Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевернутый мир




Д.Стрэттон

(Резюме)1

Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрительный мир. Эти исследования он проводил в Калифорнийском университете, где основал психологическую лабораторию. Он сам носил очки в течение вось­ми дней на одном правом глазу, левый был закрыт непрозрачным стеклом. Оптический эффект состоял в полном перевертывании зрительного мира обратно и восстановлении правой и левой сторон.

Стрэттон описал сильную мгновенную дезориентацию при одевании очков. Координации между зрением и движениями были совершенно на­рушены. Он ошибался в направлении, пытаясь взять зрительно восприни­маемый объект, и слышал звуки, идущие со стороны, противоположной зри­тельно воспринимаемому источнику. Требовалось большое количество проб и ошибок, чтобы правильно выполнять такие действия, как поднесение вил­ки ко рту. Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к кон­цу восьмого дня образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени он все меньше осознавал, что зрительный мир перевер­нут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова на­блюдалась некоторая степень нарушения ориентировки в прежней, но те­перь казавшейся не совсем нормальной обстановке. К счастью, этот эффект быстро прошел.

Ф.В.Снайдер и Н.Х.Пронка3 повторили этот эксперимент: их испы­туемый носил переворачивающие очки в течение тридцати дней. Перед, во время и после этого периода было проведено большое количество тес-

1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Ми-
халевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 349—352.

2 См. Stratton G.M. Vision Without Inversion of the Retinal Image // Psychol. Rev.
1897. № 4. P. 341—360.

3 Cm. Snyder F.W., Pronko NJ{. Vision With Spatial Inversion. Wichita: University of
Wichita, 1952.



Тема 7. Человек как субъект познания


600
500 -
400 -
зоо -
200 -
200 -
о
15 20 25 30 35 40 45 50 i Б I
о
5 10 л

тов на зрительно-моторные координа­ции. В одном из этих тестов испыту­емый должен был быстро разложить карты по соответствующим ящикам. Регистрировалось время в секундах, уходившее на выполнение этого за­дания. Было проведено семнадцать ежедневных серий по пять проб в каждой до одевания очков, двадцать восемь таких же серий с очками и че­тыре серии после снятия их. Приво­димый график на рис. 1 показывает среднее время в каждой серии. Обра­щает внимание резкое замедление выполнения задания сразу после наде­вания очков, довольно быстрое прис­пособление к ним и очень небольшое

Рис. 1 А — без переворачивающих очков; Б — с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс— камера опытов; ось ординат — время, с

кратковременное нарушение после снятия очков. В конце эксперимента испытуемого спросили, видит ли он перевернутой картину, наблюдаемую из окна высокого здания. Он ответил: «Лучше бы вы не задавали мне этот вопрос. Вещи казались мне правиль­ными, пока вы не спросили о них. Теперь, когда я вспоминаю, как они действительно выглядели раньше, без очков, я должен ответить, что они действительно кажутся теперь перевернутыми вверх ногами. Однако до вашего вопроса я совершенно не отдавал себе отчета, стоит мир прямо или вверх ногами».

Процесс, благодаря которому испытуемый, носящий очки, научается видеть мир правильно, далеко не ясен. Это, конечно, не обычный процесс сознательного, целенаправленного научения. Испытуемый ничего не гово­рит о таком процессе в течение адаптационного периода. Не похоже так­же, чтобы столь сложная задача могла быть решена таким простым спо­собом. Р.Хелд и Дж.Рекош1 на основе своих исследований предложили возможный механизм описанного явления. Их испытуемые, помещенные внутрь большого барабана, смотрели через линзы, искривляющие прямые линии, на случайные распределения точек; последние сплошь покрывали внутреннюю поверхность барабана. Самым замечательным в этом экспе­рименте было то, что распределения точек выглядели через очки точно так же, как и без них, так что испытуемые не подозревали о каких-либо иска-

1 См. Held Д., Rekosh J. Motor-Sensory Feedback and the Geometry of Visual Space // Science. 1963. № 141. P. 722—723.


СтреттонД.М. Перевернутый мир 577

жениях. Каждый испытуемый смотрел на эти распределения в течение по­лучаса в двух условиях: когда он сам ходил по кругу внутри барабана и когда его возили по тому же кругу в специальной тележке.

После экспериментального периода, но до снятия очков испытуемых просили настроить линию, кривизну которой он мог менять с помощью оптико-механического устройства так, чтобы она казалась ему прямой. Степень действительной кривизны линии, о которой испытуемый говорил, что она прямая, служила мерой адаптации его к линзам. У всех испытуе­мых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адапта­ции обнаружено не было.

Из этих фактов следует два вывода. Во-первых, вовсе необязательно знать о пространственных искажениях для того, чтобы адаптироваться к ним; во-вторых, такая адаптация требует самостоятельной моторной ак­тивности. По мнению Холла и Рекоша, эти выводы означают, что про­странственная ориентация в норме базируется на «выученных» связях между импульсами к активным движениям и изменениями сетчаточных проекций в результате последних. Когда характер связей меняется, как это имеет место при переворачивающих или искривляющих очках, не­рвная система каким-то образом тормозит старые и быстро приобретает новые связи.

Низшие животные не способны к столь быстрой адаптации. В 1956 г. Е.Х.Хесс1 вывел цыплят в темноте и надел на них призматические очки, которые смещали объекты в зрительном поле на 7 градусов вправо (или влево). Цыплята так и не смогли приспособиться к этим зрительным смещениям: они непрерывно клевали место, находящееся в 7 градусах вправо (или влево) от зерна.

1См. Hess ЕЛ. Space Perception in the Chick // Sci. Amer. 1956. P. 71—80.

37 Зак. 2652


Р. Ли пер




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.