Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения и понятия




Игнорирование закономерностей доказательственного процесса вызывает на практике многочисленные ошибки. Одна из них состоит в «перескакивании» от первичных доказательств к предмету доказывания. Аналогичные ошибки также допускаются при переоценке доказательственного значения факта опознания лица или предмета, факта обнаружения того или иного вещественного доказательства при производстве обыска, факта задержания лица на месте происшествия и т.д.

Ошибки другого рода состоят в том, что доказательства, которые доказывают какой-либо факт, противоречат друг другу и не образуют должной подсистемы аргументов.

В уголовных делах встречаются и такие ошибки, которые свидетельствуют о перестраховке следователя и выражаются в проведении дополнительных следственных действий, результаты которых не могут ни усилить, ни ослабить сформированную подсистему доказательств механизма преступления.

Эпизоды обвинения, не подкрепленные достаточными доказательствами, следует усиливать, либо исключать их из обвинительного заключения. Таким образом, обвинительное заключение можно и нужно рассматривать как своеобразную систему доказательств по уголовному делу. Формирование такой системы не сводится к простому описанию расследованного события, а речь должна идти о специальной методики оценки доказательств, их систематизации по соответствующим уровням

Доказывание на информационном уровне опирается на чувственное восприятие, эмпирическое познание, но, не сводится к нему. Оно неразрывно связано с логической мыслительной деятельностью следователя. Эта связь выражена в плановости, целенаправленности восприятия в соответствии со следственными версиями, в осмысливании и словесном оформлении (протоколировании) получаемых данных.

Таким образом, информационный уровень доказывания состоит из фактических данных, содержащихся в протоколах следственных действий, заключениях экспертов, справках, актах, иных документах. Доказательства этого уровня являются своего рода «аргументами» для «тезисов» логического уровня доказывания.

Логический уровень доказывания состоит только из доказанных фактов.Очевидная полезность разграничения уровней доказывания состоит и в том, что такая иерархия ставит весьма жесткие рамки интуитивно-поисковым вероятностным формам криминалистического анализа исходной, промежуточной и итоговой информации. А именно эти формы следственного мышления и доминируют (преобладают) в расследовании.

Работа по составлению обвинительного заключения по уголовному делу требует от следователя аналитических способностей, умения осмыслить, переработать весь материал, выбрать правильный вариант его расположения (после того, как проведена оценка собранных доказательств.

На подготовительной стадии следует выбрать один из вариантов расположения материала: систематический, хронологический, поэпизодный, смешанный. В результате этой работы вся следственная документация, доказательства по делу должны быть представлены в форме кратких описаний всех эпизодов преступной деятельности, характеристик личностей и формул обвинения – все на отдельных карточках.

По многоэпизодной и групповой преступной деятельности более всего подходит смешанный вариант систематизации. Это обусловлено тем, что по так называемым групповым делам невозможно распределить все материалы в хронологическом порядке или по эпизодам (поскольку одни и те же лица могут фигурировать в нескольких эпизодах).

При смешенном варианте систематизации материалов уголовного дела схема их расположения выглядит следующим образом:

– в первый том включаются: постановление о возбуждении уголовного дела; материалы, послужившие поводом и основанием к его возбуждению; документы, имеющие общее значение (например, акт ревизии); процессуальные документы (постановления о продлении срока следствия и содержания под стражей, о принятии дел к своему производству, о привлечении в качестве обвиняемых; протоколы допроса обвиняемых;

– последующие тома формируются по эпизодам преступной деятельности;

– предпоследний том содержит материалы, характеризующие личность обвиняемых (различные характеристики, справки о проверке по учетам, копии приговоров по ранее полученным судимостям и т.д.); - последний том - материалы окончания расследования и собственно обвинительное заключение.

Контрольные вопросы.

1. Понятие и сущность доказывания в процессе расследования.

2. Укажите уровни доказывания и выделите их отличия.

3. Какие ошибки процесса доказывания являются наиболее существенными?

4. По какому принципу можно составлять обвинительное заключение?

Ответы на контрольные вопросы.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Место для оформления схемы соотношения доказательств по уголовному делу (позиции схемы: доказательства-факты, доказательства-аргументы, дублирующие доказательства, доказательства-противоречия)

Тема 17. Понятие, содержание и задачи криминалистической тактики.

План лекции.

1. Сущность и основные понятия криминалистической тактики.

2. Структура и содержание тактики следственного действия.

Литература.

1. УПК РФ, ст.ст.125-142.

2. Криминалистика, Т.2, М., 1980, С.5-35.

3. Криминалистика, М., 1988, С.328-334.

4. Криминалистика, Т.2, М., 1989, С.5-32.

5. Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики: Учебное пособие. Волгоград, 1993, С. 5-144.

6. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики, т. 3, М., 1979, С. 66-175.

7. Криминалистика: Краткая энциклопедия /Авт.-сост. Р.С.Белкин. - М., 1993.

Основные положения и понятия «криминалистической тактики».

Криминалистическая тактика - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, и приемов проведения отдельных следственных и судебных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию преступлений.

Криминалистическая тактика как содержание практической деятельности - это использование в процессе следственных действий, организационных и розыскных мероприятий рекомендованных наукой и апробированных практикой тактических средств и процедур, которые позволяют в процессе взаимодействия субъекта расследования с окружающей средой эффективно обнаруживать, собирать, исследовать и оценивать доказательства подготавливаемых или совершенных преступлений.

Следственная ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, в которых в данный момент осуществляется расследование, та обстановка, в которой протекает процесс доказывания. Она формируется под воздействием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы, влияющие на формирование следственной ситуации:

- объем имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и ориентирующей информации;

- наличие нелегализованных источников доказательственной информации;

- интенсивность процессов исчезновения доказательств и сила влияющих на эти процессы факторов;

- наличие в данный момент в распоряжении субъекта расследования необходимых сил, средств, времени, возможность использования сил и средств оптимальным образом;

- существующая в данный момент уголовно-правовая оценка расследуемого события.

Субъективные факторы, формирующие следственную ситуацию: - психологическое состояние лиц, проходящих по расследуемому делу;

- психологическое состояние субъекта расследования, уровень его знаний, умений, практический опыт работы; способность субъекта расследования действовать в экстремальных ситуациях;

- конфликтное или бесконфликтное течение расследования;

- противодействие установлению истины со стороны преступника и его связей;

- усилия следователя, направленные на изменение следственной ситуации в благоприятную для следствия сторону;

- ошибочные действия субъекта расследования;

- утечка информации об объеме и характере данных, имеющихся в распоряжении следствия;

- непредвиденные действия лиц, причастных и не причастных к расследуемому событию.

Конфликтная ситуация - положение, при котором стороны стремятся к противоположным целям, знают об этом и при составлении своих планов учитывают действия другой стороны, взаимно создавая трудности и помехи, чтобы обеспечить себе выигрыш и не дать победить противнику.

Ситуация противодействия расследованию - это совокупность действий, условий и обстоятельств, осуществляемых, создаваемых и используемых инициатором противодействия или иными лицами в целях воспрепятствования процессу расследования.

Тактическая ситуация - совокупность информационных и процедурно-технических обстоятельств, которые определяют цели и содержание, как общего хода расследования, так и отдельных следственных действий.

Тактическая задача - обозначение проблемы в расследовании или осуществлении следственного действия, для решения которой требуется применение тактических рекомендаций, приемов и др.

Тактическое решение - вывод о путях и методах реализации (решения) тактической задачи, выбор цели тактического воздействия на следственную ситуацию и определение приемов и средств достижения этой цели.

Тактический риск - допущение субъектом расследования отрицательных последствий при реализации тактического решения. Возможность отрицательных последствий для хода и содержания расследования допускается при отсутствии более выигрышной альтернативы.

Тактическое воздействие - это всякое правомерное воздействие на компоненты тактической ситуации, осуществляемое с помощью тактических приемов или на основе тактики использования иных криминалистических средств и методов.

Тактический прием - это наиболее рациональный и эффективный для конкретной тактической ситуации способ организации дознания, предварительного и судебного следствия, а также подготовки и проведения отдельных следственных и судебных действий.

Тактическая операция (комбинация) - комплекс следственных действий, оперативно-розыскных, организационно-подготовительных и иных мероприятий, согласованных по месту, времени и проводимых по единому плану для решения конкретных задач расследования преступления.

Тактическая рекомендация - это научно-обоснованный и апробированный практикой (возможно и применяемый впервые) совет, касающийся выбора и применения тактических приемов или их комбинаций в определенной ситуации расследования преступления.

Тактическая линия поведения - схема индивидуального поведения субъекта расследования, наполненная определенной эмоциональной, этической и эстетической окраской, которая продиктована складывающейся в процессе расследования тактической ситуацией или необходимостью решения конкретной задачи расследования.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные задачи, решаемые с помощью положений "криминалистической тактики"?

2. Как соотносятся и взаимодействуют между собой криминалистическая тактика как раздел науки криминалистики и криминалистическая тактика как содержание практической деятельности по расследованию преступлений?

3. Каким основным требованиям должен отвечать тактический прием, используемый в практике расследования?

4. Раскройте содержание такого требования к тактическому приему как его допустимость? Что значит рекомендательный характер тактического приема?

5. Приведите пример и проанализируйте неэтичный или аморальный тактический прием.

Ответы на контрольные вопросы.

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.