Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №14: . Право внешних сношений




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить понятие, источники и систему дипломатического и консульского права.

3. Определить специфику деятельности постоянных дипломатических представительств и консульских учреждений.

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 14:

1. Понятие и источники права внешних сношений

2. Органы внешних сношений

3. Дипломатическое право

4. Консульское право

1. Понятие и источники права внешних сношений

Право внешних сношений можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отношения между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений.

Право внешних сношений включает в себя:

– дипломатическое право;

– консульское право;

– право внутригосударственных органов внешних сношений;

– право дипломатического протокола;

– право миссий.

Объектом права внешних сношений являются отношения политического характера между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности.

Основными источниками права внешних сношений являются:

– Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (для дипломатического права);

– Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (для права специальных миссий);

– Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (для консульского права) и др.

Важное значение имеет Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

К числу правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует отнести Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г. и другие акты.

2. Органы внешних сношений

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений.

Государственные органы внешних сношений – это действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, предусмотренными международным правом средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Различают две большие группы государственных органов внешних сношений любого государства: внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь разделяются на конституционные и специализированные.

Специальные внутригосударственные органы, существующие в структуре внешних сношений правительств многих государств, представляют государство только в одной области его внешних связей. К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся: глава государства, высший законодательный орган (парламент), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел, другие службы и агентства, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам. Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие, например, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компетенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью правового положения главы государства в международном общении является то, что он без специальных полномочий лично встречается с главами других государств, ведет с ними переписку и переговоры.

Полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Глава правительства и правительство в целом являются органами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно переплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительства намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль над принятыми внешнеполитическими решениями.

Правительство РФ:

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

– осуществляет руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями;

– обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, принимает меры к исполнению международных договоров РФ;

– осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Роль Министерства иностранных дел РФ в области внешних сношений основывается на статусе МИД как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями. В системе федеральных органов исполнительной власти МИД является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль над выполнением международных обязательств РФ. Министерство координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Предложения, затрагивающие внешнеполитические интересы, подлежат в обязательном порядке согласованию с федеральными органами исполнительной власти, с МИД до их представления соответственно Президенту или в Правительство РФ.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся:

– дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии);

– консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

К временным органам внешних сношений относятся:

– различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.;

– делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т.д.

3. Дипломатическое право

Дипломатическая деятельность государстваэто официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц, направленная на защиту прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержание режима правопорядка и законности.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами – посольствами.

Посольство – представительство первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель – чрезвычайный и полномочный посол.

Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

К институтам дипломатического права относят: институт установления дипломатических отношений и их прекращения; институт начала и окончания миссии; институт классов дипломатических представителей; институт отзыва дипломатов; институт функций дипломатического представительства; институт привилегий и иммунитетов и др.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

– чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;

– чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;

– поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса в период его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).

Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком.

Венская конвенция 1961 г. (ст. 43) предусматривает обстоятельства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента:

– по инициативе аккредитующего государства или самого дипломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т.д.) – после уведомления в установленном порядке министерства иностранных дел страны пребывания;

– по инициативе государства пребывания – в случае его отказа признавать данного дипломатического агента сотрудником представительства, при объявлении его персоной нон грата – «нежелательным лицом» (для дипломатического персонала представительства) – или лицом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причины объявления персоной нон грата могут быть самыми различными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипломата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т.п.).

Международное право предусматривает следующие случаи прекращения деятельности дипломатических представительств в целом:

– когда дипломатические отношения между данными государствами разорваны или временно прерваны;

– когда государства находятся в состоянии войны;

– когда в аккредитующем государстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждения готовности поддерживать дипломатические отношения с новой властью;

– когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

– представительство своего государства в стране пребывания;

– защита прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания);

– ведение переговоров с правительством страны пребывания;

– сбор информации, касающейся страны пребывания, и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккредитующего государства, с помощью законных средств;

– поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Основным институтом дипломатического права является институт дипломатических иммунитетов и привилегий. Его основой является концепция функциональной необходимости иммунитетов и привилегий, поскольку они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, представляющих государства.

Дипломатический иммунитет – особое право дипломатических агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

Дипломатические привилегиидополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1) неприкосновенность помещений дипломатических представительств: предполагает, с одной стороны, обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь за собой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны, активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представительствам. 2) неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломатическую почту, а также и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений, и даже при вооруженном конфликте;

3) фискальный иммунитет (представительство и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического представительства – граждане страны пребывания – уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);

4) право использовать свой государственный флаг и герб, право осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено прослушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);

5) личный иммунитет: дипломатические представители, т.е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине);

6) таможенный иммунитет дипломата: освобождение от всех таможенных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае досмотра, при наличии достаточно веских оснований полагать, что в багаже находится контрабанда, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре;

7) почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся: право на приглашение дипломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д.

К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся:

– фундаментальный принцип – личная неприкосновенность дипломатических агентов. Государство пребывания обязано относиться к дипломатическому агенту с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме;

– неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице). Неприкосновенность частной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество, документы дипломата и т.д. Неприкосновенность жилища не может гарантироваться, если это связано с частнопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата;

– освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания;

– налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству;

– таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатическим агентом или членами его семьи, живущими вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не применимые к дипломатическим представителям:

1) консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

2) в отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения);

3) персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консула от дачи показаний недопустим;

4) предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска;

5) государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

4. Консульское право

Консульское право – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учреждений по защите интересов представляемых государств в отношениях с государствами пребывания по вопросам главным образом экономического, правового, гуманитарного и культурного характера.

Консульское учреждениепостоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, имеют различия.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

– генеральные консульства;

– консульства;

– вице-консульства;

– консульские агентства.

Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться консулами или генеральными консулами и так же, как и сотрудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав:

– генеральные консулы;

– консулы;

– вице-консулы;

– консульские агенты.

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или хотя бы сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д.

Начало консульской миссии для главы консульского учреждения определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других консульских должностных лиц – уведомлением о его прибытии с указанием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сообщением об этом государству пребывания дипломатическим путем.

Окончание миссии консула может быть в следующих случаях:

– отзыв консула представляемым государством;

– аннулирование экзекватуры государством пребывания;

– истечение срока консульского патента;

– закрытие консульского учреждения в данном пункте;

– прекращение консульских отношений в целом;

– война между государством пребывания и представляемым государством;

– смерть консула;

– выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Функциями консульских учреждений в современных условиях являются:

– информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

– паспортно-визовая работа, т.е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

– информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

– учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

– консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

– нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.;

– консульская легализация, т.е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

– охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

– выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установленных и согласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.

 

Темы для доклада:

1. Классы и ранги дипломатов

2.Функции консульских учреждений

3. Дипломатические, консульские привилегии и иммунитеты

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.