказание». Понимание всего права как уголовного права объясняет традиционный подход к праву как к наказанию.

В китайском правосознании долгое время отсутствовало понятие «субъективное право». Позднее китайское слово «цюаньли» (субъективное право) появилось под влиянием японского права. Оно - результат заимствования.

По китайским понятиям от субъективного права не зависит гармония в обществе, так как общество существует изначально без вмешательства субъектов. Более того, общество развивается спокойно и планомерно, если ни один из его субъектов не ставит цель защиты исключительно личных интересов. Общество считается здоровым, если гармонично функционирует в соответствии с дао. Конфликт в обществе - показатель его болезни, которую необходимо лечить. Эффективным средством устранения конфликта как общественного зла является уголовное право.

В данной схеме субъективное право не находит себе места, поскольку рассматривается как источник столкновения интересов. Даже легисты, которые более других занимались проблемами права и выступали за равенство индивидов перед законом, усматривали в «фа» главным образом наказание либо награду и не ставили вопрос о каких-либо правах подданных по закону. В вопросе о соотношении прав и обязанностей личности приоритет отдается обязанностям.

Для уточнения китайского понимания слова «право» следует обратиться к термину «лю», который употребляется как синоним слова «ксин». В юридическом значении «лю» - уголовное право, в этимологическом (широком) смысле «право» (гамма, гармония) означает музыкальную гармонию. «Лю»известно ранее «ксин». Музыка, как и традиции, отнесена китайцами к важным сторонам бытия, которые необходимо изучать, чтобы быть добродетельными. Уголовное право в Китае всегда было суровым, поэтому право не вызывало к себе такого уважения, как музыка.

§ 5. Система права. Норма права

О системе права Древнего Китая свидетельствуют кодексы, принятые во времена династий Цин и Хан (правила 400 лет). Дошедшие до нас фрагменты этих кодексов содержат нормы публичного права - уголовного и административного. Вопросы частного права - семейного и наследственного - в них только затрагивались в связи с уголовным и административным правом (налогообложение). Вопросы торгового права не получили освещения. Отрасли права не были чётко дифференцированы. Отсутствовало деление права на частное и публичное. Однако их основные направления уже были намечены.

Текст нормы права при её формировании в прошлом сообразовывался с «ли». О влиянии конфуцианства на норму уголовного права свидетельствует следующее:

1) в кодексах давалась детальная градация наказаний за убийство, оскорбление словом и физическим насилием при учёте (а) намерений преступника; (б) внешних обстоятельств совершенного преступления, (в) социального положения преступника и потерпевшего;

2) суровость наказания зависела от места в социальной иерархии лица, совершившего проступок (отец или сын, муж или жена, старший или младший брат). Например, старший брат, ударивший младшего, не несёт наказания; младший брат, ударивший старшего, мог быть наказан на 30 месяцев каторжных работ или 90 ударами бамбуковыми палками.

Сфера частного права не была нормативно урегулирована. Применялись разнообразные формы внесудебного разрешения конф­ликтов:

1) внутри семьи. Миротворцем, как правило, выступал глава семьи. Им мог быть также дальний родственник или посторонний, наиболее уважаемый, преклонного возраста, высокого положения в округе, обладающий опытом и моральным авторитетом. Обе спорящие стороны должны были принять предложенный миротворцем компромисс, «не теряя лица». Миротворец черпал нормы из правил поведения «ли», практики решения таких споров в регионе, а также из собственного опыта и знания мира. В случае непринятия компромиссного предложения сторонами, обсуждение дела продолжалось до наступления соглашения между ними. При этом миротворец использовал средства социального и морального давления;

2) вне семьи - внутри общины, деревни, торговой гильдии. Миротворцами выступали старейшина клана, представитель местной элиты, старшина гильдии.

В большинстве случаев происходило «саморегулирование конфликтов» в пределах местных общин в соответствии с традиционными правилами поведения с учётом социального положения сторон.

Конфликтующие стороны могли обратиться в государственный суд, где дела рассматривались чиновниками. Однако, как правило, дело до суда не доходило. Его решали на местном уровне миротворцы, что объясняется: (1) стремлением избежать общест­венного осуждения, наступающего в случае отказа от помощи уважаемого посредника; (2) желанием не вовлекаться в судебную волокиту, сопровождаемую судебными поборами и нерадивостью судебных работников.

Таким образом, норма права считалась второстепенной по сравнению с другими социальными нормами (нормой морали, нормой-обычаем, нормой-традицией). Судебное решение на основе нормы права отвергалось в качестве главного средства решения конфликта. Только небольшая часть гражданско-правовых споров рассматривалась государственными судами.

Система современного права Китая разделена на отрасли, институты. Это является результатом, в определенной мере, влияния континентального права, а также правовой системы Японии, где структурирование системы права в ХХ в. приобрело принципиальный характер. После принятия Конституции (1982 г.) в Китае активно развивается конституционное право. Особое внимание обращено на совершенствование институтов гражданского права, развитие экологического, трудового права. Правовая норма заняла ведущее место в системе источников права­.

§ 6. Кодификация

Необходимость обращения к законодательному регулированию общественных отношений Китай остро ощутил в конце XIX в. В 1899 г. со стороны великих держав была подготовлена аннексия Китая, раздел его территории на сферы влияния. В таких условиях важно было провести кардинальное реформирование всей системы государства. Правда, прозрение последнего императора маньчжурской династии было запоздалым. В 1911 г. династия Маньчжуров вынуждена была отречься от престола.

В ХХ в. в истории Китая происходили сменяющие друг друга резкие и крупные перемены. На смену династии Маньчжуров пришел режим партии Гоминьда­на во главе с Чан Кайши. Част­ное право подверглось кодификации.

В 20-е гг. ХХ в. разрабатывались Гражданский, Земельный и другие кодексы по европейским образцам, главным образом немецким и швейцарским.

В 1949 г. была установлена Китайская Народная Респуб­лика, утвержден социалистический (маоистский1) режим. Этот режим отклонил законодательные акты, выработанные во времена императорского режима и ориентированные на запад. Он выбрал советский метод построения коммунизма. В период «великой пролетарской культурной революции» (1966-1976 гг.), который впоследствии подвергся резкой критике в Китае, работы по кодификации не могли начаться. Целенаправленно сверху и часто бессознательно снизу полностью попиралась законность. Правовые нормы и правопорядок заменены партийными директивами и чисткой кадров. После смерти председателя Центрального комитета Коммунистической партии Китая Мао Цзедуна (1976 г.) был взят курс на преобразование экономических отношений в направлении развития частного права. С 1978 г., козда Дэн Сяопинь пришел к власти, Китай проводил политику экономической экспансии и модернизации.

Начались работы по кодификации права. Принята новая Конституция (1982 г.). Ее преамбула провозглашает, что «граждане Китая всех национальностей будут продолжать... следовать социалистическим путем», придерживаться принципов марксизма, социализма. Статья 1 Конституции гласит: «КНР является социалистическим государством с народно-демократической диктатурой рабочего класса, основанной на альянсе рабочих и крестьян».

Были приняты законы об организации власти и управления, закон о судах, о народной прокуратуре, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1980), положения об адвокатуре и нотариате, Общие положения гражданского права (типа ГК, вступили в действие в 1997 г.). Особое внимание уделяется законотворчеству в области экологического права. В 80-90-е годы ХХ в. издан ряд законов об охране окружающей среды - моря, водного и воздушного пространства, почвы, прибрежного пространства от загрязнения нефтью и др.

Однако до сих пор сохраняются многие институты и нормы социалистического права, главным образом в сфере публичного права. Так, правительство Китая формируется с участием Центрального народного комитета. Верховное народное собрание (парламент) по представлению Президента КНДР избирает только главу правительства - Премьера Административного совета. Остальной состав Административного совета представляется Премьером и назначается Центральным народным комитетом.

Отсутствует институт частной собственности на землю. Законодательно («Закон об управлении землёй» 1986 г., «Закон КНР о сельском хозяйстве» 1993 г., Общие положения гражданского права) признана лишь государственная и коллективная собственность на землю, используемая крестьянами. За­креплено не право собственности, а право пользования и частичного распоряжения землёй.

Однако «социализм» в Китае был и есть вербальный (словесный), а не реальный. Правовую систему Китая нельзя квалифицировать как социалистическую и относить к социалистическому типу.

2.2. ЯПОНСКОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие японского права и особенности
его формирования

Японское право - совокупность нравственных, религиозных и правовых норм, сложившаяся на основе древнекитайских религиозно-философских концепций, собственных обычаев, рецепции иностранного (американского и романо-германского) права.

Несмотря на обособленное положение и широкое распространение обычаев, традиций и ритуалов, Япония с первых дней своей истории находилась под влиянием иностранных культур. Правда, активное восприятие всего нового и полезного не всегда критически оценивалось.

Начиная с V в. до эпохи Мэйдзи (XIX в.) Япония испытала сильное воздействие китайских идей и теорий. Основой японского, как и китайского права, была философская концепция конфуцианства. Под её влиянием развивается японское право, законодательство, правовая философия. Первые памятники японского права появились в начале VII в. и представляли собой юридические сборники, составленные по образцу тогдашнего китайского законодательства. Отличительная черта их состоит в том, что с XIII в. на смену императорским сборникам (рицу - рё) пришли акты правящих феодальных кланов.

В течение долгого времени (ХVII - середина XIX вв.) Япония фактически полностью была изолирована от внешнего мира. Окончательно закрепив иерархическую систему общества, которая лишала низшие слои каких-либо прав, правящая военно-феодальная верхушка проводила крайне консервативную линию. Она поддерживала традиционную национальную психологию конфуцианского толка, препятствовала проникновению в сознание населения другой идеологии, которая могла изменить «национальную целостность» («кокутай»).

Важнейший нормативный акт этого времени «Кодекс из ста статей», или «Сто законов» (1742) упорядочил прежние законы и нормы обычного права, выработанные феодалами. В нем в основном содержались нормы материального и процессуального уголовного права. Нормы гражданского права были слабо представлены, поэтому многие гражданско-правовые и торговые отношения регулировались обычным правом. В стране официально действовал принцип незнания законов («народ не должен знать законы, но только подчиняться им»), соответственно которому содержание законов должно быть известно только судьям и чиновникам. В основании этого принципа лежала концепция древнекитайского права - неизвестность будущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, чем его знание.

Определяющими для формирования основных черт современной правовой системы Японии стали 60-80-е гг. XIX в. Это так называемая эпоха Мэйдзи («просвещённого правления»), начавшаяся с буржуазной революции 1867-1868 гг. При всей её ограниченности революция дала толчок существенным реформам в различных сферах общественной жизни. Интерес к культуре Китая - многовекового наставника Японии - начал быстро снижаться. Япония обратила взоры на Европу. В те­чение некоторого времени влияние китайского права ещё сохранялось (препода­валось в Токийском университете до 1880 г.), однако постепенно­ сводилось на-нет вследствие стремления японцев приобщиться к европейской культуре.

Перелом в правосознании и правовой культуре японского населения наступает с конца 60-х гг. XIX в., когда наблюдается промышленный подъём, активно развиваются капиталистические отношения, устанавливаются торговые связи с другими государствами. На японский язык переводятся французские и германские кодексы, идёт изучение английского права. Поставлена и постепенно выполняется задача создания законодательной системы по образцу развитых стран.

Становление новой правовой системы проходило в острой борьбе между сторонниками консервативных и демократических методов управления. Законодательство неоднократно изменялось. При составлении Гражданского кодекса Японии происходила переориентация то на Гражданский Кодекс Франции, то на Германское Гражданское Уложение. Вначале в Японию был приглашён профессор Г.Буассонад (Франция) для составления проектов Уголовного кодекса и закона об уголовной процедуре. Они разрабатывались по французскому образцу и были приняты парламентом в качестве законов в 1880 г. Г.Буассонаду также было предложено составить проект Гражданского кодекса. Однако представленный в 1890 г. на утверждение японскому парламенту его проект был отклонен. Также был отклонен и Торговый кодекс, составленный в соответствии с Торговым кодексом Франции. Были приняты Гражданский (1898 г.) и Торговый (1899 г.) кодексы, разработку которых парламент поручил японской комиссии, ориентирующейся на германскую модель. Правда, авторы включили в него ряд положений проекта кодекса Г. Буассонада. Однако эти кодексы не имели широкого практического применения. В правовой жизни Японии отдавалось предпочтение традиционным формам решения споров - примирительному посредничеству и полюбовному соглашению, предполагающим снисходительное отношение и прощение со стороны потерпевшего.

В 1889 г. была принята первая конституция Японии. Моделью для основного закона послужила прусская конституция, приспособленная к японской почве. Она была консервативной, утвердила­ верховную власть императора, ограничила права парламента и фактически впоследствии подготовила почву военно-фашистскому режиму. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (Уголовный кодекс 1907 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1922 г., закон о поддержании общественного спокойствия 1922 г.) приобрело репрессивный характер.

После окончания второй мировой войны и капитуляции Японии, вплоть до заключения в 1951 г. Мирного договора, все сферы жизни страны находились под контролем Верховного командования Союзных сил. В это время многие институты права формировались по американским образцам. В результате возникло несоответствие между старой правовой системой, сложившейся под влиянием континентального европейского права, и глобальным давлением американского права. При составлении демократической Конституции Японии 1947 г. за основу был взят проект, подготовленный гражданской администрацией штаба оккупационных американских войск во главе с генералом Макартуром. Как следствие, принятие новой конституции вызвало необходимость пересмотра всего законодательства государства (см. § «Закон. Кодификация»).

§ 2. Источники права современной Японии

1. Нормативно-правовой акт (закон, правительственные указы и иные акты подзаконного характера). Запрещено издавать правительственные указы по вопросам уголовного наказания без разрешения на то соответствующего закона. Предусмотрен институт контрассигнатуры: все законы и правительственные указы подписываются компетентными государственными министрами и визируются Премьер-министром;

2. Нормативно-правовой договор (имеет широкое распространение);

3. Нормы-обычаи, нормы-традиции (гири) - отсылки к ним содержатся в Гражданском и Торговом кодексах. Например, когда речь идет о рыболовном промысле, об использовании горячих источников и др. Однако сфера их применения сокращается;

5. Судебный прецедент - формально не считается источником права. Однако постановления Верховного суда воспринимаются судами (и нередко государственными учреждениями) как нормативные акты, которые должны неукоснительно исполняться. Традиционное пренебрежение к общему праву и отрицание судебных решений сменилось их восприятием.

§ 3. Система права современной Японии

Действующая в Японии система права ведёт свое происхождение от германского и французского права. Р. Давид относит японское право к романо-германской правовой семье1. Однако ближе к истине И.Нода2, который подчёркивает, что специфика национальной ментальности создаёт правопонимание, которое трудно изменить под воздействием иностранного права. Японское право не полностью вписывается в романо-германский тип правовой системы. Современное японское право по своей структуре напоминает западное, но оно действует в своей собственной традиционной культурной среде, формирующейся веками в условиях отсутствия длительных контактов с западной культурой. Поэтому при сходстве моделей права практика его функционирования существенно отличается. Таким образом, действие японской модели права оказывается совершенно иным, чем западного оригинала.

До 1945 г. система права Японии основывалась на сочетании традиционных феодальных принципов, частично заимствованных из системы права император­ского Китая, и принципов континентальной системы права в его этатическом3 (государственническом) варианте.

Правовая система Японии переняла из системы континентального права следующее:

- деление права на публичное и частное;

- структурное разделение системы права на отрасли и под­отрасли;

- проведение кодификации нормативно-правового мате­риала.

В уголовное право Японии внесены принципы континентального права: «нет преступления и наказания без указания о том в законе», «закон обратной силы не имеет при введении или усилении уголовной ответственности» и др.

Система права Японии до второй мировой войны состояла из отраслей конституционного, административного, гражданского, торгового, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.

В период реформ после войны, проведение которых контролировалось американскими властями, японская правовая система была «американизирована». Так, внедрение в японскую идеологию и практику в качестве конституционных принципов «разделения властей», «сдержек и противовесов», независимости судебной власти, равенства всех перед законом, равенства мужчины и женщины; определение круга демократических прав и свобод граждан, подлежащих непосредственной судебной защите; введение института конституционного надзора1- всё это явилось результатом влияния американского права. Японская конституция воспроизвела знаменитые слова американской Декларации независимости 1776 г. о «праве на жизнь, свободу и на стремление к счастью» как о высшем предмете заботы государства о его гражданах (ст. 13).

На регулирование сферы торгово-экономических отношений, деятельности корпораций и других частно-правовых институтов также оказало влияние американское право. Обновлены традиционные отрасли права. Фактически заново создано конституционное право. Оформились новые отрасли права - право человека на социальное обеспечение, хозяйственное, экологическое. Выделились подотрасли медицинского, образовательного права и др.

Демократическими достижениями Конституции Японии, кроме указанных, являются зафиксированные права граждан в уголовно-процессуальной сфере:

- право на защиту и судебное разбирательство обвинения;

- запрет незаконного ареста и незаконных обысков;

- право обвиняемого на открытое, беспристрастное, без задержек, разбирательство дела;

- запрет применения наказания без соответствующей правовой процедуры и др. С целью защиты прав подозреваемого в Конституции провозглашена следующая норма: «Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство» (ст. 38). Однако при проведении в жизнь новых принципов предварительного следствия и судопроизводства, сохранил своё значение традиционный принцип: «Признание - первейшее из всех доказательств».

§ 4. Закон. Кодификация

Современные законы и кодексы Японии, ставшие одним из основных источников права, не являются плодом исключительно национального творения. Как отмечалось, они составлялись вначале по образцам немецких и французских кодексов. После второй мировой войны создаются нормативно-правовые акты, ориентированные на американское законодательство. При этом учитываются национальные нормы-традиции, почитаются ритуалы.

Действующая в настоящее время система законодательства создавалась начиная с конца XIX в. Её можно назвать смешанной. Правда, она не аналогична смешанному (гибридному) типу правовой системы - скандинавской или латиноамериканской группе. В Японии заимствование тех или иных элементов континентального и общего права происходило бессистемно. Заимствованные нормы законов спорадически, от случая к случаю, вплетались в ткань японского права, сохраняющего преемственность традиционных норм морали и обычая. Своеобразие законодательства в значительной степени определяется особенностями правового мышления, информационно-правового насыщения, обобщенного отражения связей как с национальным прошлым, так и с мировыми достижениями в области юриспруденции.

В настоящее время применяются Гражданский 1898 г. и Торговый кодексы 1899 г. (в их основе - немецкая модель) со значительными изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Конституцией. Например, в Гражданском кодексе закреплено право частной собственности, свобода договора. Установлено право жены на наследование имущества мужа, которого до Конституции она не имела, и другие. Гражданско-процессуальный кодекс 1926 г., подготовленный по образцу австрийского законодательства и нацеленный на усиление роли суда в ходе разбирательства дел, подвергался только незначительным изменениям. Уголовный кодекс 1907 г. действует в редакции 1947 г. с последующими исправлениями и дополнениями.

Внесение изменений и дополнений в кодексы - лишь часть работы законодателя. Большой удельный вес занимают законы, не включаемые в кодексы, а дополняющие их. В течение 1946-1950 гг. в соответствии с Конституцией приняты законы о парламенте, суде, кабинете министров, избирательный закон, законы о местной автономии, о гражданстве, судоустройстве, прокуратуре, адвокатуре и другие, касающиеся государственной организации жизни японского общества. В 1948 г. начал действовать новый Уголовно-процессуальный кодекс, некоторые институты которого заимствованы из американского права. Закон о полиции 1947 г. внёс изменения в систему её подконтрольности, перенеся центр тяжести на места.

Большая группа законов создана для регулирования экономических отношений. Это - закон о запрещении частной монополии и поддержании частной торговли, так называемый «антимонопольный закон» (1947 г.); закон об обороте ценных бумаг (1948 г.); закон о восстановлении компаний (1955 г.); законы о контроле над биржами и ценными бумагами. Они, как правило, копировали американские законы. С целью привлечения в страну англо-американского капитала ещё в 1922 г. был принят закон о доверительной собственности с учётом американского законодательства.

Значительное внимание уделяется проведению кодификационных работ в сфере регулирования трудовых и пенсионных отношений. Закон о трудовых спорах 1947 г. определяет условия труда, продолжительность рабочего времени, предоставление отпуска и др. Законодательство о пенсионном обеспечении (10 законов) сложное. Система пенсий многообразна. Устанавливается выплата пенсий по старости в зависимости от страховых взносов работника, предпринимателя, государства; выплата пенсий по случаю потери кормильца, по болезни и др.

Существенное место в системе законодательства занимают законы об охране окружающей среды. В 1967 г. принят основной закон о контроле над загрязнением окружающей среды. Впоследствии появились законы о наказаниях за правонарушения, состоящие в загрязнении окружающей среды, опасном для здоровья человека (1970); закон о предотвращении зловония (1971), предусматривающий организационные мероприятия по утилизации отходов и поддержанию чистоты в городских условиях; закон о возмещении за ущерб, причинённый отработанными маслами (1975); закон о вибрации (1976) и др.

По содержанию и технике исполнения законы Японии не уступают европейским, однако их практическое применение значительно слабее. По-прежнему в силе остаются традиции, правовые нормы и институты национально-исторического происхождения. Особую роль играют правила внешне приличного поведения - уступчивость, примирение, доброжелательность, исключающие внешнее давление на личность. С современными кодексами и процессуальными нормами уживаются традиции внесудебного решения споров.

Часть III

ОБЫЧНО-ОБЩИННАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

3.3. ОБЫЧНОЕ ПРАВО АФРИКИ И МАДАГАСКАРА

§ 1. Общая характеристика обычно-общинной группы правовых систем

Обычно-общинная группа (подтип) правовых систем - совокупность правовых систем, которые сформировались на основе норм-обычаев, сложившихся естественным путем, а также правовых норм, заимствованных у колониальных государств. Эту группу составляют правовые системы развивающихся стран Африки и Мадагаскара (Малагаская Республика).

Своеобразие обычно-общинной группы правовых систем Африканского континента состоит в том, что обычное право:

(1) признаётся большинством населения в качестве регулятора общественных отношений, особенно за пределами городов. Обычай в Африке является ведущим источником права. Обычай устанавливает правила организации общества как в политической, так и экономической областях, регулирует семейные отношения, правила обмена, нормы уголовного права и процесса. Считается, что гармония в обществе, поддерживаемая с его помощью, предпочтительнее уважения закона. Значение обычая не утрачено и сегодня, хотя сфера действия сужена;

(2) действует в пределах общины, отражает приверженность человека общности, стремление обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни). Общинные связи преобладают над индивидуальными;

(3) представляет собой сочетание моральных, религиозных и правовых норм, а также ритуалов, отражающих почитание предков, связь с окружающей природой, «духами» и другими сверхъестественными силами. Неповиновение обычаю означает неуважение предков и может повлечь за собой гнев духов земли, ибо, согласно африканской общиной (племенной) мифологии, останки предков слились с почвой, а дух витает над живыми;

(4) не является единым для всех общин. Нормы обычаев - многочисленны. Каждая группа имеет свои нравы и обычаи1. Многообразие обычаев, разрозненность, значительное влияние мифологии, отсутствие письменной формы изложения не позволяют эффективно использовать их для создания африканских национальных правовых систем по типу европейских2.

В современных правовых системах Африканского континента наряду с обычным правом существует право бывших метрополий или мусульманское право. Страны Африки и Мадагаскара находятсяв состоянии сложного переходного периода, когда необходимо определиться со степенью, способами и путями взаимодействия правовых культур - коренной обычно-правовой (источник - норма-обычай) и привнесенной европейской (источник - закон, судебный прецедент).

§ 2. Основные черты обычного права

С древнейших времен шел процесс создания религиозных мифов, верований. Господствовали обычаи, уважение и повиновение им. Система легитимно действующих норм-обычаев создавалась как право групп (общин), а не индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение семейных групп, а не союз двух индивидов. Развод разрешался только с согласия семьи. Право собственности на землю принадлежало определенной социальной группе. При наследовании имущество переходило не к отдельному лицу, а к семье или общине. Компенсация ущерба производилась общинами, а не лицами друг другу.

Общины несли ответственность за правонарушения своих членов. Задача решения конфликта усматривалась в примирении заинтересованных лиц, а не в установлении прав. Справедливым считалось то, что обеспечивает сплочённость общины, восстанавливает согласие в ней. Достижение согласия важным было и потому, что отсутствовал действенный механизм исполнения решений конфликтов.

Общинно-групповой характер обязанностей и ответственности стал одной из главных причин неразвитости права, юридических профессий, юридической науки, юридических учреж­дений.

Принципиальные отличия норм обычного африканского права от европейского права:

(1) нормы-обычаи не дифференцированы на права и обязанности;

(2) акцент в них сделан на обязанностях, скорее, моральных, чем юридических;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.