Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная тантра 2 страница




 

18 Между первоэлементами существуют взаимостимулирующие и взаимоподавляющие отношения, которые выражаются в понятиях «мать — сын», и «враг — друг». Каждый элемент, таким образом, имеет из числа остальных «мать», «сына», «врага» и «друга». Схематически это выглядит так: Отношения

 

Элемент Мать Сын Друг Враг
Дерево Вода Огонь Земля Железо
Огонь Дерево Земля Железо Вода
Земля Огонь Железо Вода Дерево
Железо Земля Вода Дерево Огонь
Вода Железо Дерево Огонь Земля

 

 

Гадание строится на том, что каждому сезону в организме человека соответствует свой «пульсовый аккорд», в котором пульсы каждого органа имеют четко обозначенное место. Любой диссонанс является показателем какого-то нарушения в организме и может служить поводом для предсказаний.

19 Весна — первый сезон года. Поскольку полнолуние среднего месяца весны совпадают с днем весеннего равноденствия с разницей один-два дня, то год начинается примерно за 40—50 дней до этого момента.

20 Названия созвездий. В девятый день первого месяца весны Луна проходит через созвездие Рта-ба (санскр. Magha) в одиннадцатый день второго месяца — через созвездие Дпо (санскр. Uttara -phalguni), в тринадцатый день третьего месяца — через Наг-по (санскр. Citra) [3, табл. 54].

21 В полнолуние первого месяца лета Луна проходит через созвездие Са-га (санскр. Visakha), в восемнадцатый день второго месяца— через Сноп (сапскр. Jyestha), в девятнадцатый день третьего месяца—через Чху-стод (санскр. Purva-asadha).

22 В двадцать седьмой день первого осеннего месяца Лупа проходит через Гро-бжин (санскр. Abhijit), в двадцать девятый день второго месяца—через Кхрумс-стод (санскр. Piirva-bhadrapada). в «нулевой» день последнего месяца — через Дбйуг (санскр. Asvini) [3, табл. 54].

23 Во второй день первого месяца зимы Луна проходит через созвездие Смин-друг (сапскр. Krttika), в четвертый день второго месяца — через Мго (санскр. Mrga-sirah), в шестой день третьего месяца — через Ргйал (санскр. Pusya) [3, табл. 54].

24 Сам — орган, который «царствует» в данный сезон года.

25 Гадание о домашних делах.

26 «Горчичное зерно» — пульс как будто остренько покалывает палец лекаря.

27 В «Вайдурья-онбо» говорится, что метод гадания по пульсу с учетом влияния сезонов года и первоэлементов разбирает около 750 комбинаций, но врачи в них не разбираются, и описывать это хлопотно [1, т. 4, л. 25а].

28 Изменение мест Огня и Воды — метод гадания по пульсу клиента о судьбе его близких.

29 Полный пульс —нормальный пульс со всеми характеристиками, свойственными данному человеку в данный сезон года.

30 Пульс пропадает на запястье и появляется на тыле кисти.

31 К «общим» болезням относятся жар и холод.

32 Высокий жар характеризуется поверхностным, т. е. высоким пульсом, при быстром жаре пульс учащенный, при проникшем вглубь он бывает глубинным, медленным, но напряженным.

33 Имеются в виду травмы мягких тканей головы, черепа и головного мозга.

34 «У одного и того же человека могут сочетаться жар в верхней части тела с холодом в нижней, a так, чтобы холод был наверху, а жар внизу, не бывает» [1, т. 4, л. 386].

35 Изменения пульса, предсказывающие неблагоприятный исход.

36 Бонские обряды — обряды, совершавшиеся жрецами добуддийской религии тибетцев — бон.

37 Мдос — символическая ловушка для демонов. Представляет нечто похожее на сеть, натянутую на Х-образную крестовину.

 

ГЛАВА 2. УЗНАВАНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ПО ЗЕРКАЛУ МОЧИ

 

Затем риши Видьяджняна молвил такие слова:

О великий риши Маносиджи.

Расскажу об осмотре мочи — зерцале обследования.

Подготовка, время осмотра, посуда, образование мочи,

обычная моча, моча болезней, моча смерти, моча

демонов —

эти восемь (тем) составляют сутру обследования мочи.

Первое. Как вести себя накануне осмотра.

С вечера чай, шо, вино, молочная водка и прочее,

что может изменить цвет мочи, запрещаются.

Жажда, совокупления, бессонница, хождение, сидение,

переживания — все, что может вызвать волнение мочи,

запрещается.

До полуночи идет моча от пищи, ее надо слить.

После полуночи пойдет моча болезни, ее собрать для

осмотра.

Чтобы выявить при осмотре цвет, испарения,

осадок, осмотр проводят рано утром, когда лучи солнца

начнут попадать в посуду с мочой.

Посуда не должна искажать цвет мочи.

Подойдет посуда из светлого фарфора, бронзы,

железа.

Посуда из глины, меди, латуни, красного фарфора

не годится,

но ее можно использовать, положив на дно что-либо

белое.

Образование мочи. Пища и питье в желудке

разделяются на

прозрачную часть и мутную.

Мутная часть в тонкой кишке распадается на

жидкость и гущу.

Прозрачный сок пищи в печени превращается в кровь.

Муть крови стекает в желчный пузырь и образует

желчь

(желчь также распадается на прозрачную часть и

мутную).

Прозрачная часть желчи превращается в чху-сер тела,

а муть желчи становится осадком мочи и, стекая

по руслу сосудов, собирается в мочевом пузыре38.

Вот поэтому изменения цвета мочи зависят и от пищи.

Осадок мочи, поскольку он связан с кровью и желчью,

ясно скажет, что находится в них — жар или холод,

словно купец, сообщающий о состоянии дел в

торговле.

Моча здорового человека.

Цвет у нее как у топленого ячьего масла и пахнет

мочой.

Пар, пока держится, бывает ровным.

Осадок выпадает ровно, всю поверхность покрывает

пена.

Пар начинает исчезать с краев посуды.

Если после исчезновения пара моча будет

светло-желтой,

прозрачной — человек здоров.

В противном случае это — моча общих и частных

болезней.

Общее обследование. Мочу обследуют по трем

периодам остывания девятью способами.

Три периода: пока моча горячая, после исчезновения

пара, после остывания мочи.

Пока моча горячая, смотрят цвет, пар определяют

запах, цветок39.

После исчезновения пара наблюдают осадок и

пленку.

При остывании смотрят, как, откуда и как долго

меняется моча.

О цвете горячей мочи.

Жидкая, голубоватая, как вода родника,— это моча

ветра

желтого цвета — желчи, белесая — слизи,

красная — крови, как осадок лака — чху-сер,

коричневая с запахом — моча бад-кан смуг-по.

Если цвет мочи смешанный — значит, болезни

смешались.

На растительное масло похожа моча римс и разлития

желчи.

Красно-желтая о густым запахом моча — жаров

"кхругс и "грамс.

Черная или похожая на радугу моча — отравления

ядом.

Сильное и долгое испарение говорит о

распространенном жаре,

слабое и долгое — о скрытом и застарелом жаре,

слабое, кратковременное — о холоде слизи и ветра.

Если пар то усиливается, то слабеет — смешались жар

и холод.

Густой и неприятный запах у мочи очень сильного

жара.

Нет запаха или он совсем слаб — это моча холода.

Если моча пахнет какой-либо пищей — значит, она не

переваривается.

Обильная пена голубоватого цвета бывает при

болезнях ветра;

мелкая, желтая, быстро исчезающая — при болезнях

желчи;

похожая на слюну — при болезнях слизи;

красная пена — при болезнях крови; радужная — при

отравлении.

Пена, похожая на стаю голубей, разогнанных

ястребом,—

болезнь рассеялась по всему телу.

Осадок, похожий на волосы, бывает при болезнях

ветра;

похожий на клок шерсти в воде — при болезнях крови

и желчи;

похожий на кончики волос — при болезнях холода

слизи;

похожий на облака — при болезнях легких;

похожий на гной — значит, где-то есть гной;

похожий на песок — при болезнях почек.

По этим же признакам судят о месте болезни.

Если на поверхность мочи всплывает осадок,

похожий на простоквашу,—

значит, ветер беспокоит силы тела, жар и холод.

Толстый слой осадка говорит о жаре, тонкий —

о холоде,

причем осадок бывает такого же цвета, как моча.

Если на моче появляется тонкая пленка — холод,

толстая — жар.

Если эту пленку можно снять и положить на

что-нибудь,

ее называют диким жиром.

Если при сжигании пленки пахнет паленым —

болезнь не нужно лечить.

Если пленка разрывается на куски — болезнь скран.

По форме пленки можно узнать демонов гдон.

Если изменения мочи начинаются раньше, чем

пройдет пар,

то это говорит о болезни жара.

Если изменения мочи начинаются после исчезновения

пара,

то это говорит о болезни холода.

Если момент исчезновения пара совпадает с началом

изменений —

значит, жар и холод находятся в равновесии.

Об изменении мочи. Моча, конечно, не бывает

глубокой или мелкой.

Просто моча холода начинает меняться с мелкого

места посуды.

А моча свежего жара — с глубокого места.

Если изменения идут с края посуды к центру —

старый жар.

Если сперва появляется осадок — это говорит о

борьбе между жаром и холодом.

В трех случаях моча не меняется — при разбросанном

жаре,

застарелом холоде и действии сильного демона гдон.

Цвет после изменения мочи — это цвет основной

болезни.

Если цвет густой — жар, если жидкий — холод.

Обобщение всего, что было сказано о моче жара и

холода.

Моча жара. Цвет красный, желтый, моча густая,

с сильным запахом, пар густой и держится долго,

пузыри мелкие, желтые, быстро исчезающие, пленка

толстая,

осадок скапливается в центре посуды кучками.

Изменения мочи происходят, пока она еще теплая и

парит.

После исчезновения пара моча делается. коричневой,

густой.

Моча холода. Цвет прозрачный, голубоватый, моча

жидкая,

пар и запах слабые, пузыри крупные, пленка и

осадок тонкие, изменяется моча после остывания

и остается такой же голубоватой и жидкой.

Если моча голубоватая, но с густым осадком,

болезнь кажется холодом, но в глубине ее таится

жар.

Красно-желтой, но без осадка моча бывает в тех

случаях,

когда болезнь на вид кажется жаром,

но по природе своей является холодом.

Если моча холода меняется быстро,

то надо предполагать затаившийся жар.

Если у мочи жара нет цветка — жар ушел вглубь.

Если у мочи холода нет цветка — холод рассеялся

по телу.

Если у мочи жара толстая пленка — плавятся силы

тела.

Но если такая пленка на моче холода — не

усваивается масло.

Обычно пустой жар и жар крови путают из-за

красноты мочи.

Бад-кан смуг-по и чху-сер путают из-за коричневого

цвета мочи.

Болезни почек, печени, селезенки путают из-за

красноты мочи.

Затаившийся жар и холод слизи и ветра путают из-за

синевы.

Нельзя их путать, надо распознавать каждую болезнь

в лицо.

Моча смерти похожа на кровь и пахнет гнилой кожей.

Если она не изменяется от лечения — это моча смерти

от жара.

Также смерть от жара может быть, если моча не

меняется после выпадения осадка.

Голубая, без запаха, без пара, без вкуса моча,

не улучшающаяся от лечения,— это моча смерти от

холода.

Если моча похожа па скисший суп из щавеля —

это моча смерти от болезни желчи

Если моча похожа на похлебку из овощей —

смерть наступит от ветра.

Моча как прокисшая краска из киновари — смерть от

болезни крови.

Моча как кислое молоко — больной умрет от болезни

слизи.

Моча как прокисшие чернила — умрет от

отравления.

Если при здоровых почках моча выходит уже

измененной —

это моча смерти от распада первоэлементов внутри

тела.

Моча при болезнях от демонов. Мочу наливают с

левой стороны

сансарной черепахи, лежащей на спине40 головой

к югу.

Панцирь разделен четырьмя линиями на девять

земель —

три правые: земля лха, земля людей, земля гдон;

три левые: земля кладбища, земля своего дома, земля

поля;

три средние: земля предков, своя земля, земля детей

и внуков.

На этих девяти землях смотрят, какие появятся

изображения,

быстро или долго происходят изменения или их

вообще нет,

не появляются ли где пузыри, похожие на рыбий

глаз, или

же движение внутри мочи как при помешивании.

Если они наблюдаются па земле лха,

надо умилостивить свое божество-хранителя.

Если покажутся на земле людей — значит, вредят

гре-пхо и гре-мо.

Если покажутся на земле демонов — вредят обычные

"дре.

На земле предков — вредят «дре, вожделеющие к

имуществу

больного или кем-то насланные.

На своей земле — вредит «дре, который перешел от

друга.

Если такие явления появятся на земле детей — вред

наслан

"дре со стороны братьев матери, матери и ее сестер.

Если появятся на землях дома, кладбища и поля —

значит, вред идет именно оттуда.

И еще. Если подобные явления появятся на востоке —

вредят ргйал-по и гнйан;

на юге — вредят дан и ма-мо;

на западе — вредят клу-бдуд, клу-цан;

на севере — вредят мцхо-сман и клу-срин;

на юго-востоке — вредят ргйал-по, дан и гре-мо;

на юго-западе — вредят цан-бдуд и наг-смуг;

па северо-востоке — са-бдаг и риг-дзин требуют жертв;

на северо-западе — клу-бдуд и клу-срин.

И еще. В момент, когда лучи солнца упадут на мочу,

в ней могут показаться какие-то изображения,

по которым можно узнать демона.

Если покажется нечто похожее на оперенье павлина —

вредит наг-смуг;

похожее на шарф — вредит мгон-по;

похожее на острие копья — вредит пхо-лха;

похожее на козла — вредит дгра-лха;

похожее на лотос — вредит мо-лха;

похожее на светлый круг — вредит ргйал-по;

похожее на луч солнца, бьющий из отверстия,—

вредит цан;

похожее на лоскут ткани — вредит клу-цан;

похожее на краба — вредит клу-бдуд;

похожее на рога лося — вредит йам-шуд;

похожее на вьючную корзину — вредит тхе-бранг;

похожее на зеркало — вредит мцхо-сман;

похожее на головастика — вредит бдуд-мо;

похожее па рыбу или раковину — вредит са-бдаг;

на крокодила и змею — вредит клу-гдон;

похожее на туманное облако — произошло

осквернение41;

похожее на стрелу или веретено — вредят гре-пхо или

гре-мо;

похожее на множество глаз — вредит полевой демон

"дре;

похожее на кучу гвоздей или зерна горчицы —

вредит пхур-кха;

похожее на череп — вредит клу-гтад;

похожее на буйвола — вредит дам-сри.

Эти знаки могут появиться на любой из девяти земель.

Но если па земле лха появится знак «дре — значит,

"дре притворился лха;

а если лик лха появится на земле «дре — вредит лха

разгневанное, притворившись "дре.

Если же в моче ничего не просматривается, можно

посуду повернуть и посмотреть.

Если же все равно ничего пет, то в таком случав

говорят, что лицо опасности закрыто.

Болезни плотных органов легче распознать по пульсу,

в полых — по моче,

Умрет больной или поправится — пульс скажет лучше,

а разница между жаром и холодом по моче видна

лучше,

поэтому знатоки пусть осматривают мочу.

О том, как четырьмя препятствиями рассеивать

сомнения,

смотри в «Тантре наставлений», в сутре жара и

холода.

Затем риши Маносиджи вымолвил такую просьбу:

О великий риши Видьяджняна, хорошо!

Попроси рассказать исцелителя Бхайшаджья-гуру

о девяти методах врачевания, которые сводят врагов

болезней с самими болезнями.

По сути просьбы было высказано следующее:

О великий риши Маносиджи!

Методы подбора противников очень важны.

Хорошо, что ты спросил о них.

Но они прекрасно изложены в «Тантре объяснений»42.

Пусть великий риши усвоит их как следует,

чтобы не быть похожим на человека, который что-то

ищет в темной пещере.

Когда за примерами увидишь истинный смысл,

тогда поймешь «Чжуд-ши» ясно

и в темной пещере словно луна и солнце взойдут.

Это все равно что заполучить сундук с бирюзой и

золотом

и в нужный момент брать оттуда все, что хочешь.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Дополнительная тантра. Глава вторая. Узнавание болезней по зеркалу мочи.

Примечание:

38 Как видно из этого отрывка, согласно представлениям тибетской медицины, моча — это жидкие фракции, получающиеся при разделении пищи в желудочно-кишечном тракте, и «муть» желчи, которые попадают в мочевой пузырь. Роль почек в образовании мочи не ясна.

39 Цветок — пузыри и пена на поверхности мочи.

40 Для гадания применяются парные сосуды, которые представляются как спина и живот панциря черепахи. Спина служит для гадания по мужской, а живот — по женской моче. Дно каждого сосуда разделено на девять клеток, расположение которых в мужском и женском сосудах зеркально симметрично. Названия клеток, или же «земель» (по часовой стрелке, начиная с верхней средней): предки, кладбище, здание, поле, потомство, духи гдон, люди, небожители, центральная клетка считается «своей». Гадают по пене, пузырям и отстою мочи. Если на какой-либо клетке их появится больше, считается, что вредят духи, связанные с этой «землей». Мужскую мочу наливают с левого края посуды, женскую — с правого.

41 Осквернение ритуально нечистыми предметами.

42 См. гл. 27 в «Тантре объяснений».

 

ГЛАВА 3. РАЗРЯД ОТВАРОВ

 

Затем великий риши Маносиджи молвил такую просьбу:

Как получить наставления по восемнадцати средствам,

которые подавляют полчища болезней,

спроси у царя лекарей Бхайшаджья-гуру.

Учитель изрек:

О великий риши Маносиджи!

Вот наставления по средствам лечения.

Средств лечения — врагов болезней — два: лекарства

и процедуры.

Лекарства бывают успокаивающими и очищающими.

Успокаивающие: отвары, порошки, пилюли, дегу,

масла.

Они известны как пять разрядов43.

К ним прибавляют золы, кханда и чан лечебные.

Получается восемь разрядов успокаивающих средств.

Девятым считается разряд лекарств из

драгоценностей, которые усиливают действие остальных

успокаивающих.

Десятым — разряд составов из доступных всем трав.

Пять последних разрядов являются производными

первых пяти.

Очищающие: нум-цхос44, которым начинается

очищение,

слабительные, рвотные, лекарства в нос, клизмы

"жам-рци и нируха

и очищение сосудов — итого их семь.

Процедур пять: кровопускание, прижигание,

компрессы, ванны, втирания

и усиливающее их действие иглоукалывание —

итого шесть.

В целом по подробному счету двадцать три,

а по краткому — восемнадцать этих средств45

являются оружием, подавляющим сонмы болезней.

Расскажу о них в порядке, в котором их применяют.

Сперва о разрядах успокаивающих средств.

О риши великий, слушай, ничего не пропуская.

Отвары бывают двух видов: против жара и против

холода.

Сначала об отварах против жара.

Если старый череп, кости дракона и сверцию

отварить, пока треть не испарится, и дать в холодном

виде — излечат болезни головы.

Железные опилки, луб барбариса, «три плода»

отварить, охладить — излечат болезни глаз.

Отвар костуса и миробалана хебула

лечит гной в ушах и колики от крови.

Если в сгущенный отвар барбариса и кохии

добавить медвежью желчь — остановит кровь из носа.

Если холодным отваром железного купороса, акации

и миробалана хебула

рот прополоскать — пройдут во рту болезни крови.

Сгущенный отвар борца разнолистного, солодки,

горечавки холодной и

бамбуковой манны лечит хрипоту, жар и сухость

в горле.

Если в сгущенный отвар кирпича положить кориандр

и сахар

и прополоскать им горло — пройдет сухость языка,

горла, глотки.

Сгущенный и охлажденный отвар сандала, сливы

и мускатного ореха подавляет жар сердца.

Отвар термопсиса, солодки, шеллака и колеуса

удаляет жар крови легких, кашель и колики.

Если в сгущенный отвар мумие, акебии и адатоды

положить шафран и медвежью желчь — излечит жар

печени.

Отвар гвоздичного дерева, момордики кохинхинской и

миробалана хебула подавляет жар селезенки,

вздутие и урчание живота.

Отвар миробалана хебула, мушмулы и марены

удаляет колющие боли при жаре почек, лечит жар

тонкой и толстой кишки и низа тела.

Моча восьмилетнего (мальчика) и китайская тушь

лечат жар желудка.

Отвар горца сибирского, марены и борца

разнолистного,

а также отвар ластовника, борца разнолистного,

бадана и

акебии излечивают без остатка жар толстой и тонкой

кишки.

Если к последнему добавить семена тыквы и рис,

он остановит понос от жара.

Отвар якорцов, алтея и краба устраняет задержку

мочи.

Отвар витании, купены и якорцов лечит жар матки.

Отвар «трех плодов» лечит болезни римс, жар

"кхругс —

свежий и старый, заставляет созреть незрелый жар.

Девясил высокий, бузина, софора,

гедихиум в отваре приводят жар римс к созреванию,

лечат бад-кан скйа, бад-кан смуг-по, пустой жар и

колики крови.

Сверция, софора, момордика кохинхинская и

кумарчик в отваре лечат жар тяжелого римс.

Отвар сверции, шлемника, эмблики и адатоды

лечит жар «кхругс крови, подавляет гниение,

отделяет прозрачный сок от мути.

Отвар миробалана хебула, щитовника и борца

разнолистного

при добавлении буры лечит отравление

приготовленным ядом и ядом мясным.

Сгущенный и охлаждений отвар девясила высокого,

костуса, ветиверии и адатоды временно успокаивает

боль распространяющегося смуг-по.

Отвар акации, миробалана хебула, горечавки

крупнолистной

и барбариса сушит жар чху-сер.

Сверция, горечавка крупнолистная и борец

разнолистный подавляют жар печени.

Если в воде, в которой вымыли рис, отварить

ветиверию

и давать понемногу и часто, она остановит рвоту.

Если тыкву, желуди, кизильник

и цветы барбариса положить в дар

и давать понемногу и часто — остановит понос.

Сгущенный и охлажденный отвар конопли

и борца разнолистного останавливает рвоту при

отравлении.

Отвар шафрана, медвежьей желчи и киновари

останавливает рвоту кровью.

Сгущенный отвар корня любистока, барбариса, кохии,

бермудской травы, киновари при добавлении шафрана,

желчи медвежьей,

гусениц с борщевика и цветов гороха будет

лучшим средством, рассасывающим кровоизлияния.

Отвар ятрышника, софоры и сверции

удаляет поющий жар суставов.

Отвар софоры, мумие и миробалана хебула лечит

дрег.

Отвар солодки, сандала, мускуса и колеуса

лечит жар сосудов.

Цветы витании, барбарис, софора и миробалан хебула,

если в их сгущенный отвар положить два шо смолы

ватики,

излечит чху-сер мяса и кожные болезни.

Отвар сверции, кумарчика, мускатного ореха и

эмблики

лечит пожелтение глаз и колики желудка.

Если в отвар гранатника и тмина добавить мед,

он будет возбуждать аппетит.

Отвар миробалана хебула удаляет желчь желудка.

Отвар эмблики отделяет и сушит плохую кровь46.

Отвар миробалана беллерического сушит черный

чху-сер.

Отвар адатоды лечит болезни крови.

Отвар кориандра лечит бад-кан, смуг-по и жажду.

Отвар железа лечит жар печени, болезни глаз

и изъязвления.

Отвар сыти, колеуса и термопсиса

удаляет без остатка жар легких.

Отвар акации сушит чху-сер.

Отвар софоры подавляет незрелый жар римс.

Отвары марены и горечавки холодной лечат

"брум-наг.

Отвар мумие лечит дрег и задержку мочи.

Отвар рдеста лечит жар сухожилий.

Отвар эвкоммии соединяет переломы костей.

Отвар сверции лечит жар слизи.

Отвары, излечивающие холод.

Отвар имбиря, каменной соли и миробалана хебула

излечивает без остатка понижение тепла и холод.

Если прибавить к нему перец длинный — растворит

ма-жу.

Сгущенный отвар имбиря и ферулы при добавлении

красной соли лечит ветер сердца.

Отвар сосны, сыти, ферулы и миробалана хебула

лечит римс ветра, холод ветра, отеки лица от холода.

Сгущенный отвар гранатника, перца длинного

и имбиря

при добавлении жареного риса и меда

лечит понос, рвоту, вздутие живота, отрыжку, икоту.

Отвар рододендрона, кардамона настоящего и имбиря

лечит сердцебиение,

белую (сыпь) на губах и языке, мчхин-ргуд, ма-жу,

вялость.

Отвар красной соли, чернушки, перца длинного,

корицы, айована, перца черного

излечивает ма-жу и рвоту.

Отвар корицы, красной соли, «трех горячих» в молоке

излечивает холод, останавливает понос.

Сгущенный отвар кардамона настоящего в молоке,

с тмином и перцем длинным помогает при бессоннице.

Отвар четырех сранов чеснока в восьмикратном

объеме воды

с добавлением молока лечит рлупг-скран, рлунг-римс,

гзугс-"кхумс и прочие болезни ветра без остатка.

Если в отвар миробалана хебула добавить кассию

трубчатую

и пить каждое утро — излечит скрап желчи

и пожелтение глаз.

Отвар поташа и селитры лечит вздутие живота.

Отвар красной соли лечит пхо-лог.

Отвар каменной соли помогает при свежем ма-жу.

Отвар нашатыря удаляет задержку мочи.

Отвар извести разрушает бад-кан желудка.

Отвар имбиря порождает тепло, плавит ма-жу.

Отвар астрагала лечит селезенку и дму-рдзингс.

Отвар витании лечит холод низа тела.

Отвар жареного ячменя способствует усвоению чан.

Отвар головки лопаточной кости улучшает

переваривание мяса.

Сгущенный отвар ячменя возбуждает аппетит.

Отвар термопсиса подавляет рассеянный ветер.

Приготовление составов из разряда отваров.

Для холодных отваров сырье настаивают,

пока не выделится сок.

В сгущенных отварах выпаривают две трети

жидкости.

Отвары от жара дают охлажденным, от холода —

горячими.

При сочетании жара и холода отвар дать теплым.

Питание и образ жизни должны соответствовать

болезни47.

Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Дополнительная тантра. Гласа третья. Разряд отваров.

Примечание:

43 Пять разрядов — перечисленные здесь основные лекарственные формы приготовления препаратов.

44 Нум-цхос (тиб. snum-tshos) — букв, «применение масла» внутрь и наружно в виде втираний в кожу, закапывании в уши, нос, глаза.

45 Это количество получается при вычете пяти дополнительных лекарственных форм, которые считаются вариантами основных пяти разрядов».

46 О здоровой крови, являющейся силой тела, и плохой крови —крови болезни см. гл. «Кровопускание»в «Дополнительной тантре».

47 Всего отваров, согласно «Вайдурья-онбо» в этой главе 77, изшних отваров от жара — 54, от холода — 23 [1, т. 4, л. 616].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.281 сек.