Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика и метафизика об источнике развития




Основные законы диалектики

 

Углублениепонимания развития неизбежно связано с постановкой ряда дополнительных вопросов.

Важнейший из них - почему происходит развитие?

Это вопрос об источниках, о причинах развития. Диалектика отвечает на него содержанием закона единства и борьбы противоположностей.

На вопрос: каков механизм развития? - дает ответ закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития.

 

Другой аспект исследования (вопрос) связан с выяснением отношения источника движения к самому движению.

Материалистический подход ориентирует на поиск источника развития внутри материи.

В метафизическом варианте такой поиск осуществляется вне самого движения, сводится к выявлению преимущественно внешнего механического воздействия и приводит к неожиданным результатам.

В самом деле, для приведения в движение некоторого тела А необходимо воздействие на него со стороны тела В, которое, в свою очередь, приводится в движение телом С и т.д. Представим, что обнаружено последнее тело X, с воздействия которого и началось движение Вселенной.

Очевидно, на него воздействовал Перводвигатель, который не нуждается ни в каких воздействиях. По определению, в качестве такового может выступить лишь Бог.

 

Другой подход связан с поисками источника движения не только внутри материи, но и внутри самого процесса движения.

Со времени Гераклита ведется анализ роли противоречия в качестве такого источника.

С его точки зрения источником всех изменений является “борьба противоположностей”, которая есть “всеобщий Логос”, всеобщий закон развития.

Напротив, Аристотель считал, что в объективном мире невозможны противоречия, потому что противоречивая мысль не может быть истинной. Примером подобной мысли могут быть суждения о “круглом квадрате”, о “сухой влаге”, о “глупом гении”.

Однако развитие науки приводит к выводу о наличии в любом предмете, процессе, явлении противоположных сторон.

К примеру, в математике это дифференцирова­ние и интегрирование,

в физике и химии - положительные и отрицательные заряды,

в биологии - ассимиляция и диссимиляция.

Осознание противоречивости некоторых явлений и их сторон, свойств проявилось в форме антиномий.

Антиномия, парадокс, апория, дилемма - все это различные формы острой постановки проблем, требующих решения. Наличие антиномий свидетельствует о неполноте или ограниченной применимости имеющегося научного аппарата и требует дальнейших научных исследований.

Диалектические противоположности - это такие стороны, тенденции того или иного изменяющегося предмета (процесса, явления), которые одновременно взаимоисключают и взаимообусловливают друг друга.

Весьма часто такие стороны вне собственного противоречивого единства не существуют.

Так, атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки. Если разрушить это единство, то и ядро, и электронная оболочка перестанут существовать как таковые и распадутся на составляющие их микрочастицы.

Диалектическое противоречие - это сложное, подвижное отношение между противоположностями, их единство и взаимодействие.

В марксистской философии долгое время акцент делался, прежде всего, на той стороне взаимодействия противоположностей, которая обозначалась как их борьба.

Так, в качестве синонимов рассматривались термины “диалектическое противоречие” и “единство и борьба противоположностей”.

Но даже в общественной жизни далеко не все диалектические противоречия общества разрешаются в борьбе, понимаемой как активное противоборство социальных сил.

Противоречия, к примеру, между социальной потребностью в новых источниках энергии и отсутствием таковых источников разрешаются через целенаправленную научную и производственную деятельность в сфере физики и химии по созданию таких источников.

Поэтому в отношении природы, техники, человеческого сознания и многих социальных процессов термин “борьба” следует понимать не буквально, а в переносном смысле.

Учитывая эти аргументы более адекватным сути дела является термин “взаимодействие противоположностей”.

 

Диалектические противоречия как взаимосвязь противоположностей существуют объективно, независимо от сознания.

Их надо отличать от логических противоречий сознания, которые возникают в результате неряшливости и нечеткости мышления. Подобного рода противоречия наглядно демонстрирует старая стихотворная пародия:

Рано утром - вечерком, поздно - на рассвете

Тетка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во всю прыть - тихими шагами

Кот старался переплыть миску с пирогами.

 

Вместе с тем признание существования противоположностей еще не тождественно диалектическому пониманию мира.

В истории культуры издавна признавалась полярность мира, но в духе взаимогармонии, нахождения известного баланса сил, при достижении которого всякое развитие прекращается (тогда как главная идея диалектики - непрерывность развития, бесконечность этого процесса).

Характерным является мифологическое сознание, существенным признаком которого является наличие некоторых основополагающих полярностей: свет и тьма, мужское и женское начала (например, “инь” и “янь” древнекитайской философии).

Такие полярности образуют своего рода вселенский “ гомеостаз ” - постоянное нарушение и восстановление равновесия между этими полярностями.

Диалектика,

во-первых, показывает, что полярные структуры существуют не просто “иногда”. В любом предмете, процессе, явлении существуют диалектические противоречия, и притом бесконечно многие противоречия.

Во-вторых, диалектика не просто фиксирует полярности. Она рассматривает взаимодействие противоположностей, диалектические противоречия как источник изменения и развития всех существующих процессов и явлений.

Впервые попытку рассмотреть развитие как совокупность последовательных этапов развертывания противоречия предпринял Гегель, правда, на основе исследования познающего сознания. Если гегелевское понимание развития познающего сознания распространить не только на идеальное, но и на материальное бытие, можно выделить три фазы:

возникновение,

развертывание

и разрешение противоречий.

 

Первая фаза может быть обозначена как диалектическое тождество (совпадение). На этом этапе тенденции развития различных сторон явления пока совпадают. Так, на заключительной фазе феодализма интересы двух новых классов, формировавшихся в рамках третьего сословия, - буржуазии и пролетариата - в основном совпадали, поскольку они одинаково были заинтересованы в свержении власти феодалов. В этом отношении оба класса могут быть охарактеризованы как тождественные (но именно в этом отношении, поскольку в иных отношениях между ними можно выявить множество различий).

 

Вторая фаза - это “раздвоение единого”, накопление различий, развертывание противоречия. Так, с завоеванием буржуазией политической власти и формированием капиталистического общества противоречие между пролетариатом и буржуазией нарастает, охватывая основные сферы общественного развития: экономику, политику, идеологию.

 

Третья фаза - процесс разрешения противоречий. В частности, в условиях России разрешение назревших противоречий между буржуазией и пролетариатом осуществилось в форме Октябрьской социалистической революции.

Заканчивается ли на этом развитие? Нет! На месте противоречия, которое удалось разрешить, возникают новые противоречия. В условиях нашей страны это было, в частности, противоречие между советскими трудящимися массами и бюрократической партийно-государственной верхушкой. Это противоречие разрешилось в процессе событий, последовавших после путча августа 1991 года и изменения конституционного устройства страны в сентябре-декабре 1993 года.

Закон взаимодействия противоположностей. Таким образом, единство и взаимодействие противоположностей есть непрерывный процесс возникновения, развертывания и разрешения диалектических противоречий, который и выступает источником всякого изменения, всякого развития.

Это составляет центральную идею закона взаимодействия противоположностей (в марксистской традиции он именуется законом единства и борьбы противоположностей), который может быть сформулирован следующим образом.

Всякое развитие осуществляется путем раздвоения единого (объекта, процесса, предмета, явления) на взаимоисключающие и взаимообусловливающие стороны, моменты, тенденции - противополож­ности. Источник, движущее начало всякого развития есть взаимодействие противоположностей, постоянное возникновение, развертывание и разрешение диалектических противоречий, ведущее к исчезновении старого, возникновению нового и появлению на этой основе новых противоречий.

 

Каково методологическое значение закона? Чему он учит, что требует, от чего предостерегает?

1. Руководитель не должен скользить по поверхности явлений дела, в частности, при анализе состояния дел в коллективе. Необходимо выявлять противоречия и эти противоречия исследовать. При этом не просто их выявлять, а находить важнейшие, определяющие, обнаруживать тенденции их развития, находить пути разрежения. В частности, необходимо понимать, что решение любой управленческой, конструкторской, технической или военно-эксплуатационной задачи есть не что иное, как разрешение противоречия.

2. Нельзя смешивать диалектические и формально-логические противоречия. Последние являются ошибками мышления.

3. Темпы развития определяются не остротой противоречий (мол, чем острее, тем быстрее), а темпом их разрешения. В идеале разрешение противоречий должно происходить на этапе диалектического тождества, пока они еще не вызрели, не перешли в состояние конфликта (особенно конфликта социального).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.