Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гл а в а 7 4 страница




По мнению Г. Блумера, именно непредвиденная и часто непред­намеренная перестройка социальной проблемы, происходящая при


6.4. «Конструирование» социальных проблем

осуществлении официального плана действия, является самым важ­ным, но и самым непонятным и менее всего исследованным аспек­том в сфере социальных проблем. Предложенная им схема практи­чески универсальна, наглядно демонстрируя процесс прохождения любой проблемы в современном обществе через различные стадии осознания и определения до выработки решений и их осуществления, в которых огромна роль масс-медиа.

Предложенный Г. Блумером подход развит в конструкционизме, основные идеи которого сформулированы американцами М. Спек-тором и Дж. Китсьюзом в 70-е годы XX в. Базовое положение то же, что и у Блумера: они предлагают отказаться от понимания социальных про­блем как объективно существующих условий в пользу их понимания как риторики, определяя социальные проблемы как деятельность инди­видов или групп по выражению недовольства и выдвижению утвержде­ний—требований относительно некоторых предполагаемых условий. Выд-вижение утверждений—требований авторы определяют как риторику требовательного характера, в которую включены акты демонстратив­ного свойства, подчеркивающие обеспокоенность общественного мне­ния, выразителем которого выступают СМИ. Для конструкционизма именно обеспокоенность общественности и обсуждение ею выдвигае­мых утверждений—требований является социальной проблемой.

Среди журналистов весьма часто встречается представление, бытующее в повседневном сознании и демонстрируемое традицион­ным социологическим подходом к социальным проблемам. Для по­нимания отличия конструкционистских приемов ее рассмотрения об­ратимся к табл. 1, где предложены комплексы исследовательских воп­росов по общественно значимой теме — злоупотребление алкоголем.

Если с позиций традиционного объективного подхода к пробле­ме алкоголизма важными являются вопросы о численности алкого­ликов, отом, почему люди становятся ими, и т.п., то для конструкци-ониста важна степень общественной озабоченности; формулирова­ние утверждений—требований, делающих проблему алкоголизма пред­метом общественного внимания; представления об алкоголиках; что делается для того, чтобы эти утверждения выглядели убедительными; как общественность и политики реагируют на эти утверждения—тре­бования; какие изменения с течением времени претерпевают эти ут-


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

верждения, т.е. какова их судьба, напрямую связанная с судьбой соци­альной проблемы алкоголизма.

Таблица 1

 

Исследовательские вопросы
Традиционный подход Конструкционизм
Каков масштаб данной социальной проблемы? 1. Каковы масштабы потребления алкоголя в обществе? 2. Каковы социальные последствия массового употребления алкоголя в значительном количестве? 3. Каковы причины и факторы, способствующие возникновению данной проблемы? 4. Каковы социальные функции употребления спиртного? 5. Что могло бы способствовать сокращению употребления алкоголя? Представляет ли массовое употребление алкоголя социальную проблему? 1. Является ли широко распространенное употребление алкоголя предметом общественного внимания и беспокойства? 2. Кто конструирует социальную проблему массового потребления алкоголя? 3. Каким образом конструируется данная проблема? 4. В какой степени в конструировании данной проблемы участвуют СМИ? 5. Насколько успешными являются попытки сконструировать данную проблему? 6. Как общественность и политики реагируют на утверждения о необходимости действовать с целью изменения ситуации?

Источник: Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами мас­совой коммуникации. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. С. 56.

Именно вопрос о том, что происходит с социальной проблемой после появления официальной реакции оказывается наиболее значи­мым с точки зрения ее решения, ибо в нем концентрируется то, что имеет место после определения и осуществления официальной поли­тики. Как правило, должностные инстанции реагируют на выдвиже­ние утверждений—требований рутинным способом: созданием осо­бых правительственных комиссий, традиционно формируемых из представителей правящей элиты. Целью деятельности комиссий яв­ляется выработка (на основе анализа мнения заинтересованных сто-


6.4. «Конструирование» социальных проблем

рон) рекомендаций — процедура, занимающая обычно длительное время, в течение которого могут измениться начальные условия. Ре­акция правительства на предложенные рекомендации может быть как позитивной, так и негативной, но сам рекомендательный характер предложений позволяет часто пренебрегать ими, не становясь дей­ствием. Тогда заинтересованная группа может решиться на самостоя­тельные действия, используя для этого СМИ.

6.4.3

Публичные арены и их «пропускная способность»

Одной из наиболее влиятельных теорий, разработанных в рамках кон-струкционистского подхода является концепция публичных арен Сти­вена Хилгартена и Чарлза Боска1, выдвинувших идею конкуренции между социальными проблемами за обладание ограниченными ресур­сами общественного внимания и пропускной способностью масс-ме­диа как одной из основных арен публичного дискурса. В рамках этой теории ее создатели попытались ответить на вопрос, почему из огром­ного количества значимых для общества ситуаций одни воспринима­ются как проблемы, привлекая внимания общественности, журнали­стов и политиков, т.е. обладают статусом социальных проблем, в то время как другие, не менее опасные, этого состояния не достигают? Положения, предложенные Хилгартеном и Воском, имеют принци­пиальное значение, фиксируя механизмы формирования повестки дня, поэтому они будут приведены полностью.

1. Социальная проблема — это предполагаемая ситуация, на ко­торую «наклеивается ярлык»2 проблемы на аренах публичного обсуж-

1 Hilgarten S., Bosk C.L. The Rice and Fall of Social Problems: A Public Arenas
Model // American Journal of Sociology, 1988. Vol. 94 (1). P. 53-78. (рус. пер.: Хил-
гартен С, Боек Ч.Л.
Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных
арен//Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань: Изд-
во Казанского университета, 2000. С. 18-53).

2 Теория «наклеивания ярлыков» (labelling theory) возникла в социологии в
60-е годы XX в. для объяснения отклоняющегося (девиантного) поведения, опре­
деляемого в качестве такового обществом в рамках социального контроля. Деви-
антность — не свойство того или иного действия, но результат реакции на него
других, причем «наклеивание ярлыка» порождает или усиливает девиантность.


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

дения и действия, т.е. ситуация, определяемая как вредная, опасная или угрожающая.

2. Степень внимания к проблеме со стороны общества является результатом коллективного определения.

3. Социальные проблемы как таковые конструируются на публич­ных аренах, где осуществляется обсуждение, отбор, определение и фор­мулирование, драматизация, оформление и представление их, а успех социальной проблемы зависит от количества уделяемого ей внимания.

Публичными аренами являются исполнительная и законодатель­ная ветви власти, суды, средства массовой коммуникации — телеви­зионные службы новостей, телевизионные фильмы и ток-шоу, жур­налы, газеты и радио, книги по социальным вопросам, а также кино, организации, занимающиеся проведением политических кампаний, научные сообщества, религиозные организации, профессиональные общества и частные фонды. В рамках этих институтов обсуждаются и отбираются социальные проблемы, осуществляется их определение и формулирование, позволяющие оформить проблему и в сконструи­рованном виде представить ее общественности.

4. Особое значение имеет представление о пропускной способно­сти средств массовой коммуникации — понятии, имеющем решаю­щее значение для функционирования масс-медиа (вспомним извест­ную статью Уайта начала 50-х годов XX в., в которой продемонстирова-но, что только 10% информации доходит до потребителя). Для Ч. Боска и С. Хилгартена именно пропускная способность масс-медиа являет­ся реальным ограничителем, показателями которой выступают ми­нуты эфирного времени в теле- и радиовещании, объем полос печат­ных изданий — для газет и журналов.

5. Вывод авторов: пропускная способность масс-медиа слишком мала, чтобы они могли представить общественности все многообра­зие социальных проблем, а число представляемых определяется не реальным количеством вредных или опасных ситуаций в обществе, но лишь пропускной способностью СМИ.

Результатом именно этого естественного ограничения и являет­ся постоянная конкуренция социальных проблем за общественное внимание в информационном пространстве, формируемом СМИ: как за возможность включения в повестку дня, так и за сохранение в ней


6.4. «Конструирование» социальных проблем

на определенный период времени. Чем меньше пропускная способ­ность того или иного информационного средства, тем интенсивнее конкуренция между проблемами: поскольку пропускная способность телевидения значительно уступает аналогичной способности печат­ных изданий, в этом пространстве царит повышенная конкуренция.

«Судьбу» социальной проблемы на публичных аренах, по мне­нию Хилгартена и Боска, определяет именно процесс крайне жестко­го отбора в ходе конкурентной борьбы, не связанный напрямую со степенью распространенности самой проблемы, степенью наносимого ею общественного вреда. Исчезновение конкретной проблемы из ин­формационного пространства не всегда означает улучшение ситуации, но свидетельствует лишь о ее вытеснении из сферы общественного внимания — авторы обозначают это понятием «упадок» —другой, ока­завшейся более сильной, т.е. «успешной», проблемой. Самым ярким примером последних лет является проблема терроризма.

Основной вопрос в этой связи С. Хилгартен и Ч. Боск формули­руют следующим образом: каким критериям должна соответствовать социальная проблема, чтобы стать успешной, т.е. выиграть в конкурен­ции с другими? Они перечисляют принципы отбора, используемые СМИ и определяющие вероятность появления в информационном про­странстве тех или иных социальных проблем. К ним отнесены: драма­тичность, новизна, культурные предпочтения, политические пристрас­тия. Все эти принципы являются универсальными, в каждом из них содержится весьма значимый элемент оценки, уровень которого опре­деляется наличными практиками журналистской деятельности.

Окончательный вывод авторов заключается в следующем: соци­альные проблемы конструируются отнюдь не общественностью, а со­обществами функционеров публичных арен, могущих «приватизиро­вать» ту или иную проблему (это вновь возвращает нас к необходимос­ти анализа практик журналистской деятельности; см. гл. 7).

«Усталость сострадать»

Новым эффектом воздействия масс-медиа на аудиторию стало явление, получившее название «усталости сострадать» (compassion fatigue), русским


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

эквивалентом которого является понятие эмоционального выгорания, предложенное отечественным исследователем И.Г Ясавеевым.

В свое время П. Лазарсфельд и Р. Мертон, говоря о «наркотизиру­ющей дисфункции» средств массовой коммуникации1, выдвинули пред­положение о том, что СМК могут вести к потере чувствительности к социальным проблемам, т.е. к эмоциональной усталости в отношении них. Человеческое сознание «привыкает» ко всему, и, как отмечает один из исследователей, «жалкий образ вымазанной нефтью чайки или мер­твого солдата бледнеет после того, как видишь это в десятый раз»2.

Одним из первых трудов в этой области, построенном на дан­ных репрезентативного эмпирического исследования, является работа американских социологов К. Кинник, Д. Крэгмона и Г. Камерона «Ус­талость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в от­ношении социальных проблем»3. Проблема усталости от сострадания, по их мнению, является неотъемлемым спутником современных средств массовой коммуникации, выступая как побочный результат новостной информации.

Сам термин «усталость сострадать» впервые возник в исследо­ваниях опустошенности (burnout), испытываемой людьми, профес­сия которых заключается в оказании помощи другим, для обозначе­ния ослабления естественного чувства сострадания по отношению к пациентам (клиентам), находящимся в трудном положении. Однако в последние годы это понятие стало применяться в популярной прес­се для описания более широкого социального явления — охлаждения (numbing) интереса общественности к социальным проблемам. Од­ной из причин роста усталости общества называется безжалостное ос­вещения средствами массовой коммуникации человеческих трагедий.

1 Lazarsfeld P. F., Merton R. К. Mass Communication, Popular Taste and
Organized Social Action // L. Bryson (ed.). The Communication of Ideas. N. Y.-. Harper
and Brothers, 1948. P. 95-118.

2 Downs A. Up and Down with Ecology: The «Issue-Attention Cycle» / D.L.
Protess, M. McCombs (eds.) /Agenda Setting: Readings on Media, Public Opinion
and Policymaking. Hillsdale; N. J.: Laurence Erlbaun, 1991. P. 32.

3 Kinnick K.N., Krugman D.M., Cameron G.T. Compassion Fatigue:
Communication and Burnout toward Social Problems // Journalism and Mass
Communication Quarterly. Vol. 73. N 3 (Autumm 1996).


6.4. «Конструирование» социальных проблем

Как сетуют авторы одной из таких работ, «простое соприкосновение посредством массовой коммуникации с человеческим страданием больше не вызывает с той же непреложностью, что и раньше, обще­ственного осознания этого страдания, поскольку чрезмерная подвер­женность сообщениям о насилии и отчаянии притупляет чувства и приводит к воздвижению вокруг себя стены равнодушия»1.

Под состраданием понимается эмоциональная реакция, возникающая у социализованного человека в результате эмпатии как естественной, непроизволь­ной реакции на страдания других людей, вызывающих сочувствие. Эмпирические данные свидетельствуют, что вид чужих страданий порождает негативный аффект, при котором «наблюдатель» чувствует себя огорченным, расстроенным или мо­рально оскорбленным (очевидно, это предполагает высокую нравственность).

Эффективность повторения сообщений о социальных проблемах имеет свой предел. Общественное внимание в конечном счете достигает пороговой точки, за которой дальнейшие сообщения о проблеме уже не могут вызвать зна­чительного интереса к данному вопросу, что связывается с насыщением много­численных коммуникационных каналов чрезмерным количеством негативных сообщений.

Феномен насыщения, обнаруженный этими исследованиями, демонстрирует существование психологического порога — некой точ­ки, за которой дополнительные сообщения не приносят желаемого результата. Пресыщение информацией приводит к отрицательным эффектам, которые могут быть измерены по эмоциональным, уста­новочным и поведенческим реакциям индивидов на эту проблему. (Аналогичный отклик вызывают и постоянно повторяющиеся сооб­щения рекламного характера. Исследователи показывают, что рекла­ма, первоначально пробуждающая позитивный отклик, после много­кратно повторяемых показов может порождать негативную реакцию2).

Характерными чертами средств массовой коммуникации, кото­рые, как предполагается, способствуют возникновению усталости к состраданию, являются их вездесущность в повседневной жизни и

1 Meunshow S., Gilfillan S. Social Policy and Media // E. Zigler, Sh. Kagan, E.
Klugman (eds.) / Children, Families and Government: Perspectives on American Social
Policy. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1983. P. 238.

2 Ray M., Sawyer A.G., Strong E.C. Frequency Effect Revisited // Journal of
Advertising Research. Vol. 11 (February 1971).


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

журналистские ценности, определяющие содержание новостей и, та­ким образом, влияющие на представление социальных проблем.

Вездесущность рассматривается в качестве определяющей чер­ты современных масс-медиа и одним из оснований их власти. Повсе­местности массовой коммуникации способствуют разрастание ком­муникационных каналов и «одинаковость» сообщений различных ка­налов, в частности информационных. В социологической литературе описывается «эффект стадности» средств массовой коммуникации (media «bandwagon effect»), когда отслеживание различными средства­ми массовой коммуникации сообщений, передаваемых другими, при­водит к такому содержанию программ, что «становится невозможным включить новости или открыть газету и не встретиться с еще одним сообщением о той же самой плохой новости». Подобная вездесущ­ность может вести к нормализации социальных проблем, описывае­мой в одной из редакционных статей о насильственных преступлени­ях: «Такие события стали казаться нам нормальными, всего лишь еще одной стороной жизни в Америке», и больше не способны шокиро­вать людей.

Ценности и практики, определяющие содержание новостей. Ис­следования массовой коммуникации говорят о том, что современные ценности и практики, определяющие содержание новостей, имеют прямое отношение к феномену усталости сострадать. Научная лите­ратура описывает, в частности, четыре соответствующих фактора: ак­цент на сенсационном, преобладание «плохих новостей», неспособ­ность представить контекст социальных проблем и представление проблем, а не решений.

Желание привлечь потребителей массовой коммуникации ведет к тому, что предпочтение отдается не хроническим, но, может быть, более серьезным проблемам, а конфликту, насилию и кризисам, а так­же социальным проблемам, визуально драматичным и значимым для большого числа людей. Таким образом, масс-медиа склонны прида­вать социальным проблемам характер сенсаций, представляя их в ка­честве кризисов, имеющих ошеломляюще крупный масштаб.

В то же время данные опросов общественного мнения постоян­но показывают существование у людей ощущения, что им сообщает­ся слишком много плохих новостей. При этом респонденты больше


6.4. «Конструирование» социальных проблем

обеспокоены объемом плохих новостей, а не самими новостями та­кого рода, которые находят одновременно увлекательными и оттал­кивающими. Синдром плохих новостей обостряется склонностью средств массовой коммуникации представлять проблемы, но не их решения, способствуя возникновению среди потребителей сообще­ний массовой коммуникации ощущения бессилия. Сообщая новости, масс-медиа часто пренебрегают «мобилизующей информацией» — предложениями по поводу необходимых действий, останавливаясь на этапе констатации, что усиливается представлением о традиционных институтах власти как неэффективных, а потому и неспособных ре­шать социальные проблемы.

В результате демонстрации невнимания властей к решению со­циальных проблем (реального или мнимого) масс-медиа подавляют активность людей, показывая «нескончаемую вереницу событий, ко­торые, как ожидается, вызовут у них ту или иную реакцию, но повли­ять на которые они сами не в состоянии», и способствуют возникно­вению ощущения бессилия, которое, в свою очередь, может сдержи­вать поиск информации и межличностную коммуникацию.

Наконец, масс-медиа часто пренебрегают освещением контек­ста или углубленным рассмотрением социальных проблем, представ­ляя их посредством освещения событий, а не того, что эти события означают. Тот факт, что большинство средств массовой информации не имеет специальных рубрик (beats), посвященных социальным про­блемам, а последние могут не соответствовать традиционным рубри­кам газет и журналов, часто означает, что содержание новостей, каса­ющихся социальных проблем, отражает работу журналистов, лишь по­верхностно знающих суть дела.

Таким образом, в исследованиях массовой коммуникации вы­явлен ряд переменных, объясняющих, каким образом СМК могут спо­собствовать потере чувствительности к социальным проблемам. Од­нако глубинное воздействие средств массовой коммуникации на эмо­циональное восприятие социальных проблем практически не изуче­но, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Таково проведенное в середине 1990-х годов группой американских ученых во главе с К. Кинник исследование в Атланте, целью которого было доказать существование феномена «усталости сострадать» и его


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

связь со средствами массовой коммуникации. В качестве основных тем были выбраны проблемы СПИДа, бездомности, насильственных пре­ступлений и жестокого обращения с детьми (child abuse).

Для объяснения отсутствия сострадания к жертвам многие респонденты выдвигали логические обоснования, в частности:

• люди сами являются причиной этих условий и, следовательно, заслужи­вают их;

• они [респонденты] «сыты по горло» («saturated»), «охладели» («numb») или устали слушать об этой проблеме;

• данная проблема привлекает неоправданно пристальное внимание со стороны средств массовой коммуникации за счет других проблем;

• ситуация является безвыходной, и ничего нельзя сделать.

Эти объяснения отражают связь между эмпатией и ощущением возмож­ности что-либо сделать, а также «идею справедливого устройства мира» («just world orientation») или убежденность в том, что люди «получают по заслугам».

Результатом эмоционального пересыщения аудитории в резуль­тате неоправданно подробного и навязываемого показа жестокости и насилия становятся изменения в пользовании средствами массовой ком­муникации. Это означало менее активный поиск информации и стрем­ление избегать «неприятной» темы либо путем уклонения от местных информационных программ, сообщавших последние новости (наи­более часто применяемая стратегия), либо переключением каналов, выключением или отключением звука телевизора или радио, откла­дыванием газеты в сторону, мысленным отвлечением от предлагае­мого сюжета, беглым просматриванием газетных и журнальных ста­тей, а также большей избирательностью в выборе программ, сокра­щением использования масс-медиа в целом и с помощью контроля за просмотром телепередач детьми.

Респонденты упоминали о предпочтении печатных источников или общественного радиовещания как менее образных альтернатив телевидению; о выборе программ с учетом своего настроения (в осо­бенности о попытках избежать определенной темы в состоянии по­давленности или усталости); о предпочтении развлекательных про­грамм телевизионным новостям и уклонении от новостей независи­мо от темы в обеденное время или перед сном.

В крайней форме усталость сострадать проявляется в полном от­странении от средств массовой коммуникации (отказ от просмотра


6.4. «Конструирование» социальных проблем

телевизионных новостей и прекращение подписки на печатные изда­ния). В общем, стратегии избирательного уклонения от сообщений СМК, которые фиксируют исследователи, подтверждают прогнозы о том, что безжалостное сообщение плохих новостей средствами мас­совой коммуникации будет отчуждать общественность, заставляя ее отворачиваться от социальных проблем.

Полученные данные свидетельствуют, что у тех, кто изначально индифферентен или настроен против жертв той или иной социаль­ной проблемы, сообщения масс-медиа укрепляют негативное отно­шение к жертвам и благоприятствуют потере чувствительности. Од­нако для изначально симпатизирующих жертвам последствия воздей­ствия масс-медиа более разнообразны: провоцируют утрату интереса (вследствие скуки или появления настроений типа «я знаю все, что мне необходимо знать»), а также усиливают фрустрацию и потерю чув­ствительности (выражающиеся в убеждении «ничего нельзя сделать» или «они сами [жертвы] виновны в своем положении»). У тех, кто из­начально был чувствителен к социальной проблеме, сообщения о ней могут вызывать эмпатическое страдание, уровень которого достаточ­но высок для того, чтобы стать причиной уклонения от эмоциональ­но изнуряющей темы: потеря чувствительности является выходом для этих людей, позволяя избежать эмоционального напряжения. Эти данные подтверждают положения модели ограниченных эффектов (limited effects model) Клаппера, принимающей во внимание как ин­дивидуальную терпимость к плохим новостям, так и непосредствен­ное отношение к проблемам, т.е. степень вовлеченности.

Решающую роль в развитии усталости сострадать играют сред­ства массовой коммуникации следующим образом: во-первых, пред­ставляя сообщения, содержание которых оказывает отталкивающее действие и вызывает стратегии уклонения, и, во-вторых, обусловли­вая потерю чувствительности к социальным проблемам посредством бесконечно повторяющихся и преимущественно негативных сообще­ний, которые достигают точки насыщения. Вину за потерю чувстви­тельности и стратегии уклонения респонденты возлагают на характер и содержание телевизионных новостей, в особенности местных.

Эти данные подчеркивают существование представлений об от­рицательном характере (negativity) средств массовой коммуникации,


Глава 6. Исследования аудитории, или эффекты воздействия СМИ

которые, как было обнаружено, являются основной причиной враж­дебности к масс-медиа. Уровень потребления информационных со­общений и переменная зависимости от прессы или телевидения, как представляется, не оказывают на развитие усталости сострадать столь же значительного влияния, как индивидуальная терпимость к расстра­ивающему содержанию сообщений СМК и представления о том, на­сколько жертвы «заслуживают» сострадания.

Одним из средств предотвращения или сокращения размеров потери чувствительности к «неприятным» социальным проблемам мо­жет быть межличностная коммуникация.

По мнению авторов исследования, концепция усталости состра­дать является альтернативой традиционному подходу, который под­черкивает исключительно эффективную роль масс-медиа, позволяя существенно расширить представления о влиянии повторения инфор­мационных сообщений. Ее значение заключается в том, что она ука­зывает на следующее важное обстоятельство: усталость сострадать нео­бязательно является результатом непосредственного личного контакта с теми, кто находится в беде, она может быть также опосредованной реакцией, вызванной соприкосновением с человеческими проблема­ми «через окно» средств массовой коммуникации.

6.5

Общественное мнение

Ежедневно огромное число журналистов комментирует результаты опросов, сообщая каждому человеку, в какой мере его личное отно­шение к важнейшим политическим, социальным и экономическим проблемам разделяется или, напротив, отвергается другими людьми.

Понятие общественного мнения

Происхождение термина обычно связывается с необходимостью ос­мысления публичной (public), или общественной, сферы и ее функ­ций (см. гл. 2). Возникновение общественного мнения большинство


6.5. Общественное мнение

исследователей относят к середине — концу XVIII в., и этот процесс теснейшим образом связан с развитием печати, прежде всего газет, использовавшихся для того, чтобы вызвать общественную реакцию на те или иные политические сообщения и тем самым предъявить вла­стям, принимающим решения, ограничивающие их своеволие пуб­лицистику и общественную реакцию на эти публикации.

Сам феномен носит двойственный характер: общественное мне­ние одновременно и существует, и не существует, поскольку до тех пор, пока оно не артикулировано (прежде всего в СМИ) в виде результатов опросов, его как бы и нет. Так, известный французский социолог Пьер Бурдье в 1978 г. выступил с докладом под характерным заголовком «Общественного мнения не существует», где весьма наглядно проде-монстировал «заказной» характер опросов1. По мнению Юргена Ха-бермаса, общественное мнение имеет различное значение в зависи­мости от того, вводится ли оно в игру из соображений необходимости обсуждения деятельности власти — политической и социальной — либо служит для манипулирования в интересах правительственных или иных влиятельных организаций. Это обстоятельство порождает неоднозначное, по преимуществу скептическое, отношение как к са­мому феномену, так и к тем, кто его изучает: или они никак не могут измерить то, что есть, или они постоянно замеряют то, чего нет?

Попытаемся прояснить ситуацию, обратившись к этимологии самого слова «мнение». В древнегреческой традиции мнение (докса) означало импульсивную оценку, чувственное отношение и даже оксюморон («неразумное» знание) и про­тивопоставлялось истинному знанию — логосу. Сущность мнения составляет как бы недодуманное, недоосмысленное, недопонятое, т.е. то, что не является пред­метом строгого научного размышления. Мнение «живет» в среде повседневности, а его носители — «профаны» с точки зрения научных экспертов. Однако именно этими приблизительными представлениями и смутными ощущениями руковод­ствуется в своей жизни подавляющее большинство людей, именно эти мнения определяют не только индивидуальную жизнь, но и жизнь общества в целом.

Что же такое мнение? Это коллективные представления, включающие в себя традиции, предрассудки и верования, с одной стороны, организованные на основе разума и логики, с другой — более или менее связная совокупность раз-

1 Бурдье П. Общественного мнения не существует// Социология полити­ки / пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.