КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук 7 страница
[1203] Уахатов Б. Қазақтың халық өлеңдері. Алматы, 1974. 270-б. [1204] Қазақ советтік халық әндері. Алматы, 1959. 39-б. [1205] Қазақ әдебиетінің тарихы. Фольклор. Алматы, 1948. 363-б. [1206] Сонда. [1207] Уахатов Б. Қазақтың халық өлеңдері. Алматы, 1974. 279-б. [1208] Қазақтың советтік халық әндері. Алматы, 1959. 44-б. [1209] Социалистік Қазақстан. 1962. 18 февраль. [1210] Қазақ әдебиетінің тарихы. Фольклор. Алматы, 1948. 425-б. [1211] Жұмбақтар (жер жүзіндегі жүзге жуық жұрттардың жұмбақтары) // Әлем балалар әдебиетінің 50 томдығы. Құрастырған Қ.Мырзалиев. Алматы, 2004. 1-т. [1212] Елу ертегі. Алматы, 2006. 21-22-б. 1 Тұрманжанов Ө. Қазақтың мақалдары мен мәтелдері. Алматы, 1959. 2 Сонда. 18-б. 3 Сонда. 19-б. [1213] Сонда. 20-б. 1 Әлімбаев М. Маржан сөз. Алматы, 1978. 8-б. 2 Сонда. 13-б. 3 Сонда. 14-б. 4 Сонда. 33-б. 5 Бұл туралы кеңірек М. Әлімбаевтің «Көңіл күнделігінен» (Алматы, 1980) атты кітабынан оқуға болады. 1 Қазақ әдебиетінің тарихы. Алматы, 1960. 1-т., 1-кітап. 193-215-б. [1214] 1998 жылғы экспедиция барысында Қарағанды облысы, Қарқаралы қаласы, 85 жастағы Байдалин Мырзакелді ақсақалдан жазып алынды. Жинаған – П.Әуесбаева. [1215] Бұл да М.Байдалиннің әңгімесінен. [1216] Деген екен. Құрастырған: М.Ниязбеков. Алматы, 1992. 64-65-б. [1217] Сонда. 27-28-б. [1218] Әуезов М. Әр жылдар ойлары. Алматы, 1959. 240-б. [1219] Қарағанды жұмысшыларының әңгіме-жырлары. Құраст. Д.Шалабеков, З.Жантекеева. Алматы, 1961. [1220] Ел аузынан. Құрастырғандар: Адамбаев Б., Жарқымбаева Т. Алматы, 1989. 332-б. [1221] Ауыл айтқыштары. Құрастырған Елшібек Ж. Алматы, 1993. 52-53-б.
[1222] ӘӨИ қолжазба қоры. 920/41-бума. Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "патология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает раthоs - болезнь, страдание + 1оgоs - учение, наука, а "физиология" - с греческого рhуsis -природа + 1оgоs. Таким образом, "патофизиология" - это наука о жизнедеятельности больного организма. Термин "патологическая физиология" впервые использовал Галлиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)". Словосочетание "патологическая физиология" не совсем удачно. Почему? Термин "патология", "патологический" используется для обозначения нарушений жизнедеятельности организма, обозначения самих этих нарушений, а термин "физиология" обычно относят к нормальным процессам жизнедеятельности. С учетом этих нюансов словосочетание "патологическая физиология", предложенное в 1924 году академиком А.А.Богомольцем и профессором С.С.Халаговым, в некоторых отношениях некорректно, поэтому предпочтительнее пользоваться термином "патофизиология". Наряду с термином "патофизиология" за рубежом в ряде стран используется термин "экспериментальная патология", введенный в свое время Франсуа Мажанди (1783 -1855), Клодом Бернаром (1813 - 1873) и В.В.Пашутиным (1845 - 1901) -основоположниками экспериментального метода в медицине. Итак, что же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология - это раздел, часть медицины - науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой - предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).
Ниже приводится схема, отражающая место патофизиологии среди других медико-биологических и клинических дисциплин.
Предмет и содержание патофизиологии
Патофизиология как и любая другая наука имеет свои предмет и свой метод изучения. Объектом исследования патофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит: во-первых, выяснение общих и частных (конкретных) механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней; во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний; в-третьих, выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления. Таким образом, предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем. Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов: 1. Общая патофизиология. Она включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты
Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) - т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, а) клиницисты изучают болезни на основании клинической симптоматики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному протекающее у различных людей; б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях легких. В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии. Основной целью курса клинической патофизиологии является обучение умению использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных вариантов хирургического вмешательства. Курс клинической патофизиологии предусматривает: - изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций
- выявление взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений; - определение степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного; - умение использовать методы функциональной диагностики для оценки степени нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции жизненных процессов больного; - разработку новых рекомендаций по диагностике и Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит: а) обоснованно выбирать оптимальные методы патогенетической терапии; б) квалифицированно интерпретировать результаты методов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания; в) оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |