Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика. Занятие 4




 

Тесты специальных способностей

В зарубежной литературе принято классифицировать специальные способности по:

1) по видам психических функций (моторные, сенсорные);

2) по видам деятельности (технические, конторские, музыкальные, художественные).

Тесты на моторные способности. Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев рук, тремора, точности мышечного усилия и т.д.

Для выполнения большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, но существуют и бланковые методики.

Например, это тест ловкости пальцев О'Коннора, тест ловкости Стромбега, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест ловкости манипулирования.

Тест ловкости мелкого манипулиования Крауферда. Стимульный материал – деревянная доска с двумя отсеками. В каждой секции 48 отверстий, в одном отсеке отверстия имеют резьбу. К каждому отверстию подходят стержни, колечки, шурупы, пинцет и отвертка. В начале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко. Во второй части теста испытуемый должен завернуть шурупы в отверстия с резьбой с помощью отвертки. Учитывается время выполнения теста и количество ошибок-пропусков.

Методы диагностики сенсорных способностей выросли из экспериментальных исследований восприятия. Чаще всего это диагностика зрения и слуха. Используют для клинического исследования, а также при профотборе военного и промышленного персонала (ЖД, летчики и т.п.).

Тесты зрения измеряют остроту зрения, различительную чувствительность, цветоразличение, восприятие глубины и мышечного баланса глаз. Самый популярный тест – таблицы Снеллена, тест Орто-Рейтора.

Для диагностики слухового восприятия используются тесты на остороту слуха, выделение сигнала из фона, наполненного шумами, реакция на звуки повышенной громкости, на различение гомкости, тембра, высоты звуков.

Тест музыкальной одаренности Сишора включает в себя задания на восприятие силы, интенсивности и тембра звука.

Тесты технических способностей – тест Биннета – состит из вопросов, для ответа на которые надо понимать общие технические принципы, встречающиеся в обыденных ситуациях.

Тесты конторских способностей – диагностируют аккуратность, скорость восприятия информации, речь, информированность в определенной области, словарный запас и т.д.

 

Креативность и ее диагностика

Креативность можно отнести к общим способностям, так как она отражает расположенность человека к созданию нового, оригинального продукта в разных сферах своей деятельности.

Терстоун, Гилфорд рассматривали креативность как способность создавать новые идеи, связывая ее с творческими достижениями.

Существует несколько наравлений в изучении креативности, и одно из них нацелено на определение креативности через оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей.

Гилфорд, начиная с 1954 года, выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность:

беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых;

любознательность;

способность к разработке гипотезы – логическая независимость реакции от стимула;

фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.

Эти способности Гилфорд объединил понятием дивергентного мышления. Такое мышление проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена и раскрыта, и когда не существует заранее прописанного пути мышления (в отличие от конвергентного мышления, которое ориентируется на известное подходящее решение).

На креативность также влияют личностные особенности.

Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам личности, которые включены в творческий процесс. Выделяют также личностные черты, отличающие креативных людей от некреативных: самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнание социальных ограничений и чужих мнений. Личностные особенности юных и взрослых креативных индивидов совпадают.

Возможность диагностики креативности на ранних этапах развития для прогноза эффективности деятельности существует.

Тесты креативности – создан Гилфордом, Южно-калифорнийские тесты дивергентной продуктивности – 14 тестов. В первых 10 от испытуемых требовалось дать устный ответ, в остальных – составить ответ на основе изображения. Тесты ориентированы на взрослых и учащихся старших классов, стандартизация проводилась на малых выборках, надежность и валидность низка.

Наиболее распространенным тестом является тест Торренса. Это набор из 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батареи.

Вербальный тест разработан для детей от 5 лет и взрослых (7 субтестов) – переведена на русский язык, но не проверена.

Изобразительная батарея – фигурный тест Торренса – переведен, стандартизирован для русской аудитории. Предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет, имеет две формы – форму А и форму Б. Состоит из субтестов: «закончи рисунок».

 

Тесты достижения

Тесты достижений – это группа методов психолого-педагогической диагностики, выявляющих уровни овладения испытуемыми различными знаниями, умениями и навыками.

Отличия тестов достижений от интеллектуальных тестов:

1) тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизированных курсов обучения при частично известных и контролируемых условиях, тогда как тесты интеллекта диагностируют влияние разного опыта повседневной жизни при неизвестных и малоконтролируемых условиях;

2) тесты достижений дают оценку результатам, достигнутым индивидом по завершению обучения, тогда как тесты интеллекта чаще направлены на прогнозирование результатов деятельности.

Преимущества тестов достижений перед традиционными методами оценки знаний:

тесты достижений просты в проведении;

скорость проведения;

скорость обработки результатов;

объективность;

единообразие и независимость от случайных факторов.

Тесты достижений делят на 3 вида:

1. Батареи общих достижений – определение общих результатов образования, реализуемых виде знаний, умений и форм поведения, охватываемых обучением.

2. Стандартизированные тесты по конкретным областям знаний – ориентированы на охват целостных завершенных курсов обучения в школе и вузе.

3. Тесты локального предметного содержания – не имеют норм, создаются как для всего курса, так и для отдельных тем.

Общие подходы к разработке тестов достижений:

Целесообразно выбрать форму заданий с предписанными ответами, т.е. задания закрытого типа. Такие задания имеют несколько разновидностей: идентификация, перестановка, установление связей, выбор альтернативы и т.д.

Тестовое задание состоит из двух частей: вопрос и варианты выбора. Неправильные ответы называют дестракторами, они призваны играть отвлекающую роль.

Правила составления тестовых заданий:

1) задания должны быть ориентированы на проверку знаний соответствующей дисциплины, на преоделение степени владения практическими навыками, принципиально важными для освоения курса;

2) совокупность заданий должна охватывать законченный курс предмета;

3) следует избегать включения в тестовые задания вопросов,которые в учебном курсе изложены слабо, неточно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.