Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоуважение




До двух лет ребенок хочет толкать свою коляску, контролировать свой мир, что-то чем-то делать. Он одержим свирепой страстью мани­пулировать предметами. Что можно делать с чернилами? С краской? С губной помадой? С бритвенным лезвием? Что можно сделать со шкафом, ящиками бюро, спичками, электрическими выключателями, кошками, со­баками, бабушкиным париком? За несколько минут любознательный двухлетний малыш может разрушить дом.

1 См.: Lee D. Notes on the conception of the self among the Wintu Indians // Journal of Abnormal and
Social Psychology. 1950. Vol. 45. P. 538-543.

2 См.: Отелло. Акт III. Сцена 3. <Перевод Б. Пастернака.>

3 См.: Strunk О. Attitudes toward one's name and one's self// Journal of Individual Psychology. 1958.
Vol. 14. P. 64-67.


Олпорт Г. Развитие чувства Я 163

Эта страсть, отравляющая жизнь всем родителям, не является пря­мым отражением самости. Это просто нормальные познавательные отно­шения между ребенком и окружением — «исследовательское влечение», если хотите. Чувство Я обнаруживает себя, когда эта деятельность нару­шается.

Двухлетний малыш пришел в ванную вместе с отцом, чтобы умыть лицо. Сказав «дай мне», он попытался повернуть вентиль. Не получилось. Он упорствовал, но безуспешно. Некоторое время отец терпеливо ждал, но в конце концов «помог» ребенку. Разразившись криками протеста, ребе­нок выбежал из ванной и отказался умываться. Отец все испортил.

Подобное часто случается в этом возрасте. Когда исследовательская склонность фрустрирована, ребенок ощущает, что это бьет по его самоува­жению. Помеха для эго унижает и вызывает гнев. Ребенок начинает остро сознавать себя как Я. Это поведение так заметно, что некоторые психологи говорят: потребность в автономии — выдающийся признак самости на втором и третьем годах жизни1.

Негативизм. Таким образом, рост самосознания достигает крити­ческой стадии в возрасте около двух лет. Один из симптомов — это со­противление кормлению, одеванию, наведению порядка, т.е. почти всему, чего хотят родители. Леви изучал этот тип «оппозиционного поведения» примерно на 1000 детей, приведенных в клинику для медицинского об­следования и тестирования. Первые признаки негативизма (обычно кри­ки: «Нет! Нет!») появляются в половине случаев к восемнадцати меся­цам, а негативный образ действий может продолжаться до четырех лет2. Один мальчик, которому еще не исполнилось трех лет, специально наве­стил бабушку, перейдя через улицу, чтобы заявить (без всякого повода): «Бабушка, я не буду».

Ребенок этого возраста рассматривает почти любое предложение взрослого как потенциальную угрозу своей целостности. И потому у него развивается обобщенная привычка говорить «нет», даже если он, подумав, ответил бы «да». Защищая пробуждающуюся самооценку, он предпочита­ет заранее сопротивляться любому предложению взрослых (так безопас­нее). В этой связи можно отметить, что есть взрослые, похоже, сохранившие детскую черту негативизма. Они хронически контрвнушаемы, французы сказали бы, что они contredisant3. На каждое предложение они отвечают сопротивлением, на каждый аргумент — контраргументом. Подобно дош­кольнику, они, кажется, боятся, что если не будут так поступать, то на них как-то «наступят».

1 См.: Erikson Е. H. Identity and the life cycle // Psychological Issues. 1959. Vol. 1. № 1.

2 См.: Levy D. M. The early development of independent and oppositional behavior // Midcentury
psychiatry. Springfield (111): Charles C. Thomas, 1953. Ch. 5; см. также: Ausubel D. P. Negativism as a phase
of ego-development // American Journal of Orthopsychiatry. 1950. Vol. 20. P. 796-805.

3 Противоречащий (фр.).


164 Тема 14. Развитие личности

Будучи негативистом, ребенок двух лет, однако, не склонен к со­перничеству. Только к трем годам он может научиться «обгонять дру­гих». Между тремя и четырьмя годами около половины детей овладева­ют значением выражения «я тебя побью». Мы можем смело сказать, что в нашей культуре самоуважение приобретает соревновательный привкус к шести-семи годам. В других культурах это не так. Антропологи гово­рят, что наряду с культурами, где индивидуальная конкуренция очень сильна, есть культуры, где невозможно вызвать соперничество внутри группы. Индивидуум идентифицирует самоуважение с уважением сво­ей группы1.

Однако в западных культурах индивидуальное самоуважение и себя­любие настолько заметны и распространены, что многие авторы объявля­ли беззастенчивый эгоизм высшей чертой человека. На этом допущении были выстроены целые философии (Гоббса, Ницше, Штирнера, Ле Дантека и многих других). Подобным образом, некоторые современные психологи утверждают, что главная цель всех наших действий заключается в поддер­жании как можно более высокого «уровня эго» (т.е. нашего самоуваже­ния)2. Уильям Джеймс однажды сказал, что больше всего человек жаждет восхваления3.

Только подумайте, какая большая часть нашей социальной жизни сосредоточивается вокруг самоуважения. Заставить человека почувство­вать стыд — значит разбить его самоуважение. И наоборот, проявить такт — значит избежать нанесения обиды эго. Если мы не проявляем такт, результатом оказывается возмущение — импульсивное утверждение обиженного самоуважения. Близко связано с этим общее переживание смущения (называемого самосознанием), означающее, что наше эго выстав­лено напоказ. Заметный пример этого — боязнь сцены. Гордость — это один общепринятый синоним самоуважения, самолюбие — другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.