Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенная часть 2 страница




Финансовая система и опосредующая его правовая система представляют собой единый механизм, составные элементы которого посредством многочисленных связей и через различные каналы жестко взаимосвязаны, взаимозависимы и не существуют один без другого. Этот механизм характеризуется общей организованностью, сбалансированностью частей, внут ренним и внешним единством. Так, экономическое отношение выступает для правовой нормы предметом регулирования. Взаимодействие экономического отношения с правовой нормой порождает финансовое правоотношение. Группа экономических отношений формирует финансовый институт. Он выступает предметом регулирования для правового института, который, в свою очередь, представляет собой совокупность юридических норм. Экономические институты образуют финансовую систему, выступающую предметом регулирования для всей особенной части финансового права, которая сама по себе является совокупностью правовых институтов.

Данный комплекс помимо перечисленных систем (экономической и правовой) включает в себя также систему органов, осуществляющих государственную финансовую деятельность, и в своей совокупности может, по нашему мнению, именоваться «финансовый механизм государства».

Несколько слов о наименовании подразделений, входящих в состав особенной части финансового права. Раньше их было принято именовать институтами. Однако в связи с тем, что некоторые институты стали представлять собой довольно крупные правовые образования, имеющие собственное внутреннее деление, начали применять такие категории, как «подотрасль» или «раздел» финансового права. Последнее представляется более правильным. В итоге отрасль делится на разделы, а разделы - на институты.

В свете вывода о зависимости правовых институтов от финансово-экономическим и отображении финансовой системы в правовой система особенной части финансового права Республики Казахстан выглядит следующим образом:

1) экономическому институту «Государственные бюджеты», материальным выразителем которых выступают такие денежные фонды, как республиканский и местные бюджеты, соответствует раздел финансового права «Бюджетное право»;

2) экономическому институту «Финансы государственных предприятий, учреждений и центров хозяйственных систем» (финансы государственного хозяйства), материальным выразителем которых выступают денежные фонды названных субъектов, соответствует раздел, который можно было бы, на наш взгляд, назвать «Финансово-хозяйственное право»;

3) экономическому институту «Финансы государственных банков», материальным выразителем которых выступают денежные фонды Национального Банка, а также государственных коммерческих банков, соответствует раздел, который можно было назвать «Финансово-банковское право». Заметим, что сама банковская деятельность, осуществляемая государственными коммерческими банками (например, производство безналичных расчетов, предоставление ссуд, открытие банковских вкладов и т. п.), регулируется гражданским правом и возникающие при этом отношения не являются финансовыми. Регулирование Национальным Банком деятельности частных банков также не выражает финансовой деятельности государства и осуществляется в рамках административного и гражданского права,

4) экономическому институту «Финансы государственного страхования», материальным выразителем которых выступают денежные фонды, предназначенные для оплаты услуг страховщиков при страховании тех или иных имущественных интересов государства, а также фонды государственных страховых организаций, соответствует раздел, который можно было назвать «Финансово-страховое право». Заметим, что само страхование, осуществляемое путем заключения договоров страхования, регулируется нормами гражданского права и не выражает финансовой деятельности государства (даже если такое страхование производится государственными страховыми организациями, а объектом страхования выступают имущественные интересы государства). Поэтому в целом страховое право относится к сфере гражданского права. Финансово-страховое право занимает в страховом праве весьма незначительное место (тем не менее, превращая его в комплексный правовой институт) и касается установления порядка формирования и распределения государственных денежных фондов, предназначенных для осуществления страхования.

Заметим, что деятельность уполномоченного государственного органа по осуществлению страхового надзора, вопреки распространенному мнению, к разряду финансовой деятельности государства не относится и представляет собой разновидность административной деятельности.

Как уже отмечалось, финансовые системы различных государств могут существенно различаться в силу особенностей строения этих систем. Соответственно могут различаться и построения особенной части финансового права. Так, если страховое дело в стране полностью осуществляется частными страховыми компаниями и отсутствует страхование имущественных интересов государства, то в финансовом праве будет отсутствовать институт «Финансово-страховое право». Наличие внебюджетных специальных фондов порождает институт «Правовое регулирование внебюджетных фондов». Надо сказать, что такие фонды (а соответственно, и такой правовой институт) существовали и в Казахстане. Однако в настоящее время они консолидированы с бюджетом, что повлекло поглощение данного института бюджетным правом. Попутно отметим, что всякого рода внебюджетные фонды, существующие параллельно с бюджетом, приводят к размыванию финансовой системы, придают ей калейдоскопический характер, выводят значительные суммы государственных денежных средств из-под контроля общественности в лице представительных органов государства.

С точки зрения иерархии фондов и вертикального среза финансовой системы выделяются централизованные, местные и децентрализованные финансы. Соответственно этому в финансовом праве будет достаточно отчетливо проглядывать три блока норм:

1) правовое регулирование централизованных финансов;

2) правовое регулирование местных финансов;

3) правовое регулирование децентрализованных финансов.

Федеративное устройство государства естественно усложняет систему финансового права за счет институтов, посвященных финансам субъектов федерации

Следует подчеркнуть, что система учебного курса финансового права вовсе не обязательно должна совпадать с системой финансового права как отрасли права. Преподавание и изучение финансового права и относящегося к ней нормативного материала производится на основе собственных методических приемов и законов дидактики, а не законов построения правовых систем. К тому же по широкому счету объектом преподавания должна выступать не отрасль права как таковая, а финансово-правовая наука. Поэтому, учитывая важность учебного материала и сложность его усвоения, в учебном курсе «Финансовое право» целесообразно выделить такие темы, как «Налоговое право» и «Государственный кредит», хотя они и не представляют собой институтов ни финансовой системы, ни финансового права как отрасли права.

4. Для определения места финансового права в системе права существенными являются три вопроса:

1) чем является финансовое право (самостоятельной отраслью права или правовым институтом);

2) время и способ возникновения финансового права;

3) соотношение финансового права со смежными отраслями права.

По поводу вопроса о том, чем является финансовое право, в литературе высказывались (правда, в различные исторические периоды) самые разнообразные мнения. Их можно свести в три группы мнений.

Первая группа мнений: финансовое право не является самостоятельной отраслью права либо является неким совершенно особым правовым образованием.

Здесь высказаны следующие суждения:

а) финансовое право является частью административного права. Сразу же отметим, что подобная точка зрения в настоящее время почти никем не разделяется. Во всяком случае большинство ученых административистов сейчас уже не претендуют на финансовое право как на часть «своего» права. Хотя и надо признать, что определенные сложности в разграничении административного и финансового права все-таки существуют. В частности, это касается разграничения в той сфере, которая именуется «управление в области финансов» и охватывает собой систему органов государственной власти, выступающих, с одной стороны, исполнительными органами государства (что традиционно рассматривается как сфера административного права), а с другой, являющихся специализированными органами государства, призванными осуществлять его финансовую деятельность (что уже относится к сфере финансового права). В качестве примера можно привести Министерство финансов;

б) финансовое право является комплексной отраслью права, состоящей из норм государственного, административного и государственного права.

Будучи высказанным, сравнительно давно, данное суждение с течением времени перестало иметь своих сторонников, хотя бы уже в силу того, что, по мнению многих ученых, комплексных отраслей права вообще не существует (могут быть комплексные институты, объединяющие нормы различных отраслей права). Однако возможность существования комплексных отраслей права вновь зазвучала уже и в наши дни.

В связи с этим с этим коснемся некоторых общетеоретических вопросов, касающихся системы права. Признавая возможность существования комплексных правовых образований, мы полагаем, что понятие «отрасль права» связано с персонифицированным видов общественных отношений. В силу этого отрасли права, во-первых, не должны нахлестываться и перекрывать друг друга; во-вторых, каждая норм права может иметь принадлежность лишь к одной отрасли права; в-третьих, любое общественное отношение выступает предметом лишь одной, совершенно определенной отрасли; в-четвертых, отрасли права отличаются друг от друга столь же объективно, сколь объективно отличаются друг от друга регулируемые этими отраслями виды общественных отношений; в-пятых, различия между отраслями права коренятся в различиях между общественными отношениями, регулируемых правом; в-шестых, система права детерминирована системой общественных отношений - существование отрасли права предопределено наличием определенного вида общественных отношений. Точнее, существование определенного вида общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования, предопределяет наличие соответствующей этому виду общественных отношений отрасли права.

Теоретические построения, приводящие к несовпадению системы права с системой общественных отношений, объясняются главным образом ограниченностью и несовершенством наших знаний. При современном состоянии науки система общественных отношений (в том числе экономических, производственных) наукой до конца не познана. Не познаны и объективные закономерности взаимодействия этой системы с системой права. Не познана, наконец, и сама система права. Поэтому сопоставление двух недостаточно познанных величин (системы общественных отношений, с одной стороны, и системы права, с другой), никогда не дает картины их адекватности. Кроме того, хотим мы этого или не хотим, система права познается нами через призму системы законодательства, которая, будучи субъективизированным построением, еще больше искажает объективную картину соотношения права и общественных отношений. В то же время надо отметить, что законодатель, движимый потребностями практики, постоянно совершенствует законодательство, добиваясь, с одной стороны, уменьшения разрыва между правом и изменившимися общественными отношениями (т. е. приводит правовую надстройку в соответствие с экономическим базисом или, напротив, пытается изменить с помощью этой надстройки данный базис), с другой - постоянно познавая систему общественных отношений (где главным учителем выступает практика), выстраивает систему законодательства применительно к ним. В итоге система законодательства приближается к своему идеалу - к системе права, отчего все четче обозначается соответствие последней системе общественных отношений.

Применительно к финансовому праву это означает, что оно существует в качестве самостоятельной (а не комплексной) отрасли права. Существование финансового права в этом качестве предопределено наличием как объективной реальности особого, специфического вида общественных отношений - экономических финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

К этому надо добавить, что из факта признания финансового права комплексной отраслью вытекает возможность такой ситуации, когда то или иное правоотношение одновременно является и финансово-правовым (как результат действия собственно финансового права, выступающего в качестве комплексной отрасли права) и, например, гражданско-правовым (как результат действия гражданского права, выступающей в качестве основной отрасли права). Но это бы означало, что финансово-экономические и товарно-денежные отношения - это одно и то же, т. е. отрицалось бы качественное различие между данными видами общественных отношений;

в) финансовое право является специальной отраслью права.

При такой постановке вопроса отрасли права делятся на три основных звена:

1) профилирующие, базовые отрасли;

2) специальные отрасли;

3) комплексные отрасли.

Про комплексные отрасли права было уже сказано выше. В части же деления права на профилирующие и специальные, то оно явно носит субъективный характер, не имеет четко выраженных объективных критериев и по существу полностью зависит от усмотрения и личных вкусов автора. На таких основах выстроить научно обоснованную систему права невозможно;

г) финансовое право является «относительно самостоятельной отраслью права».

Это представляется малоубедительным, поскольку введенный здесь критерий насколько неопределенен (как понимать - «относительно»?!), что не может быть использован в качестве надежного разграничителя смежных отраслей права. Кроме того, теории права вообще не известны такие категории, как «относительно» и «не относительно» самостоятельные отрасли права.

Вторая группа взглядов объединяет точки зрения, которые можно выразить следующим образов: в настоящее время финансовое право является самостоятельной отраслью, но в прошлом было частью других отраслей.

Здесь мы уже подходим к вопросу о времени и способах возникновения финансового права.

Применительно к этой группе взглядов наблюдаются три мнения:

а) финансовое право является отделившимся от административного права. Это суждение не может считаться правильным, т. к. административное право регулирует деятельность исполнительной ветви государственной власти, финансовая же деятельность осуществляется и представительными органами. Поэтому административное право полностью никогда не могло охватывать финансовое право;

б) финансовое право является обособившейся частью государственного и административного права, от которых оно «отпочковалось».

Это положение было высказано Р. О. Халфиной в 1952 году. В советской юридической литературе данное мнение долгое время было господствующим.

Любопытно отметить, что к аналогичному выводу пришел и французский автор Поль М. Годме, имея в виду, разумеется, свою страну. И это лишний раз подтверждает, что в основных своих чертах проблемы развития национальных правовых систем имеют единую для большинства стран закономерность;

в) модификацией вышеназванной точки зрения является суждение, что финансовое право «обязано своим рождением» не только государственному и административному праву, но и гражданскому.

Представители третьей группы взглядов исходят из того, что финансовое право существует в качестве самостоятельной отрасли с момента возникновения права.

Наиболее активно защищал эту точку зрения В. В. Бесчеревных. Полемизируя с Р. О. Халфиной, он задает два вопроса:

1) когда именно произошло «выделение» финансового права?;

2) в чем оно выразилось?

Поскольку ответить на эти вопросы невозможно, он приходит к выводу, что никакого выделения («отпочкования») финансового права в действительности не было, и что как самостоятельная отрасль оно формировалось наряду и одновременно с государственным и административным правом. Причиной же того, что о финансовом праве стали говорить как о самостоятельной отрасли уже после того, как за таковые были признаны и государственное, и административное право, является отставание науки финансового права от развития самой отрасли.

С этим можно согласиться, но главное заключается в следующем. Финансы - атрибут государства. С возникновением государства возникают и его финансы. Существование финансово-экономических отношений объективно возможно лишь в форме финансово-правовых отношений. Иначе говоря, наличие финансов предопределяет наличие финансового права: государство не может существовать без финансов, а финансы - без финансового права. Следовательно, государство, его финансы и финансовое право, являясь атрибутами по отношению друг к другу, возникают практически одновременно.

Это хорошо видно на примере вновь возникающих государств. Так, уже в первом акте суверенного Казахстана - Конституционном Законе от 16 декабря 1991 года - предусматривалось, что «Республика Казахстан имеет Национальный банк, который вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговые и таможенные системы. Республика Казахстан формирует свой золотой запас, алмазный и валютный фонды» (статья 12). И данная статья явилась первым актом финансового законодательства независимого Казахстана в котором, как в зародыше, заложены все основные институты финансового права: финансовое устройство, денежная система, виды финансово-экономических институтов, бюджетное право, налоговое право, банковское право и др. На следующий день, т. е. 17 декабря 1991 года, был принят Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан», а 24-25 декабря - целый блок налоговых законов в количестве 15-ти. Общий объем финансового законодательства сейчас является крупнейшим отраслевым блоком в общем массиве законодательства Республики Казахстан.

Еще раз отметим, что существование отрасли права предопределено наличием какого-либо вида общественных отношений, выступающих в качестве предмета правового регулирования. В этом смысле у финансового права нет оснований родиться позже отраслей, появившихся с самого начала (тем более путем «отпочкования» от них), поскольку отношения, являющиеся предметом финансового права (финансово-экономические отношения, формирующие государственные финансы), возникают вместе с государством и оно подвергает их своему правовому регулированию может быть даже раньше (с учетом своей собственной потребности в деньгах), чем многие другие общественные отношения. Так, подати прописываются государством раньше, чем отношения купли-продажи, где до принятия каких-либо гражданско-правовых актов основными регуляторами выступают договор и обычай. Поэтому в историческом плане динамика возникновения отраслей права выглядит следующим образом: сперва государство обустраивает свои собственные дела, вследствие чего появляются такие отрасли права, как государственное, административное, финансовое право, та часть уголовного права, которая связана с преступлениями против государственных интересов (т. е. блок публичного права), а затем государство уже принимается за регулирование дел общества.

Таким образом, якобы более позднее по сравнению с другими отраслями права появление финансового права объясняется тем, что дата выявления наукой факта существования этой отрасли права отождествляется с моментом его возникновения, а процесс познания системы права - с её развитием. Между тем финансовое право не есть порождение юридической науки. Это объективное явление, выступающее продуктом финансовой деятельности государства. И возникновение данной отрасли права связано с самим рождением государства. Финансовое право является таким же атрибутом государства, как и сами государственные финансы.

Что касается соотношения финансового права с другими отраслями права, то здесь наибольшую практическую значимость приобретает вопрос соотношении с конституционным, административным и гражданским правом.

Конституционное право традиционно рассматривается в качестве базисного для всех отраслей права. Исключением не будет и его соотношение с финансовым правом.

Конституционные нормы, определяя компетенцию органов представительной и исполнительной власти, устанавливают основы финансовой деятельности государства. Одновременно, хотя порой и косвенно, содержат указания о составе финансовой системы государства. Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Республики Казахстан Парламент на раздельном заседании Палат обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, отменяет и устанавливает государственные налоги и сборы. Утверждение бюджета и отчетов Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета о его исполнении, внесение дополнений и изменений в бюджет производится на совместном заседании Палат (статья 53 Конституции). В дополнение к этому статья 61 Конституции предусматривает, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся, в частности, налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей (пункт 3). Однако при этом предусмотрено, что проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов (например, путем отмены налогов) или увеличение государственных расходов (например, путем увеличения расходной части бюджета), могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета (подпункт 2 статьи 66 Конституции).

Конституция устанавливает также правовые основы местных государственных финансов. Статья 86 Конституции предусматривает, что утверждение местного бюджета и отчетов об их исполнении относится к ведению маслихатов. Разработка местного бюджета и обеспечение их исполнения относится к ведению местных исполнительных органов (пункт 2 статьи 87 Конституции).

Проекты решений маслихатов, предусматривающие сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения Акима (пункт 2 статьи 88 Конституции).

Основополагающее значение имеет статья 35 Конституции, согласно которой уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Эти конституционные положения находят свою конкретизацию и дальнейшее развитие через нормы финансового права.

Разграничение финансового и административного права в основном производится по предмету правового регулирования. Предметом административного права выступают отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, предметом финансового - общественные отношения, которое по своей экономической природе являются финансовыми.

Сложности в разграничении этих отраслей права возникают тогда, когда финансовая деятельность приобретает характер деятельности органов исполнительной власти. Например, деятельность Министерства финансов либо деятельность министерств или ведомств, связанная с организацией ведомственных финансов. Положение еще более усугубляется когда финансовое отношение является организационным (например, отношение между Министерством и его территориальным подразделением). Попутно отметим, что и административное, и финансовое право в основном пользуются сходным (если не сказать одинаковым) методом правового регулирования - императивным методом.

Критерием в данной ситуации выступает цель деятельности. Если деятельность органа исполнительной власти направлена на реализацию функции государства по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, что является проявлением финансовой деятельности государства, то мы имеем дело со сферой финансового права. Предметом административного права выступают иные отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти. Поэтому такие вопросы деятельности относящихся к исполнительной ветви власти финансовых органов государства, как формирование их структур, установление организационных форм деятельности, установление порядка назначения и увольнения должностных лиц, распределение между ними обязанностей и т. п. - это сфера административного права.

Разграничение между финансовым и гражданским правом юридическая наука традиционно производит по методу правового регулирования. При этом считается, что финансовое право использует метод властных предписаний (императивный метод), а гражданское право - метод юридического равенства сторон гражданского правоотношения (диспозитивный метод). Это правило настолько полагалось неукоснительным, что те финансовые отношения, которые носили договорный характер, следовало считать находящимися в сфере гражданского права.

Здесь, правда, необходимо отметить, что некоторые регулируемые диспозитивным методом отношения (например, отношения, связанные с использованием государственных денежных фондов), лишь ошибочно квалифицируются в качестве финансовых. На самом деле это обычные товарно-денежные отношения и регулирование их по линии гражданского права вполне естественно. Однако, действительно ряд отношения, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и носящие характер материальных финансовых отношений, регулируются договорным (диапозитивным) методом. Но этот договор, как уже отмечалось выше, является не гражданско-правовым, а финансовым. Это означает, что финансовое право пользуется не только императивным, но и диспозитивным методом. Поэтому разграничение данных отраслей права исключительно по методу правового регулирования является не только ненадежным, но в ряде случаев и просто ошибочным. При этом следует иметь в виду, что финансово-правовой договор, в отличие от гражданско-правового, сохраняет свойственное любому финансовому правоотношению юридическое неравенство сторон.

В итоге следует считать, что основным критерием разграничения финансового и гражданского права выступает все-таки предмет правового регулирования. Предметом гражданского права выступают товарно-денежные отношения, предметом финансового права - другая разновидность экономических отношений – финансовые отношения.

Метод правового регулирования также вносит свой дополнительный признак в разграничение гражданско-правовых и финансово-правовых отношений: первые являются отношениями юридического равенства, вторые – юридического неравенства.

Еще одним критерием разграничения этих видов правоотношений выступает то, что обязательным субъектом отношений, регулируемых финансовым правом, является государство, представленное в целом или в лице своего органа, осуществляющего финансовую функцию государства. Так, отношение государственного займа, являющееся по своему экономическому содержанию финансовым отношением, а по методу правового регулирования – договорным, выступает предметом финансового права (договор займа в данном случае является финансово-правовым). Отношение частного займа, будучи денежным, не является финансово-экономическим и поэтому выступает предметом гражданского права.

В итоге действует следующее правило: финансовое право регулирует финансовые отношения с участием государства (государственные финансовые отношения), основанные на юридическом неравенстве сторон; гражданское право – товарно-денежные (или даже чисто денежные), основанные на юридическом неравенстве сторон.

5. Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контроль – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, т.е. объект финансового контроля – денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль в странах распадается на две взаимодействующие, но обособленные сферы – государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны органов власти и управления РК и специально созданных контрольных органов (Счетный комитет, Министерство Финансов и т.д.) за соблюдением законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов, налогов, финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.