Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. По учебно-ознакомительной практике

По учебно-ознакомительной практике

Отчет

студентки I курса заочного отделения выходного дня

факультета психологии

Мосиной Л.К.

Гр. 127

 

 

Москва, 2014 г.

 

Учебно-ознакомительная практика – первая в ряду практик в учебном процессе, призвана дать возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно- исследовательской сфере.

База практики: АНО Социальный центр «Развитие»

Адрес: Б.Сухаревский пер., 6

Тел.: 8(495)607-77-86, 1vitie@gmail.com

Деятельностью центра является организация и проведение культурно-просветительских, досуговых, творческих и спортивных мероприятий, способствующих объединению и взаимопониманию детей и взрослых различных возрастных категорий, а так же между поколениями в семье. Приоритетное направление работы центра - работа с семьями, в том числе с семьями, где есть дети с особенностями развития. Центр ведет свою деятельность по работе с населением в г.Москве с 1993г.

Продолжительность практики: с 26.04.2014 г. по 27.04.2014 г.

Целью практики является первоначальная ориентация в будущей профессиональной деятельности: ориентировка в информационном пространстве профессиональных знаний и ознакомление с практической деятельностью психологов в различных отраслях.

Задачами практики является:
1. Познакомиться с различными видами психологических служб.

2. Уметь понимать цели и задачи профессиональной деятельности психолога данного учреждения.
3. Уметь определять специфику направления практической деятельности психолога данного учреждения (объект, виды профессиональной деятельности психолога).
4. Ознакомиться с правами и обязанностями психолога в данном учреждении, спецификой деятельности психолога в учреждениях различного типа, с рабочим местом психолога.

5. Знакомство с различными методиками работы с группой.

Содержание программы:

1. Работа социального центра: принципы, задачи, деятельность, финансирование. Тренинг актерского мастерства. Знакомство с методом расстановок по Б. Хеллингеру.

Ведущий: Зам. руководителя Антипина Е.А. Актриса, режиссер семейного театра СЦ «Развитие» Быстрова А.П.

В основе работы расстановки лежит тот феномен, что люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Феномен называется «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений. Вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом. Работа ведется при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки, применяются различные техники и ритуалы. Показателем верности решения для данной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле), признаки физического и психического облегчение у клиента.

Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, о том, как работают семейные связи, что разрушает отношения и что позволяет им длиться. Проживает эту ситуацию в расстановке по новому, тем самым приобретая новую модель поведения и новое восприятие.

Этапы расстановки включают в себя запрос, выбор "заместителей" семейных ролей, непосредственную расстановку участников согласно тому или иному сценарию, а также катартическую переработку полученного опыта. Феномен, за счёт которого в рамках системных семейных расстановок происходят значимые личностные изменения, получил название " морфического поля ". Именно оно влияет на то, что заместители в рамках расстановок чувствуют себя так же, как ранее чувствовали себя их прототипы — что и приводит к значимым изменениям в рамках терапии.
Какую именно проводить расстановку - зависит от содержания клиентского запроса:

семейные расстановки - работа с семейными проблемами; сюда же относятся расстановки субличностей (работа с внутриличностным конфликтом) и расстановки линии рода (при прояснении родовых посланий, семейных установок, негативно влияющих на жизнь);

структурные расстановки - позволяют работать с такими явлениями (структурами), как работа, деньги, болезни, страхи и др., к ним же относятся симптомные расстановки;

организационные расстановки - для разрешения проблем в трудовых коллективах;

клиентские расстановки (относятся к орграсстановкам) - расстановки для людей помогающих профессий (врачей, психологов, педагогов, социальных работников). Этот вид расстановки позволяет увидеть отношения того, кто помогает и того, кому помогают. Здесь можно увидеть, насколько действенна и эффективна помощь и скорректировать ее, прояснить истинные мотивы помощи, прояснить цели участников процесса, внести ясность в ситуацию.

тетралеммные расстановки - расстановки для ситуаций принятия решения. Применяются для поиска новых путей решения проблем, при блокировке креативности.

В случае если клиенту некомфортно говорить о своей проблеме на группе, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. Степень открытости своей работы регулирует сам клиент. Вся информация, полученная в консультировании и в процессе расстановки строго конфиденциальна и не подлежит обсуждению.

 

2. Знакомство с методом Психодрама. Креативное рисование.

Ведущий: Психолог, гештальт-терапевт Пелевина Т.Н.

Психодрама - метод психотерапии, созданный Якобом Морено.

Суть метода состоит в разыгрывании разнообразных сцен и ситуаций. У психодрамы есть два основных применения — она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. Естественно, эти применения часто сопутствуют и дополняют друг друга.

Типы психодрамы:

1) Интерперсональная (Социальная, реальная)

2) Иллюзорная (Сюрреалистическая)

3) Интрапсихическая

Классическая психодрама представляет собой терапевтический групповой процесс, использующий инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.

Сессия классической психодрамы, согласно Морено, состоит из 4 стадий: разогрев, действие, шеринг, анализ. Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности (разогрев). Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое. А может быть понять, почему оно не наступает. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем. Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

Заключение:

В ходе текущей практики я закрепила полученные ранее знания о методах психологической работы в группах. Было интересно выступать как в качестве участника, так и в качестве зрителя, проводить совместно с группой анализ и поиск конструктивного решения проблем, выявленных в результате использования изученных методов.

 

 

 

Приложение 1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Катехоламины: введение | Формулы для контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.