Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юнион сквер плаза, торговая ассоциация'. 131 страница




Но когда правилами игры становятся безразличие и безгласность, общество превращается в беззащитную жертву коррупции, обреченную на неизбежное самоуничтожение.

Ссылаясь на историю древних народов, подвергшихся всякого рода напастям и невзгодам, Коран задается вопросом, почему в те далекие времена не нашлось праведных людей, наделенных достаточным знанием и могуществом, чтобы предотвратить распространение порока не земле.

Роль (улу бакийа), богобоязненных лидеров в предотвращении гибели общества столь существенна, что без них, пожалуй, общество лишилось бы шансов на выживание. Именно эта мысль содержится в настоящем аяте.

Как об исключении из общего правила Коран говорит о том, что «…оказалось совсем немного людей… коих мы и спасли». Этот узкий круг людей следовал правилу убеждать других вершить добро и отвращать их от зла, однако число их было столь ограниченно, что их попытки реформировать общество были обречены на неудачу. В качестве примера можно вспомнить Лота и его небольшое семейство, Ноя и малое число его приверженцев, Салиха и его немногих сторонников. Нечестивцы, составлявшие большинство этих народов, продолжали предаваться излишествам и, исполненные гордыни и пресытившиеся удовольствиями, не чурались никаких грехов и пороков.

Их безмерное богатство и гедонизм порождали самые отвратительные извращения. Речь идет, в первую очередь, о зажиточных семьях, которым их собственное безоблачное существование мешало осознать общественные реальности и ввергало в грех, оставляя их в невежестве относительно истинных человеческих ценностей.

И если 114 аят посвящен молитве, то в настоящем аяте речь идет о том, чтобы убедить других не творить зло. Здесь было бы уместно упомянуть некоторые из аятов Священного Корана, где говорится о молитве и убеждении людей совершать добродетельные поступки и не творить зло.

Так, в Коране говорится:

А. «…твори молитву обрядовую, ведь оберегает она от поступков мерзких и предосудительного» [93].

Б. «Воистину, устраняют деяния добрые деяния дурные» [94].

В. «Твори молитву обрядовую, зови к добру, отвращай [людей] ото зла…»[95]

Г. «[Помогает Господь] тем, кто, если упрочим Мы его на земле, будет совершать молитву обрядовую, раздавать закят, призывать к деяниям благим и удерживать от дурного» [96].

Таким образом, высшая ответственность ложится на тех, кто наделен знанием и властью, а результатом реформирования общества должно стать избавление от Господнего гнева и снискание Его милосердия. Непосредственной причиной гибели предыдущих поколений человечества стало их безразличие и неспособность убедить людей не творить зла, не угнетать других, не предаваться роскоши и пороку. Мы надеемся, что Бог, возможно, убережет нас, наших детей и грядущие поколения наших потомков от грехопадения и гибели.


сура худ
Аят 117

وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ﴿١١٧﴾

117. Не станет Господь твой губить несправедливо [жителей] городов, если добродетельны они.

Комментарий

Бог не обрушивает на общество Свой гнев, когда в его среде есть люди, способные раскаяться и исправить свои ошибки. Заметим, кстати, что недостаточно быть богобоязненным самому, но нужно и других поощрять к праведной жизни. Подчеркивая эту мысль, Коран отмечает, что Господь уничтожил народы древности из-за того, что в их среде не было праведных реформаторов. И не следует думать, что Всевышний по собственной прихоти, без всяких на то оснований решил уничтожить сложившиеся общины, несмотря на все их попытки очиститься от скверны. Если общество погрязло в нечестии, но нашло в себе новые силы и изъявило желание перестроиться и изменить свою жизнь, то у него есть все основания для того, чтобы продолжать свое существование. Но если оно продолжает творить нечестие и не пытается изменить себя, очистить себя от груза совершенных злодеяний, то нет и никакого смысла в его дальнейшем бытии.

сура худ
Аят 118

وَلَوْ شَآءَ رَبُّكَ لَجَعَلَ النَّاسَ اُمَّةً وَاحِدَةً وَلا يَزَالُونَ مُخْتَلِفِينَ ﴿١١٨﴾

118. Если бы захотел Господь твой, Он сделал бы людей одной общиной. [Но не понимают этого люди] и не перестают пребывать в разногласиях,

Комментарий

Божественным Провидением человек был создан свободным в выборе своих идей и убеждений. Свобода человека в выборе образа мышления и уклада жизни неоднократно подчеркивается в Священном Коране. Это следует понимать так, что, хотя Бог и ведет человека к Себе, Он не навязывает ему Своей воли с помощью силы. Он не велит Святому Пророку (да благословит Аллах его и род его!) заставлять людей, а лишь требует, чтобы Пророк напоминал людям об их долге перед Богом и указал им истинный путь к Нему. «Так наставляй же, ведь наставник ты. Но не распорядитель ты над ними» [97]. То есть не нужно добиваться устранения индивидуальных различий, связанных со складом ума человека, его физическими особенностями, персональными взглядами, страстями и сердечными привязанностями, и не следует ограничивать свободу воли человека.

Бог наставляет на путь добродетели таким образом, чтобы человеческая природа, отличая добро от зла, очищала себя изнутри, и для этой цели Он посылает пророков (да будет мир с ним!), чтобы они направляли человечество. Человек сам, добровольно выбирает свой путь — путь правды и добродетели или путь нечестия и греха. Именно с этим связано упоминание здесь важного правила, которому следовал Бог, создавая человечество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.