Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в философии 1 страница




Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сущности и роли сознания.

Как уже отмечалось, сознание и материя – два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления – материализм и идеализм – издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.

Идеализм выдвигал сознание в самостоятельную сущность, лежащую в основе всех форм материального бытия. Так, идеи Платона – это и мысли человека и их объекты, мыслить которые во всей полноте может только божественный ум. Мир идей противостоит материи. Платон различал смертную и бессмертную человеческую душу. Первая гибнет вместе с телом, а вторая уходит в умопостигаемый мир идей. Гегель сознание (дух) наделял идеальностью и свободой, независимостью от материального, которое, наоборот, зависит от первого. Но сознание, по Гегелю, находится в непрерывном развитии как воплощение духовной субстанции (разума).

Представители субъективного идеализма решали проблему несколько иначе, хотя тоже видели в сознании определяющую субстанцию. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли – вещь) сама по себе не может быть причиной чего-либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая субстанция. Мир в таком представлении оказывается сферой сознания субъекта, идеального. Материя – совокупность качеств, порождённых сознанием. Кант начинает исследование с сознания индивида. При этом он отмечал, что в индивидуальном сознании существует нечто, обуславливающее его разумную деятельность, находящееся вне сознания отдельного субъекта. Таким образом, сознание у Канта получает два определения: во-первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее все явления духовной жизни; во-вторых, как сознание самодавлеющего разума, находящегося по ту сторону индивидуальных проявлений субъекта и не зависящих от него.

Дуализм в лице Декарта, разделял сознание и материю как самостоятельные субстанции. Атрибутами духовной субстанции (сознания) он определял такие способности, как ощущение, суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врождённые идеи.

Своеобразная позиция по отношению к сознанию разрабатывалась вульгарными материалистами. К.Фогт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер считали, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества, полностью определяется им: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени. Сознание отождествлялось с психическим, более того, с физиологическими процессами.

Как видно, феномен сознания вызывает столь различные толкования, что определить его сложно. Тем не менее, опираясь на философские и научные исследования, можно заключить, что сознание является свойством движущейся высокоорганизованной материи. В то же время оно не может быть сведено к самой материи, поскольку качественно иное. Человек сознает при помощи мозга, но сознание – не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Содержание сознания достаточно широко: идеалы, знания, установки, нормы, чувства и т.п.

В изучении сознания выделяются два основных аспекта: гносеологический и онтологический.

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них.

2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой.

3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека.

4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальное есть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту, или к какой–то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающиеся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грани вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности.

Это единство прослеживается по ряду направлений:

1. По своему содержанию сознание является отражением окружающей действительности. «Забегая вперёд», сознание тем не менее в своём содержании опирается на реально существующее.

2. Сознание связано с материальным способом своего выражения – языком. Язык также древен как сознание, он есть практическое существование сознания, его воплощение. Сознание – отражение бытия, а язык – система знаков для самовыражения и коммуникации.

3. Сознание связано со своим материальным носителем – мозгом, на основе которого и существует.

С точки зрения философии исследуется, прежде всего, первый аспект: сознание как отражение. Общее свойство отражения (присущее всем объектам действительности) понимается как определённая сторона взаимодействия образований, заключающаяся в способности одного образования своим внутренним состоянием запечатлевать особенности другого образования, взаимодействующего с ним. Т.е. отражение – это всеобщее свойство материи. А поскольку материя имеет различные формы, постоку существуют и различные формы отражения. Для неживой природы свойственно пассивное отражение, которое носит следообразный характер. Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, образно говоря – «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания. Само сознание познает и запоминает свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

Живой природе также присущи перечисленные формы, а также и новые формы отражения – биологические. Первая из этих форм – раздражимость, то есть способность организмов классифицировать (конечно, бессознательно) все многообразие воздействий внешней среды, разделяя их на два больших класса: полезные воздействия и вредные воздействия. Например, если в сосуд с инфузориями помещают кристалл поваренной соли, они стремятся отдалиться от него, если же возникает большая концентрация бактерий, которыми инфузории питаются, они приближаются к этому источнику пищи. Способность к такой избирательной реакции – приближаться к источнику полезных воздействий и удаляться от источника вредных – повышает жизнеспособность одноклеточных животных.

С формированием нервной системы и органов чувств возникает следующая форма отражения – чувствительность. Теперь ответ организма на воздействия внешней среды становится более тонким и совершенным, так как животное уже различает качество воздействующего раздражителя – является ли он световым, слуховым, обонятельным, вкусовым или тактильным (осязательным). Соответствующие пять органов чувств есть у членистоногих. На основе чувствительности у них формируются инстинкты, которые передаются по наследству и обеспечивают довольно сложное поведение (мы наблюдаем его у пчел, ос, муравьев, пауков). Инстинкт представляет собой совокупность безусловных рефлексов – врожденных способностей тем или иным образом себя вести и отвечать на воздействия среды (собирать мед, охотиться на других насекомых, заботиться о потомстве). Основными безусловными рефлексами являются пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

У высших животных возникают наиболее сложные бессознательные формы отражения – условные рефлексы и так называемое предметное мышление.

Условный рефлекс – это способность организма отвечать на воздействия внешней среды, которая может изменяться и корректироваться в зависимости от конкретных условий существования этого организма. Безусловный рефлекс является врожденным, но он никак не зависит от конкретных ситуаций и условий существования животного. Так, у всех животных и человека есть оборонительный рефлекс, который легко наблюдать в простых жизненных ситуациях. Если, например, сунуть палец в огонь, рука автоматически отдергивается прежде, чем мы начнем обдумывать возникшую ситуацию. Это врожденный автоматизм, один из безусловных рефлексов, предохраняющих организм от опасности. Условные рефлексы вырабатываются индивидуально у каждой особи в зависимости от изменения жизненной обстановки и могут многократно изменяться, возникать и исчезать. Всем известны эксперименты И.П. Павлова по выработке пищевого условного рефлекса у собак. Например, собака привыкает, что перед кормлением всегда загорается лампочка, и выделение слюны начинается у нее не при виде пищи, а уже при зажигании этой лампочки. Последняя служит сигналом того, что скоро появится жизненно важный раздражитель – пища. Если начать собаку «обманывать», зажигая лампочку просто так, рефлекс перестанет получать подкрепление и угаснет. (Безусловные рефлексы, наоборот, не угасают никогда).

Способность нервной системы корректировать поведение животного посредством условных рефлексов чрезвычайно ценна в реальных природных условиях. Так, у стада буйволов вырабатывается условный рефлекс – в определенное время приходить к ручью на водопой. Если ручей пересохнет, буйволы не станут ходить к сухому руслу снова и снова. Ставший бесполезным условный рефлекс угаснет, и чувство жажды приведет в действие безусловный ориентировочный рефлекс – стадо начнет искать новое место для водопоя. Когда оно будет найдено, выработается новый условный рефлекс – приходить пить на новое место.

Самое сложное проявление животной психики – так называемое предметное, или ручное мышление. В природных условиях у животных не формируется абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях. Оно является прерогативой человека и непосредственно связано с сознательной деятельностью. Животное способно мыслить чувственными образами, то есть представлениями об отдельных конкретных предметах. Это мышление И.П. Павлов называл также ручным мышлением – «обезьяна думает руками». Например, в известном эксперименте в лаборатории Павлова обезьяна методом проб и ошибок приходила к тому, что для овладения подвешенным к потолку бананом следует составить пирамиду из ящиков, взять палку, забраться на эту пирамиду и сбить банан. Обезьяна никогда не садилась «обдумывать» план действий – она могла находить решение любой задачи только методом проб и ошибок.

Следует сделать оговорку, что в последние десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты в обучении животных элементам разумного поведения. Обезьяны могут понимать сотни слов, образовывать простейшие общие понятия. Попугаев удалось обучить считать до семи, различать цвета, даже выработать абстрактное понятие «цвет». Однако элементы абстрактного мышления возникают у животных не в естественных условиях, а только под воздействием более сложной, социальной формы материи. Как и в случае с неживой природой общество может перестраивать низшую по отношению к нему форму материи – в данном случае биологическую – и реализовывать такие возможности ее развития, которые природа сама по себе реализовать не способна.

Наконец, высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика.

Существуют две исторические формы развития психики: животная психика и психика человека. При формировании человеческой психики происходит самое крупное событие в эволюции материального мира – возникновение сознания.

Главная особенность психической формы отражения – возникновение идеального мысленного образа. Идеальность – самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности? Или, чем отличается сто талеров в уме от ста талеров в кармане? (пример И. Канта).

Идеальный образ, возникающий в сознании человека (а в более примитивных формах – в психике высших животных) находится в сложном и противоречивом отношении с той материальной вещью (предметом, процессом, событием), которую он отражает. С материалистической точки зрения, он вторичен по отношению к вещи, производен от нее (противоположной точки зрения придерживался Платон: вещи производны от идей, неких сверхчеловеческих мысленных образов).

Далее, мысленный образ содержит в себе реальные признаки вещи – мы знаем, например, вес, цвет, размеры, химический состав камня, который мы воспринимаем, знаем химические свойства составляющих его веществ. В этом смысле идеальный образ сходен с вещью. Однако в другом смысле слова можно утверждать, что мысленный образ не просто отличается от реального камня, а составляет его прямую противоположность.

Образ предмета не имеет ни одного физического или химического свойства самого предмета: камень имеет объем – образ камня не имеет никаких габаритов, камень имеет вес, а его образ невесом, камень имеет химический состав – но ни одна его молекула не попадает в мозг (поэтому можно, например, думать о самых сильных ядах, не подвергаясь ни малейшей опасности отравиться). Таким образом, идеальность психики и сознания заключается в том, что в сознании материальные предметы получают особое, второе существование, принципиально отличающееся от их существования в натуральной, природной форме.

В предисловии к «Капиталу» К. Маркс заметил: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Практика человеческой деятельности показывает, что мы способны достаточно правильно, адекватно отражать в своих мысленных образах окружающий мир. В то же время сам идеальный образ не обладает ни одним свойством материального предмета в его конкретно-чувственной форме. Поэтому идеальное можно определить как предмет, лишенный своего природного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия, и существующий на основе особого материального субстрата – человеческого мозга. Этот удивительный способ существования мысленных образов диаметрально противоположен способу существования материальных предметов, которые имеют свой собственный субстрат, свойства и проявления.

Идеальное – это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция идеального отражения заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические и биологические свойства в объективном мире всегда связаны с конкретными материальными субстратами, то в мышлении они существуют на базе принципиально нового, универсального материального субстрата – человека с его мозгом, нервной системой и органами чувств.

Важнейшая черта идеального образа – его субъективность. Мысленный образ возникает и существует только в сознании данного субъекта, и передать его другому в принципе невозможно. Никто не может непосредственно воспринимать мысленный образ другого человека, видеть его ощущения и понятия. То же относится и к животным, обладающим простейшей психикой. Ф Энгельс писал по этому поводу: «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь». Передать другому содержание своих мыслей можно только с помощью знаковых систем, используя материальные носители – слова и знаки естественного языка, звуки, зрительно воспринимаемые изображения и т.п.

Мысль находится в сложнейшей связи со своим материальным носителем – человеком. Утверждать, что мыслит человеческий мозг, является неточным: для мышления «нужен» весь организм – органы чувств, нервная система, нужны взаимодействия человека с другими людьми в рамках конкретного исторически сложившегося типа общества. У детей, выросших в джунглях в стадах животных и оторванных от общества, человеческое мышление не развивается, хотя мозг у них от рождения устроен так же, как у нас всех. Поэтому более точной является формулировка: мыслит человек при помощи мозга (причем человек является частью сформировавшей его личность социальной системы).

Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность – в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

Что же способствовало появлению сознания? Какие были предпосылки этому качественному скачку в отражении?

Биологические предпосылки происхождения сознания.

Биологические предпосылки появления сознания разделяются на общие и непосредственные.

Общие биологические предпосылки – это то, что характеризуют возможность появления сознания при определенных условиях:

­ возникновение новых организмов;

­ дифференциация живой материи и появление первых клеток, нервной системы;

­ постепенное развитие центральной нервной системы, особенно мозга.

Появлению сознания способствовали и непосредственные биологические предпосылки:

­ развитая нервная система животных, сложный головной мозг;

­ развитие первой сигнальной системы высших животных, звуковых и двигательных средств информации;

­ телесная организация человекоподобных существ (строение тела, возможность прямохождения);

­ стадная форма обитания человекоподобных обезьян.

Однако эти предпосылки нуждаются в социальных условиях возникновения и развития сознания, среди которых можно выделить:

­ труд, трудовой процесс;

­ общинную жизнь, совместную деятельность;

­ зарождение речи, речевое общение.

Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания выступает трудовая деятельность людей.

1. Труд – главное отличие человека от животных. Если движение – способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развиваются одновременно, в постоянном взаимодействии).

Животные тоже умеют пользоваться различными предметами – камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т.п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.

Орудия труда – это особые созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на последнее. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич.

Человек же усиливает свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем – механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал о различии между животным и человеком: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты». Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?

Второе отличие человеческого труда от деятельности животных – целенаправленный характер трудовой деятельности. Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность – это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда. То, что Платон считал идеями вещей, живущими в особом, недоступном человеку мире, в действительности оказалось целевыми образами, формируемыми человеческим мышлением без всякой связи с вымышленным «миром идей». Эти образы воплощаются в материальные вещи в процессе труда. Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю». Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности.

Поведение некоторых животных может быть настолько сложным, что производит впечатление сознательного. (Мы здесь имеем в виду диких животных, а не домашних и лабораторных, которые в результате контакта с человеком действительно могут заимствовать у него элементы сознательного поведения). Очень сложными могут быть даже действия насекомых, прежде всего муравьев, пчел и ос-охотниц. В XIX веке часто возникал вопрос: нет ли в их действиях проблесков сознания, целенаправленной деятельности? Эту проблему детально исследовал крупнейший французский энтомолог Жан Анри Фабр (1823-1915). Он много лет изучал поведение ос-охотниц, которые очень искусно заботятся о потомстве. Например, осы некоторых видов выкапывают в земле норку, приносят туда строго определенное количество насекомых определенного вида, предварительно поймав их и парализовав уколами жалом в нервные узлы, откладывают в этих насекомых свои яйца и закупоривают норку. Вылупившиеся личинки питаются мясом своеобразных живых консервов – парализованных насекомых. Фабр поставил ряд экспериментов, показавших, что оса действует совершенно бессознательно. Так, в присутствии осы он вытаскивал пинцетом всех запасенных насекомых из норки и давал осе возможность осмотреть ее. После осмотра оса спокойно закупоривала пустую норку и улетала, как будто все в порядке и за будущее личинок можно не беспокоиться. Это поведение насекомого говорит о том, что у осы нет цели – мысленного образа того, что она должна сделать. Ей не с чем сравнивать результаты своей деятельности. Поэтому она неспособна осознать, что результат действий совершенно не тот, какого следовало достигнуть, и работу надо переделывать. То, что человек может легко увидеть и осознать за считанные секунды, для осы непонятно и необъяснимо. Насекомое действует только под руководством инстинкта, то есть совокупности врожденных стереотипов поведения, задающих последовательность выполнения некоторых операций без достаточной обратной связи. Любая ситуация, искусственно созданная экспериментатором и не предусмотренная в инстинкте становится для осы непреодолимым препятствием. На основе серии подобных экспериментов Ж.А. Фабр сделал вывод: «Насекомое полностью лишено способности сознательного суждения, даже тогда, когда его работа – верх совершенства».

Итак, главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание – глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.

2. Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией (более подробно этот процесс обсуждают в курсе социологии). У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей – например, приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом.

Это освоение накопленного в прошлом социального опыта известный генетик академик Н.П. Дубинин назвал социальным наследованием. В отличие от биологического наследования, происходящего бессознательно, автоматически, наследование социального опыта, формирующего человеческую личность, происходит только благодаря целенаправленному обучению в коллективе (в семье, племени, компании друзей, школьном классе и т.п.). Поэтому дети, выросшие в джунглях без общения с себе подобными, не могут стать полноценными людьми. По этой же причине распространившиеся в современном мире опасения по поводу клонирования человека (можно будет, якобы, тиражировать совершенно одинаковых людей) лишены серьезных оснований. Главное в человеке, его суть не исчерпывается генотипом. Даже люди с одинаковыми генотипами (двойняшки, тройняшки и т.п.), всегда имеющие много сходного, могут стать очень разными личностями в зависимости от социального опыта, различий в воспитании, образовании, круге общения, профессии. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.

3. Язык – система знаков для передачи информации, знаний от одного человека к другому. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью. В современном обществе она бывает устной и письменной. В отличие от животного человек обладает членораздельной речью, выражающей свойства и сущности вещей, законы природы. Язык животных примитивнее – в нем выражается только состояние самого животного и некоторые внешние свойства окружающих предметов. (Например, сигналы в языке жестов у муравьев: «там опасность», «там еда»). Однако в языке животных нет понятий – поэтому выразить на нем законы природы или хотя бы простые суждения общего характера («Все люди смертны», «все лебеди белы») принципиально невозможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.