Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет и система земельного права 5 страница




Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и т.п.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Бронина А.Б., Крассов О.И. Работникам леса. Правовые вопросы. М., 1990.

2. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

3. Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда. М., 1985.

4. Немировский Е.И. Правовая охрана лесов. М., 1977.

5. Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса. М., 1959.

6. Пугач Е.Н. Договор аренды участков лесного фонда // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. № 2.

 

Тема 18. Правовой режим земель водного фонда

В соответствии с п. 1 ст. 102 ЗК к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.

Целевое назначение земель водного фонда в том, что они предназначены для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и иных потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических и иных государственных и муниципальных нужд.

Состав земель водного фонда: земли, покрытые водными объектами, и земли, прилегающие к водным объектам. Водный объект – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Земли, прилегающие к водным объектам, не относятся к водопокрытым землям. К ним относятся земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, земли под полосы отвода по берегам водных объектов (бечевник), водоохранные зоны водных объектов, в том числе прибрежные защитные полосы.

Водоохранной зоной признается территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче - смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в переделах которых вводится особый режим использования земель.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Беличенко Ю.П., Волков В.И. Правовая охрана вод. М., 1980.

2. Водный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Михеев Н.Н., Шпагина А.Н., Ряполова С.Е. Агенство (ЗАО) «Библиотечка Российской газеты». М, 2001.

3. Каверин А.М. Правовая охрана вод от загрязнения. М., 1977.

4. Комментарий к Водному кодексу РФ // Право и экономика. 1996. № 17-18.

5. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 1996.

6. Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М., 1972.

7. Петров А. Водные объекты и их правовая классификация // Законодательство и экономика. 2000. № 4.

8. Петров А. Государственный учет водных объектов в городе // Законодательство и экономика. 2000. № 5.

9. Сиваков Д.О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. 2002. № 1.

10. Шейнин Л.Б. Правовой режим государственных ирригационных систем. М., 1978.

 

 

Тема 19. Правовой режим земель запаса

Определение земель запаса дано в ст. 103 ЗК. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель. Последние относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Главная особенность земель этой категории заключается в том, что их целевое назначение еще не определено, эти земли никому не предоставлены и не используются. Использование земель запаса возможно только после перевода их в другую категорию в порядке ст. 8 ЗК.

Земли запаса находятся в государственной и муниципальной собственности.

В состав земель запаса могут включаться (для консервации) земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям законодательства.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 20. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах

Правовое регулирование земельных отношений в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Во всех государствах СНГ приняты законы о земельной реформе и земельные кодексы. Ключевой вопрос – право собственности на землю. Институт права государственной собственности в СНГ сохраняет свое значение. Конституции большинства государств СНГ не содержат формулировки «земля – достояние народов» и провозгласили равенство всех форм собственности. Что касается нормативного закрепления форм собственности на землю, то в одних случаях законы не указывают прямо на их существование либо имеются нормы общего характера (Республика Беларусь, Армения и др.). В других случаях (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Республика Молдова и др.) прямо говорится о существовании государственной собственности на землю либо публичной и частной собственности. Выделяются и другие виды собственности. Например, долевая собственность (Молдова), собственность граждан, коллективная собственность и государственная собственность (Армения, Украина, Беларусь, Азербайджан).

Законодательство стран СНГ устанавливает случаи возмездного и безвозмездного предоставления (наделения) гражданам земельных участков. Например, в Армении предусматривается, что гражданам безвозмездно передаются земельные участки для садоводства, дачного хозяйства, жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, которые уже ими используются. Если гражданин решит продать такой земельный участок, то с него взыскивается кадастровая стоимость земельного участка.

Право аренды земельного участка предусмотрено во всех государствах СНГ с той лишь разницей, что в некоторых государствах аренда является основным видом землепользования (для колхозов, Армения).

В СНГ существует проблема межгосударственного регулирования земельных отношений, а также проблема разграничения компетенции органов государственной власти в сфере земельных отношений. В законодательстве многих государств СНГ это проблема не решена. Особое внимание уделяется полномочиям органов местного самоуправления (Армения, Молдова, Беларусь, Туркменистан, Узбекистан), где регулирование земельных отношений основано на «принципах местной автономии».

Правовое регулирование земельных отношений в государствах – членах Европейского Союза. Вмешательство государственных органов в сферу отношений по использованию и охране земель в странах ЕС началось в конце 19 века. Так, в Ирландии был принят Закон о сельскохозяйственной аренде (1881 г.). В Германии (1886 г.) и Франции (1909 г.) принимаются законы о единонаследии земель крестьянских (фермерских) хозяйств. Особое внимание уделяется правовому регулированию земельных отношений в городах.

После второй мировой войны законодательство государств ЕС было направлено на регулирование отношений собственности на землю и государственного управления землями. Например, в Италии (1947 г.) были определены предельные размеры земельных участков, приоритет мелкой земельной собственности, мероприятия по охране земель и др. В Германии (1949 г.) установлен принцип использования земли с учетом интересов населения и общества. В Бельгии (1962 г.) принят закон о планировании территории, ужесточены меры по переводу сельскохозяйственных земель для целей не связанных с ведением сельского хозяйства. Мероприятия по планированию земель осуществляются и в Германии, Италии и др. странах ЕС.

Основные права на земельные участки – собственность и аренда. Устанавливаются различные сроки аренды земель. Например, до 99 лет в Германии или до 5, 10, 15 лет в Австрии. Установлены максимальные размеры земельных участков, принадлежащих одному лицу. Так, в Дании запрещается без согласия органов власти объединять земельные участки, если общая их площадь составит 50 га.

Правовое регулирование земельных отношений в США. Регулирование использования земли направлено одновременно на укрепление и защиту права земельной собственности и на усиление земельного контроля. США являются родоначальником зонирования территорий (первая половина 20 века). Американское законодательство различает несколько видов зонирования, в том числе сельскохозяйственное, экологическое и урбанистическое. Правое регулирование использования земель осуществляется, как правило, ордонансами (решениями) муниципалитетов.

Рекомендуемая литература:

 

1. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ. Сравнительно-правовой анализ. М., 1999.

2. Аксененок Г.А., Кикоть В.А., Фомина Л.П. Критика современных буржуазных аграрно-правовых теорий. М., 1972.

3. Быстров Г.Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы. Минск, 2001.

4. Галятин М.Ю. США: правовое регулирование использования земли. М., 1991.

5. Кокотов Б.В. Фермерская аренда в США // Государство и право. 1997. № 11.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.