Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология труда и экономическая социология




Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жиз­ни общества, например общественный труд или культуру. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или лич­ностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и со­циология культуры. Это комплексные дисциплины, подразумевающие слож­ную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета.

Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993— 1995 гг. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного раз­деления труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, пред­почтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совмест­ной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических яче­ек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические иссле-

дования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственной бригаде как разновидности малой кон­тактной группы; социологию образа жизни, изучающую поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре

внимания которой находится изучение социальных последствий научно-техни­ческой революции в промышленности, механизации и автоматизации произ­водства, социальной организации пред­приятий и проблем социального управ­ления; наконец, социальное планирова­ние, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыс­лимо без изучения трудовых проблем. Современная экономическая социо­логия включила в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соот­ветствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социо­логии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмен­та, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся подотраслях экономической социологии. Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах эконо­мической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреб­лении). Она изучает многообразие форм проявления экономического пове­дения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственно­сти, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.

Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (ан­кетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные об­следования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов. В экономическую социологию входят следующие области исследования:

♦ социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;

♦ эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию, исчезновение одних и появление других социальных групп;

♦ формирование социальных отношений, стереотипов восприятия и ре­акций людей на происходящие в обществе экономические преобразо­вания, типы экономического поведения, присущие каждой категории населения;

♦ социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, сти­мулирование и оплата труда, отношение работников к техническим но­вовведениям на производстве, формы и разновидности отклоняюще­гося поведения и соблюдение дисциплины труда;

♦ занятость и безработица: поведение людей на рынке труда, адаптация и социальные последствия потери работы, каналы, механизмы и фор­мы трудоустройства, подбор и расстановка кадров;

♦ потребительское поведение населения, маркетинговые исследования потребительских приоритетов, социальное воздействие рекламы, фор­мы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использова­ние;

♦ экономическая и профессиональная стратификация общества, формы, степень и сущность экономического неравенства, зарплата, доход, бо­гатство, проблемы бедности и нищеты, качество и уровень жизни на­селения, взаимосвязь первоначального накопления и обнищания;

♦ экономическая и профессиональная мобильность, между- и внутри-страновые перемещения рабочей силы, понятие о международном рын­ке труда, особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриот­раслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движе­ние и текучесть кадров;

♦ социология предпринимательства и формы бизнеса, феномен малого и «челночного» бизнеса, их российская специфика, механизмы вовле­чения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом, отношение населения к финансовым институтам, уровень доверитель­ности;

♦ социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе, сравнение планово-административных и свободно-рыноч­ных механизмов распределения национального богатства, обществен­ные фонды потребления и социальная защита населения, формирова­ние экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов, организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.