Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий




Особенности правового режима отдельных видов земель данной категории, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе био­сферных, государственных природных заказников, памятников приро­ды, национальных парков, природных парков, дендрологических пар­ков, ботанических садов, территорий традиционного природополь­зования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровитель­ных местностей и курортов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об осо­бо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природ­ным территориям относятся территории:

а) государственных природных заповедников;

б) национальных парков;

в) природных, парков;

г) государственных природных заказников;

д) памятников природы;

е) дендрологических парков,

ж) ботанических садов;

з) лечебно-оздоровительных местностей;

и) курортов.

Согласно статьям 1 и 5 Федерального закона «О территориях тра­диционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» указан­ный перечень категорий особо охраняемых природных территорий до­полнен территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий­ской Федерации.

В пункте 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий отнесены земли только тех особо охраняемых природных территорий, которые названы в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также в статьях 1 и 5 Федерального закона «о территориях традиционного природопользования коренных малочис­ленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде­рации».

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в феде­ральной собственности, собственности субъектов Российской Федера­ции и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охра­няемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В пункте 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации допускается установление федеральными законами случаев, когда зем­ли особо охраняемых природных территорий могут принадлежать гра­жданам и юридическим лицам на праве собственности. В настоящее время такие случаи предусмотрены для земель территорий националь­ных парков, природных парков, государственных природных заказни­ков, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и ку­рортов.

Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципаль­ной собственности в пределах особо охраняемых природных террито­рий ограничиваются в обороте. Эти земельные участки запрещается предоставлять в частную собственность, за исключением случаев пре­дусмотренных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Пока в федеральных законах не пре­дусмотрено случаев, допускающих передачу государственных и муни­ципальных земель в пределах особо охраняемых природных террито­рий в частную собственность.

3. На землях государственных природных заповедников, в том чис­ле биосферных, национальных парков, природных парков, государст­венных природных заказников, памятников природы, дендрологиче­ских парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создава­лась особо охраняемая природная территория, запрещается деятель­ность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняе­мых природных территорий изъятие земельных участков или прекра­щение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначе­нию, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяй­ственного использования в составе земель особо охраняемых природ­ных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреаци­онной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Среди земель особо охраняемых природных территорий усиленной охране подлежат земли государственных природных заповедников, на­циональных парков, природных парков, памятников природы, дендро­логических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались указанные особо охраняемые природные территории.

В качестве объекта особой охраны выделяются земельные участки, которые в качестве основного имеют природоохранное (экологическое) значение.

На землях государственных природных заповедников, националь­ных парков, природных парков, памятников природы, дендрологиче­ских парковки ботанических садов запрещается осуществление дея­тельности:

а) не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов;

б) не предусмотренной федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации.

Виды деятельности, которые запрещается и допускается осуществ­лять на территориях государственных природных заповедников, на­циональных парков, природных парков, памятников природы, дендро­логических парков и ботанических садов определяется в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и в правовых актах, необходимость издания которых предусмотрена этим законода­тельным актом.

В составе земель особо охраняемых природных территорий выде­ляются земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых разрешено осуществлять хозяйственную и иную деятель­ность с соблюдением установленных ограничений.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территори­ях» предусматривает выделение таких участков только на территориях государственных природных заповедников. На территориях нацио­нальных парков, природных парков, дендрологических парков и бота­нических садов такие земельные участки не выделяются. На этих тер­риториях выделяются лишь функциональные зоны. Федеральные законы также не содержат требований о выделении участков частично­го хозяйственного использования на территориях государственных природных заказников.

Земельный кодекс Российской Федерации более радикально решил данную проблему. Теперь в пределах земель особо охраняемых при­родных территорий запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не обу­славливается какими-либо условиями (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации). В данном случае имеются в виду только земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природополь­зования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На земли, находящиеся в границах иных особо охраняемых при­родных территорий, указанная норма не распространяется. Запреты на изъятие или иное прекращение прав на землю в границах этих земель устанавливается иными нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воз­действие на природные комплексы особо охраняемых природных тер­риторий. Границы охранных зон должны быть обозначены специаль­ными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленных для этих земельных участков особого правового режима.

В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных террито­риях» предусматривается необходимость создания охранных зон на участках земли и водного пространства, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, при­родных парков, памятников природы. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются округа санитар­ной (горно-санитарной) охраны.

Обязательность создания охранных зон или округов с регулируе­мым режимом хозяйственной деятельности на территориях, прилегаю­щих к государственным природным заказникам, к территориям дендро­логических парков и ботанических садов, а также к территориям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации федераль­ными законами не устанавливается.

Охранные зоны и округа могут создаваться вокруг любых земель особо охраняемых территорий, в том числе в случаях, когда обязатель­ность их установления не предусмотрена законодательством.

Вопрос о создании охранных зон и округов обусловлен целями за­щиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагопри­ятных антропогенных воздействий.

Создание охранных зон осуществляется без изъятия у собственни­ков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Права граждан и юридических лиц на указанные земельные участки сохраняются. Однако особый правовой режим охранных зон требует ограничить права этих лиц на землю. В подпункте 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации специально ого­варивается, что в качестве ограничений прав на землю выступают осо­бые условия использования земельных участков и режим охранной дея­тельности в охранных зонах.

5. Земли государственных заповедников, национальных парков на­ходятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вред­ное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобрете­ния указанных земель.

К территориям государственных природных заповедников относят­ся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир) полностью изъятые из хозяйст­венного использования.

На территориях национальных парков допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности, если она не наносит ущерб при­родным комплекса и объектам растительного и животного мира, куль­турно-историческим объектам и не противоречит целям м задачам на­циональных парков.

Государственный природный заповедник и национальный парк уч­реждаются Правительством Российской Федерации при условии согла­сия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности.

Государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными учреждениями, то есть юридическими лицами определенной организационно-правовой формы.

Будучи государственными учреждениями государственные природ­ные заповедники и национальные парки в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации получают соот­ветствующие земли в постоянное (бессрочное) пользование.

Приватизация земель государственных природных заповедников и национальных парков запрещена. Пункт 5 статьи 95 Земельного кодек­са Российской Федерации в данной части повторил содержание пунк­тов 2 и 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, соглас­но которым земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками не могут пре­доставляться в частную собственность и изыматься из оборота.

Собственники и пользователи вправе использовать свои земельные участки на территориях национальных парков только при условии со­блюдения ими режима особо охраняемых природных территорий. Воз­можность установления ограничений прав на землю закреплена в пунк­те 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерально­го значения запрещается:

1) предоставление садоводческих и дачных участков;

2) строительство федеральных автомобильных дорог, трубопрово­дов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строи­тельство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объ­ектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не свя­занные с функционированием особо охраняемых природных террито­рий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. У данного перечня существует три особенности:

Во-первых, дополняется имеющейся в законодательстве перечень видов деятельности, запрещенных к осуществлению на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Во-вторых, распространяется на все земли особо охраняемых при­родных территорий федерального значения запрет осуществлять виды деятельности, не допускаемые ранее лишь на отдельных землях особо охраняемых природных территорий.

В-третьих, разрешается определять любыми федеральными закона­ми виды деятельности, запрещенные к осуществлению на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

8. Территории природных парков располагаются на землях, предос­тавленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

К территориям природных парков относятся территории (аквато­рии), которые включают в себя природные комплексы и объекты, •имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, про­светительских и рекреационных целях.

Решение об образовании природных парков принимают органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации по представле­нию уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с органами местного самоуправления.

В отличие от государственных природных заповедников и нацио­нальных парков, которые создаются при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение их территорий к федеральной соб­ственности, природные парки образуются без решения вопросов собст­венности. Если учитывать то обстоятельство, что разграничение госу­дарственной собственности на природные ресурсы может происходить только на основании и в порядке, установленном федеральными зако­нами, признание собственности субъектов Российской Федерации на территории природных парков законами субъектов Российской Феде­рации не выглядят с юридической точки зрения безупречно.

Природные парки являются государственными природоохранными рекреационными учреждениями. Территории природных парков распо­лагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников (статья 18 Федерального закона «Об особо охра­няемых природных территориях»).

9. Объявление земель государственным природным заказником до­пускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстанов­ления природных комплексов или их компонентов и поддержания эко­логического баланса.

Государственные природные заказники федерального и региональ­ного значения соответственно учреждаются и образуются Правительст­вом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации не указывает, кто являет­ся собственником земель государственных природных заказников в виду того, что другие федеральные законы вопрос о видах государст­венной собственности на соответствующие природные ресурсы пока однозначно не определили.

Государственные природные заказники в отличие, например, от го­сударственных природных заповедников являются территориями, а не юридическими лицами. Для обеспечения функционирования государ­ственных природных заказников создаются их администрации. Значи­тельная часть земель государственных природных заказников нередко предоставляется гражданам и юридическим лицам. Применять земель­ное законодательство необходимо с учетом указанных отличительных особенностей государственных природных заказников.

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объек­тами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, цен­ные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственно­го происхождения.

Памятники природы федерального и регионального значения, а также их территории объявляются таковыми соответственно Прави­тельством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территориями дендрологических парков и ботанических садов яв­ляются территории, предназначенные для создания специальных кол­лекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения расти­тельного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природо­охранными учреждениями, которые учреждаются федеральными орга­нами исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Земли территорий дендрологических парков и ботанических садов предоставляются указанным природоохранным учреждениям в бес­срочное (постоянное) пользование.

В Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, непосредственно посвященные землям дендрологических парков и бо­танических садов. Однако в Земельном кодексе Российской Федерации есть нормы, которые относят земли дендрологических парков и ботанических садов к одному из видов земель особо охраняемых природ­ных территорий. Следовательно, правила Земельного кодекса Россий­ской Федерации о землях особо охраняемых природных территорий полностью распространяют свое действие на земли дендрологических парков и ботанических садов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.