КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология труда и экономическая социология
Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жизни общества, например общественный труд или культуру. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или личностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и социология культуры. Это комплексные дисциплины, подразумевающие сложную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета. Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993— 1995 гг. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические иссле- дования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственной бригаде как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, изучающую поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в промышленности, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыслимо без изучения трудовых проблем. Современная экономическая социология включила в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социологии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся подотраслях экономической социологии. Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении). Она изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.
Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов. В экономическую социологию входят следующие области исследования: ♦ социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе; ♦ эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию, исчезновение одних и появление других социальных групп;
♦ формирование социальных отношений, стереотипов восприятия и реакций людей на происходящие в обществе экономические преобразования, типы экономического поведения, присущие каждой категории населения; ♦ социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, стимулирование и оплата труда, отношение работников к техническим нововведениям на производстве, формы и разновидности отклоняющегося поведения и соблюдение дисциплины труда; ♦ занятость и безработица: поведение людей на рынке труда, адаптация и социальные последствия потери работы, каналы, механизмы и формы трудоустройства, подбор и расстановка кадров; ♦ потребительское поведение населения, маркетинговые исследования потребительских приоритетов, социальное воздействие рекламы, формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование; ♦ экономическая и профессиональная стратификация общества, формы, степень и сущность экономического неравенства, зарплата, доход, богатство, проблемы бедности и нищеты, качество и уровень жизни населения, взаимосвязь первоначального накопления и обнищания; ♦ экономическая и профессиональная мобильность, между- и внутри-страновые перемещения рабочей силы, понятие о международном рынке труда, особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриотраслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движение и текучесть кадров; ♦ социология предпринимательства и формы бизнеса, феномен малого и «челночного» бизнеса, их российская специфика, механизмы вовлечения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом, отношение населения к финансовым институтам, уровень доверительности; ♦ социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе, сравнение планово-административных и свободно-рыночных механизмов распределения национального богатства, общественные фонды потребления и социальная защита населения, формирование экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов, организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |