Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала




Характеристика основных подходов к исследованию личности

 

Психодиагностика личности связана с теоретическими представлениями о сущности этого понятия. Многообразие подходов к определению структуры личности находит отражение в разнообразии авторских концепций психодиагностических методик. В целом, в психодиагностике личности можно выделить три методических подхода к исследованию личности: системный, универсальный и проективный.

Системный подход связан с последовательным изучением системы свойств каждого уровня психической регуляции с помощью соответствующих методик и интеграции этих свойств в целостное описание личности. Этот подход основан на представлении о структуре личности как иерархической системе личностных свойств в соответствии с уже известным и принятым в литературе различением трех уровней психической регуляции – организмического, индивидного и личностного.

Универсальный подход связан с изучением определенного набора личностных свойств с помощью многофакторных опросников, которые основаны на конкретных авторских концепциях личности. Универсальный подход включает несколько принципиально различных видов тестирования: 1) на основе исследования черт личности; 2) на основе определения принадлежности к психологическому типу; 3) психосемантические методы исследования.

Проективный подход связан с использованием методов, направленных на выявление неосознаваемых аспектов личности, раскрытие внутреннего мира, и основанных на психологической интерпретации результатов проекции, вызванной неопределенным и неоднозначным стимульным материалом.

 

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования результаты тестирования, как правило, представлены в первичных оценках - «сырых» баллах. Дальнейшая обработка первичных оценок включает несколько этапов:

1) преобразование в стандартные величины;

2) расчет коэффициентов или суммарных показателей;

3) построение «профилей личности»;

4) описательное обобщение;

5) соотнесение с определенной теорией личности;

6) интерпретация.

Количественная оценка полученных результатов в виде стандартных величин, коэффициентов и профилей требуется для интерпретации, основанной на статистическом подходе к обобщению данных исследования, который предусматривает учет объективных, формализованных критериев. Роль субъективного суждения здесь сводится к минимуму, а прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических отношений.

Другой подход – клинический – опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к субъективному суждению и профессиональному опыту.

В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов к обобщению данных исследования и интерпретации материала, важнейшим компонентом которой является соотнесение описательного обобщения с конкретной теорией личности, в рамках которой будет построена интерпретация. Это позволяет целостно представить структуру личности испытуемого, а также наиболее обоснованно, в соответствующих понятиях раскрыть психологическую сущность изучаемого явления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.