Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План и организационная структура занятия




Содержание темы занятия (тезисы основных положений)

КОГЕРЕНТНЫЕ СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ

Под интерференцией понимают такое сложение световых волн, в результате которого образуется устойчивая картина их усиления и ослабления.

Необходимым условием возникновения интерференции служит наличие источников света, которые обеспечивают постоянную во времени разность фаз ∆φ слагаемых волн в различных точках, Волны, отвечающие этому условию, называют когерентными (частный случай, когда частоты равны).

 

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА

Для определения условий min и max вводят понятие – оптическая длина пути: δ = xn, где х - геометрический путь волны, n - показатель преломления среды.

Условия максимума при интерференции наблюдается в тех точках, для которых оптическая разность хода интерферирующих волн равна целому числу длин волн δ = x 1 n 1 - x 2 n 2 = кλ, где к - целое число, λ - длина волны.

Условия минимума при интерференции – когда в данных точках оптическая разность хода равна нечетному числу полуволн

 

δ = (2К+1),

где λ - длина волны

К - целое число.

 

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА В ТОНКИХ ПЛАСТИНАХ

При попадании на тонкую пластину (пленку) луч делится на два: первый – преломляется на границе, затем отражается от нижней границы и выходит в первую среду преломившись; второй – отражается от точки А. Оптическая разность хода δ = 2 lncos λ и для максимума интерференции необходимо

,

для минимума

 

2

i

i

A γ в

l 1

γ

 

м

 

ПРОСВЕТЛЕНИЕ ОПТИКИ

Устройства, увеличивающие долю световой энергии поступающей к регистрирующим устройствам по отношению к световой энергии, отраженной оптической системой, очень важны. Они построены на покрытии оптической системы тонким слоем оксидов металлов так, чтобы для некоторой средней, в данной области спектра, длины волны был минимум интерференции в отраженном свете.

Подобные покрытия называют просветлением оптики, а сами оптические изделия с таким покрытием – просветленной оптикой.

 

ИНТЕРФЕРОМЕТРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Интерферометр – прибор для измерения с высокой степенью точности длин волн, небольших расстояний, показателей преломления веществ и определения качества оптических поверхностей.

Принципиальная схема интерферометра Майнельсона, предназначенного для измерения показателя преломления показана на рис.1

Он относится к двухлучевым интерферометрам.

 

 


Рис.1

 

ПОНЯТИЕ ПРО ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫЙ МИКРОСКОП

Интерференционный микроскоп сочетает в себе двухлучевой интерферометр и микроскоп. Принципиальная его схема показана на рис.2.

 

 


Рис.2

 

ПРИНЦИП ГЮЙГЕНСА – ФРЕНЕЛЯ

Согласно Гюйгенсу, каждая точка волновой поверхности, которой достигла в данный момент волна, является центром элементарных вторичных волн, их внешняя огибающая будет волновой поверхностью в последующий момент времени. Френель дополнил это положение, введя представление о когерентности вторичных волн и их интерференции. В этом обобщенном виде идеи получили названия принципа Гюйгенса – Френеля.

 

ДИФРАКЦИЯ НА ЩЕЛИ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛУЧАХ

Дифракцией света называют явление отклонения света от прямолинейного распределения в среде с резкими неоднородностями.

|АВ| =а

Условие максимума:

|BD|=

 

Условие минимума:

 

 

ДИФРАКЦИОННАЯ РЕШЕТКА И ДИФРАКЦИОННЫЙ СПЕКТР

Дифракционная решетка – оптическое устройство, представляющее собой совокупность большого числа параллельных, обычно равноотстоящих друг от друг щелей. Суммарную ширину щели а и промежутка в между щелями называют постоянной или периодом решетки с = а+в. Главные максимумы возникают при условии c sinL=k λ. При падении на дифракционную решетку белого или иного немонохроматического света, каждый главный максимум окажется разложенным в спектр и k называют порядок спектра.

 

УГЛОВАЯ ДИСПЕРСИЯ И РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

Угловая дисперсия определяет угловую ширину спектра. Численно она равна угловому расстоянию между двумя линиями спектра, длины волн которого различаются на единицу (dλ=1). Разрешающая способность равна отношению длины волны к наименьшему интервалу длин волн, которые еще могут быть разрешены.

Разрешающая способность дифракционной решетки тем больше, чем больше порядок (k) спектра и число штрихов (N).

 

ОСНОВЫ РЕНТГЕНОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА

При падении монохроматического рентгеновского излучения на кристалл под разными углами наибольшее отражение будет для углов, отвечающих условию Вульфа-Брегга. По полученным на фотопленке рентгенограммам можно решить задачу нахождения постоянной дифракционной решетки (в кристалле – постоянная кристаллической решетки). Можно получать рентгенограмму биологических молекул и систем.

 

ПОНЯТИЕ ПРО ГОЛОГРАФИЮ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Интерференционную картину, образованную сложением сигнальной и опорной волн и зафиксированную на светочувствительной пластине называют голограммой. Для восстановления изображения голограмму освещают той же опорной волной.

Метод записи и восстановления изображения, основанный на интерференции и дифракции волн, называют голографией.

В медицине используется ультразвуковая голография, голографический микроскоп.

 

№ п/п Основные этапы, их функции и этапы Учебные цели в уровнях освоения Методы контроля и обучения Методическое обеспечение Время, мин.
           
  Подготови-тельный этап        
1.1 Организа-ция занятия Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию Ассистентский журнал Методические разработки для преподавателей  
1.2 Постановка учебных целей Оглашение темы занятия и ее мотивационная характеристика; постановка общих и конкретных целей занятия, указание на межпредметную интеграцию Устное определение актуальности и профессионального направления данной темы Методические разработки для преподавателей  
1.3 Контроль начального уровня знаний Проверка начального уровня знаний студентов по данной теме, степени их готовности к восприятию материала занятия, указание на связь данной темы с уже пройденными (1 уровень) Устный опрос (по перечню контрольных вопросов); выполнение заданий №1-3 п.7.1 "Метод. рекомендаций для преподавателей" Контрольные вопросы; учебные задания п.7.1 (№1-5)  
  Основной этап        

Продолжение таблицы

           
2.1   2.2 Опрос, объяснение основных положений темы Выполне-ние учебных заданий Студент должен усвоить положения данной темы, знать основные законы и уравнения, уметь использовать их для пояснения биофизических процессов и принципов работы медицинских приборов (уровень 2) Устный опрос (по перечню контрольных вопросов); выполнение заданий №1-5 п.7.2 "Метод. рекомендаций для преподавателей" Контрольные вопросы; учебные задания п.7.2 (№1-5)  
3. Заключи-тельный этап        
3.1 Контроль и коррекция уровня знаний, умений по теме занятия Студент должен уметь применять приобретенные знания для решения типовых и ситуационных задач медико-биологического содержания (уровень 3) Решение типовых и ситуационных задач №1-5 п.7.3 "Метод. рекомендаций для преподавателей" Учебные задания п.7.3  
3.2 Подведение итогов занятия Акцентирование основных положений темы и их связь с последующими темами и дисциплинами Заполнение ориентационной карты действий, выполнение заданий №1-5 п.7.4 "Метод. рекомендаций для преподавателей" Таблица "Межпредметная интеграция" п.3 "Метод. рекомендаций для преподавате-лей", учебные задания п.7.4 (№1-5) "Метод. рекомендаций для студентов", список литературы  

 

Продолжение таблицы

           
3.3 Домашнее задание Объявление темы следующего занятия. Комментарий преподавателя относительно заданий для самостоятельной работы и рекомендованной литературы Заполнение ориентационной карты действий, выполнение заданий №1-5 п.7.4 "Метод. рекомендаций для преподавателей"    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.