Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология зрения и визуальная среда




СРЕДЫ

Физиология зрения и визуальная среда

Эргономика восприятия средовых
объектов и систем

Средства и системы визуальной
информации

Значение когнитивной психологии
для эргодизайна среды

Видеоэкология

Оптические иллюзии и приемы
их коррекции в архитектуре

Эргономика и учебное системно-
средовое проектирование


Восприятие средовых объектов и систем и его роль в эргономическом обеспечении их качества обычно рассматривается исключительно в прагматическом ключе, хотя эта проблематика не менее важна и с точки зрения объективизации эстетических сторон проектирования среды. Правда, нынешний уровень знаний в области базовых категорий формирования художественной структуры средовых образований (композиция элементов среды, гармонизация впечатлений от средового комплекса, создание выразительных тектонических сочетаний и т.д.) пока не доведен до понимания механизмов их воздействия, что не позволяет полноценно регламентировать эргодизайн художественных построений.

Но, с одной стороны, колоссальный опыт практической художественной деятельности по организации средового дизайна выработал довольно эффективную систему эмпирических (греч. empeiria — опыт) представлений о закономерностях воздействия принципов восприятия на особенности визуально-пространственной, пластической и цветовой организации архитектурно-дизайнерских решений. И отдельные их положения вполне могут быть сведены к набору устойчивых эргономических рекомендаций.

С другой — привлечение фундаментальных научных знаний об особенностях функционирования

человеческого организма и о психологии восприятия позволяет подвести под некоторые из этих =

эмпирических советов объективные объяснения и попробовать перейти от интуитивных догадок в g-

этой области к научно обоснованным установкам. Глобальное выдвижение подобной цели в g

эргономической науке еще не созрело — до него следует сформулировать и решить ряд 2

предварительных задач. §■

у 1

Во-первых, предстоит систематизировать массив эмпирических положений по оптимизации £■

визуальных конструкций в средовом проектировании и дать им эргономическое толкование. Среди *

этих положений — недостаточно изученные с позиций современной науки секреты |

пропорционирования архитектурно-пространственных комплексов и ансамблей, применение курватур §-

(намеренных искажений «правильной» геометрии видимых форм среды) при строительстве греческих g

храмов, корректировка размеров и пластических особенностей проектных предложений при переносе g

О) и

их в натуру, эффективность использования особенностей зрения при работе с концептуально |
разными по масштабу средовыми структурами и многое другое. В настоящей работе рассмотрена
только та их часть, которая уже поддается эргономической «расшифровке».

Во вторых, необходимо систематизировать и обобщить научно-теоретические разработки в области 1

физиологии и психологии зрения, меняющие отношение к закономерностям формирования 2
эргономически оправданных визуальных структур нашего окружения. Наиболее интересны (хотя их

переложение как к задачам эргономики, так и к художественному толкованию далеко от завершения) к

попытки установления законов «видеоэкологии» среды, положения гештальтпсихологии, перенесение £

принципов кодирования и восприятия информации, заимствованных из компьютерных разработок, на £
эргономическую почву, разработка когнитивной психологии и т.п.

И, в третьих, надо наметить структуру действий по эргономической трактовке эмпирических и научных разработок, нацеленных — на первых порах — на чисто практические решения, которые можно было бы проверить в проектном эксперименте, имея в виду развитие и трансформацию экспериментальных результатов в теоретические установки и рекомендации. Однако здесь исследования встречаются с одной важной особенностью эргономики средовых решений: они фактически не разделяются на собственно визуальные правила и подсказки и «просто» утилитарно-практические. Наоборот, оба подхода к эргономике восприятия средовых объектов и систем тесно переплетаются, поддерживая друг друга, что и доказывается содержанием последнего раздела предлагаемого пособия.

Разумеется, в настоящей книге названные задачи очерчены весьма приблизительно — перед вами скорее план работы, нежели ее плоды, тем более, что многие темы исследований и экспериментов в этой области нами даже не упомянуты. Частью — чтобы не загружать читателя первичной, а иногда и спорной информацией, частью потому, что по аналогичной тематике в некоторых направлениях — например, по цветовой гармонизации — имеется собственная самостоятельная и обширная литература.

792Г



 


ГЛАВА 9.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.