Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика и метафизика о развитии и связях




Сущность развития.

Даже рассматривая движение как атрибут бытия, непросто прийти к пониманию такого его вида, как развитие.

К примеру, диалектик Гераклит представлял движение вечного и несотворенного мира как вечный круговорот, как постоянное повторение пройденного.

Христианская философия истории внесла в понимание исторического процесса направленность, связанную с ожиданием пришествия мессии - Спасителя, концепция исторического круговорота перестала быть единственной.

Ньютон отвел Богу роль часовщика, который “завел” мир и отошел в сторону, предоставив ему развиваться по собственным законам.

Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития,

а Кондорсе дополнил ее принципом прогресса, как преобладающей тенденции развития общества.

Велик вклад в понимание развития немецкой классической философии.

И. Кант ставил вопрос о развитии как Солнечной системы, так и человеческой нравственности,

Гегель разработал целостную концепцию развития духа в рамках грандиозной системы объективного идеализма. Движение Духа, по Гегелю, заключало внутри себя собственные законы и движущие силы развития. В результате история общества предстала как история мысли.

К. Маркс и Ф. Энгельс распространили диалектический подход на понимание природы и общества, политики и техники, военного дела и других сфер бытия.

 

Таким образом, в результате многовекового развития философии сформировалось два в известной мере противоположных инструмента исследования и понимания мира:

метод диалектики

и метод метафизики.

 

Древнегреческие мыслители термином “dialektike techne” обозначали искусство вести спор посредством вопросов и ответов, в известном смысле это понятие было синонимом красноречия.

Однако в V в. до н.э. красноречию учили софисты, понимавшие под диалектикой искусство представлять ложное и сомнительное за истинное.

Софистика опирается на софизмы - приемы, подходы и уловки, имеющие видимость доказательства, но нарушающие правила логики и спекулирующие на многозначности понятий.

 

Трудами Гегеля и его последователей как среди материалистов, так и среди идеалистов сформировалось понимание диалектики как философской теории развития и всеобщей связи явлений, а также основанного на этой теории метода исследования явлений объективного и субъективного мира.

Как всякая теория, диалектика включает в себя три группы понятий:

принципы, законы и категории, отражающие соответственно различные стороны бытия.

 

Философы расходятся в понимании количества и определений принципов диалектики, но ни один из них не может пройти мимо двух:

принципа развития и принципа всеобщей связи.

В диалектическом понимании развитие - это особый тип движения, обладающий характеристиками поступательности, направленности, необратимости, взаимодействия прогрессивных и регрессивных ветвей развития.

Прогресс - это восходящая ветвь развития, характеризующаяся переходом от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс - нисходящая ветвь развития, движение от сложного к простому, в известной мере - деградация.

 

Принцип развития может быть сформулирован следующим образом. Все изменяется, все движется. Явления связаны во времени. Изменения процессов и явлений имеют тенденцию восхождения от простого к сложному, к более совершенному.

 

С подобным пониманием развития не будет спорить и метафизик. И в этом он схож с диалектиком. Его отличия от диалектика проявляются при более подробном обсуждении проблем развития. Для наглядности понимания эти различия можно свести в таблицу 1.

Таким образом, применительно к пониманию сути развития различия диалектики и метафизики характеризуются разной глубиной понимания этой сущности. Для метафизики оно более поверхностное, менее глубокое. Различным оказывается для них и понимание связи явлений.

Основания различия Метафизика Диалектика
1. Каков источник развития? Внешнее воздействия, “первотолчок” Диалектическое противоречия
2. Каков механизм развития? Либо постепенные количественные изменения, либо внезапные качественные скачки Взаимосвязь постепенных количественных изменений с качественными скачками
3. Какова направленность развития? Либо только прогресс, либо только регресс, либо вечный круговорот Восходящее развитие с известным повторением пройденных этапов

Табл. 1. Диалектика и метафизика о развитии

 

Другой принцип диалектики характеризует философское понимание связи как такого соотношения предметов или процессов, при котором изменения одного влекут за собой изменения другого.

Принцип всеобщей связи сводится к следующим положениям. Все в мире связано и взаимообусловлено. Связи не приносятся извне (как утверждали Д. Юм, И. Кант), они присущи самим предметам и явлениям. Важнейшую роль играют внутренние связи и взаимодействия между сторонами, силами, тенденциями любых явлений действительности.

 

Такое понимание сущности связей не является в философии единственным.

Для объективного идеалиста всеобщая связь - лишь проявление единства абсолютной идеи,

субъективный идеалист понимает связь как единство самосознания, которое вносит порядок в бессвязный “поток впечатлений”.

Как понимается природа связей метафизикой? Схематически отличие метафизического понимания связей от диалектического отобразим в таблице 2.

 

 

Основания различия Метафизика Диалектика
1. Существует ли всеобщая связь явлений? Не существует. Явления обособлены или слабо связаны Существует. Все связано со всем
2. Какова иерархия связей? Ведущую роль играют внешние, преимущественно механические связи Определяющая роль принадлежит внутренним связям

Табл. 2. Диалектика и метафизика о связях

 

Для классификации связей могут быть использованы различные критерии. Однако в рассматриваемом нами аспекте особый интерес представляет выявление связей, которые ведут к закону, и связей, которые к закону не ведут. Такую классификацию можно представить следующим образом:

 

СВЯЗИ, ВЕДУЩИЕ К ЗАКОНУ СВЯЗИ, НЕ ВЕДУЩИЕ К ЗАКОНУ
Внутренние внешние
Существенные несущественные
Необходимые случайные
Устойчивые неустойчивые
Повторяющиеся единичные

 

На таком основании можно дать определение закона.

Закон - это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь, характеризующая взаимосвязь предметов и явлений, порядок их строения и функционирования, тенденции возникновения и развития.

При таком понимании закона диалектик акцентирует внимание на внутренних устойчивых связях, метафизик же обращается в первую очередь к внешним связям.

 

В общем виде метафизику можно определить как такое понимание способа бытия мира и основанный на нем способ философствования, который делает акцент на обособленности явлений и их неизменности, устойчивости, диалектик же подчеркивает моменты взаимосвязи и развития явлений.

 

Какой же из методов философствования - диалектический или метафизический - является единственно верным?

Не будет ошибкой сказать, что в объективном мире господствует диалектика, причем настолько сложная, что мы находимся лишь на подступах к ее познанию.

Сам же процесс познания также сложен и включает в себя ряд этапов.

На первых этапах познавательной деятельности неоценимую услугу оказывает именно метафизика:

прежде чем исследовать развитие и систему связей предмета, целесообразно предварительно выделить этот предмет из системы связей, понять, что он представляет сам по себе, каков предмет как таковой, а это требует рассмотрения его в состоянии некоторой “застылости”, неизменности.

В известной мере будет справедливо сказать, что метафизика есть предельный случай диалектики при определенных условиях аналогично тому, как механика Ньютона есть предельный случай механики Эйнштейна при скоростях, существенно меньших, чем скорость света.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.