Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический указатель




ИТОГИ

Из всех проблем, которые ставит перед человеческой мыслью вселенная, самой трудной оказалась та, которая касается собственной природы мысли, сознания, вообще психического. Вопрос о природе психического и месте его в связи явлений испокон веков и по сегодняшний день — главное средоточие борьбы мировоззрений. В силу сложности психических явлений решение этой проблемы потребовало тысячелетних усилий человеческой мысли.

Мы подошли к анализу этой проблемы, прослеживая основные связи и отношения, в которые реально включено психическое, с тем, чтобы вскрыть, в каком качестве, с какой характеристикой оно выступает в каждой из этих систем связей.

Решение вопроса о природе психического и месте его среди других явлений существенно осложняется тем, что определения психического как идеального, субъективного и т. д., которые в действительности характеризуют психическое в одной системе отношений, неправомерно генерализуясь, превращаются в универсальные, иррадиируя на сферы отношений, к которым они по существу не относятся. Примером может служить перенос противоположности субъективного и объективного, характеризующей психическое в его гносеологическом отношении к объективной реальности, на соотношение психического и физиологического, — перенос, неизбежно приводящий к отрицанию возможности объективного познания психического, к утверждению, будто отражательная деятельность мозга доступна объективному научному познанию только в своем физиологическом выражении. На самом деле в каждой существенной для него системе связей и отношений психическое выступает в особом качестве, в специфической понятийной характеристике. Фиксация одной из этих характеристик как универсальной для психического вообще, с иррадиированным распространением ее с

одной системы отношений, в которых выступает психическое, на все остальные — серьезный тормоз на пути решения «психофизической проблемы».

Ошибочное представление о дуалистическом раздвоении мира связано прежде всего с неправомерным распространением на психическое во всех связях и отношениях гносеологической противоположности психического как познания и материи как объективной реальности. Бесспорно, психическое в любой своей характеристике качественно отлично от всех других свойств материального мира. Значительность этого качественного своеобразия психического и порождает тенденцию противопоставить психическое всему на свете и на этом противопоставлении расколоть мир надвое. Однако такое противопоставление, приводящее к раздвоению мира, совершенно неправомерно. К тому же сплошь и рядом неверно определяется и коррелят, которому противопоставляется психическое. В формулировке так называемой психофизической проблемы психическое противопоставляется физическому. Физическое же нередко подставляется на место материального вообще; таким образом, противопоставление психического и физического превращается в противопоставление психического и материального. На самом деле реально в ходе развития материального мира одно за другим выступают механические и физико-химические, биологические, в частности физиологические, свойства материального мира.

Психическое выступает онтологически прежде всего как звено в этом ряду различных свойств материального мира, в ряду деятельностей или проявлений различных форм материи. Нет поэтому никаких оснований ни для того, чтобы из этого ряда выхватить только физическое, ни для того, чтобы противопоставлять именно ему психическое: психическое и физическое как таковые — в качестве членов ряда свойств или проявлений материального мира — не противопоставимы друг другу. Не приходится также противопоставлять психическое как таковое, как специфическую деятельность материи на высшей ступени ее развития материальному миру как таковому в целом: психическое — одна из форм деятельности одной из форм материального мира.

Правомерное противопоставление психического и материального связано с гносеологическим отношением, в котором материальное выступает в качестве объективной реальности, а психическое — как субъективное и идеальное; в этом качестве психическое и материальное противостоят друг другу. Идеальным является результативное выражение психической деятельности — образ, идея, особенно когда, объективированные в слове, они выступают как относительно

обособленные от психической деятельности. Психическая деятельность человека идеальна, поскольку она духовна, т. е. поскольку она вобрала, включила в себя определенное идейное содержание.

Качественное своеобразие психического и противопоставимость психического как познания материальному бытию как объективной реальности не снимают «онтологического» единства бытия, внутри которого впервые возникает познавательное отношение субъекта к миру и вместе с ним противоположность психического как идеального и субъективного материальному бытию как объективной реальности, — относительная и ограниченная сферой именно этих гносеологических отношений.

Единство мира, основывающееся на его материальности, выражается, во-первых, в том, что отражение одних явлений в других есть общее свойство всех сфер взаимодействия в материальном мире. В каждой сфере взаимодействия эффект отражения выступает конкретно в других явлениях. Вскрыть эту конкретную форму проявления отражения в каждой специфической сфере взаимодействия — дело в каждом случае особого, специального исследования. Здесь достаточно обозначить общую форму этого отражения; она заключается в том, что любое воздействие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства того явления, на которое эта воздействие оказывается. Выступая сперва в качестве общей онтологической характеристики бытия, теория отражения получает затем специфическое содержание как теория познания.

Единство материального мира выступает, во-вторых, в том, что более общие законы элементарных, «ниже» лежащих сфер бытия распространяют свое действие на все «выше» лежащие области, не исключая при этом существования специфических закономерностей этих последних. Частным выражением этого общего положения является распространение физиологических закономерностей нейродинамики на психические явления.

Несмотря на характерную для гносеологического плана противоположность субъективного и объективного, единство бытия сохраняется и здесь. Оно основывается на том, что гносеологическое содержание восприятия, мышления неотрывно от его объекта, что в своем гносеологическом содержании само оно есть форма отраженного существования вещей и явлений материального мира. Не существует образов, обособленных от вещей; существуют лишь образы вещей. Образ — не идеальный предмет, существующий безотносительно к предмету как материальной вещи, а образ предмета, образ вещи. Сказать,

что восприятие есть образ вещи, значит отвергнуть представление, будто образ есть идеальная вещь, существующая обособленно, независимо от материальных вещей, безотносительно к ним. Сказать, что понятие есть «образ» объективной реальности, значит сказать, что мыслительный психический процесс в своем результативном выражении через свои «продукты» (понятия) переходит в сферу объективного знания — арифметического, геометрического, физического и т. д., что понятия одновременно и продукт мыслительной деятельности людей и объективное содержание знания, отражение бытия, форма его отраженного существования. Материалистический монизм сохраняется и в плане гносеологии.

Психическая деятельность субъекта не есть нечто чисто субъективное; связь с объективным миром не приходится привносить в нее извне как нечто для нее постороннее, чуждое. Вещи и явления материального мира причастны к самому возникновению психических явлений, так как эти последние возникают в результате воздействия вещей на органы чувств, на мозг в ходе рефлекторной нервной деятельности мозга. Здесь опять-таки не приходится извне соотносить психическую деятельность с мозгом, с его материальной нервной деятельностью; психическая деятельность сама есть вместе с тем нервная, высшая нервная деятельность.

Отражательная психическая деятельность, являющаяся вместе с тем рефлекторной нервной деятельностью мозга, возникает в процессе взаимодействия индивида с миром и служит для его осуществления. Обусловленная воздействиями мира, она сама обусловливает поведение индивида. Таким образом, психическая деятельность вплетается во всеобщую взаимосвязь явлений и как обусловленное, и как обусловливающее. Здесь также, значит, нет места для обособления психического, для выпадения психических явлений из общей взаимосвязи всех явлений мира. И существо сознательное, человек, при всем своем ни с чем не сравнимом и неповторимом своеобразии единен с миром.

Роль, которую психические явления играют в жизни и деятельности людей, связана с тем фундаментальным фактом, что с развитием психической деятельности мир, который сначала действует на организм как совокупность раздражителей, выступает перед человеком как совокупность объектов и объективных обстоятельств, как раскрывающаяся перед ним, доступная созерцанию объективная реальность. Вместе с тем совершается переход от реакций на раздражители к действиям над объектами и к поступкам по отношению к людям.

В переходе от слепых реакций на раздражители к сознательным действиям над все шире и глубже раскрывающимися объектами действия и познания закладываются существенные предпосылки человеческого поведения, человеческой жизни, человеческой истории. Здесь, в частности, — одно из условий сознательной практической деятельности, приводящей вещи во взаимодействие друг с другом и таким путем ведущей ко все более объективному, все более глубокому их познанию. По мере того как, изменяя мир, люди все глубже его осознают, сознание человека все полнее охватывает мир во взаимосвязи его явлений, все в большей мере превращается как бы в самосознание мира, мир осознает себя через человека.

Прогрессирующее осознание мира, совершающееся в процессе его изменения, в свою очередь открывает все расширяющиеся возможности для его дальнейшего изменения, для переделки природы и перестройки общества, для построения сознательной деятельностью людей нового мира, новых человеческих отношений Мы видели: сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей преобразует природу и перестраивает общество. Таким образом, сознание входит как обусловливающее во все, на что распространяется деятельность человека, во всю бесконечную цепь событий, которые ею порождаются в жизни мира и в истории общества. Так на основе фундаментального единства мира и в рамках его осязаемо, весомо, зримо раскрывается значение изменений, которые вносит в мир совершающееся в процессе эволюции, в ходе истории возникновение и развитие человеческого сознания.

 


Абстракция — 107 — 125, 138 — 140, 149, 214

— абстракция как выделение существенного — 107, 108, 116, 139, 140, 149, 150

— абстракция и анализ — 107 — 109, 117, 120 — 122, 135, 136, 138, 139, 150

— абстракция и обобщение — 142, 143, 146, 149, 150

— абстрактное и конкретное — 109 — 113, 117 — 119, 121 — 123, 135, 136, 138, 162

Анализ

— и синтез — 107 — 125, 135, 136, 167 — 170, 212 — 218

— психологическое понимание анализа, его отношение к физиологическому и логическому анализу — 212 — 215

— формы анализа — 117, 120,136 — 138, 161, 162, 203, 212 — 215 217

— анализ и абстракция — 107 — 109, 117, 120 — 122, 135, 136, 138, 139, 150

Антипсихологизм — см. Психологизм и Антипсихологизм.

Ассоциация

— понимание ассоциации в связи с рефлекторной теорией — 200, 208 — 212, 232, 233

— эмпирическая ассоциативная теория — 208 — 211, 232, 233

Внимание

— как регуляция познавательной деятельности — 270 — 272

Воля

— как регуляция поведения, побудительная и исполнительская регуляция — 267 — 269

— как стремления, желания — 267 — 269

— как свойство личности — 267 —269

Восприятие

— психологическая и гносеологическая характеристики восприятия

(восприятие и чувственный опыт) — 8, 9, 31 — 35, 38, 70 — 75, 82, 84, 85, 87 — 89, 92, 95 — 97, 101 — 105, 186, 220

— субъективность и объективность восприятия — 62 — 64, 69, 70, 103 — 105, 124 — 129

— проблема «первичных» и «вторичных» качеств — 58 -60

— анализ, синтез, абстракция и обобщение в восприятии — 75, 76, 93 — 97, 100, 104, 137 — 141, 212 — 214, 217

— предметность восприятия — 73 — 84, 87 — 92

— константность восприятия — 79 — 80

— рефлекторная природа восприятия 95 — 97, 190, 200 — 208

— взаимосвязь восприятия и действия, проблема «подкрепления» восприятия — 95 — 102, 206 — 208

— и взаимосвязь анализаторов — 76 — 82, 88

— и ощущение — 72 — 75

— и представление — 35

— роль слова в восприятии — 88, 89, 91, 97, 100

— и мышление; объективная необходимость перехода от чувственного познания к мышлению — 69 — 72, 94 — 96, 103 — 109, 124 — 129, 132, 133, 213, 214,217

— детерминация восприятия, общественно историческая обусловленность формирования восприятия человека — 88, 89, 92 — 95, 100, 235, 236

— теории восприятия: теория «чувственных данных» (sense data) — 32 — 34, 86, 87, 93 — 95; «причинная теория восприятия» и др. — 23, 84 — 86, 89 — 95

Детерминизм

— диалектико-материалистическое понимание детерминизма — 10 — 14, 29, 30, 40, 61 — 63, 129, 131, 175 — 177, 192 — 195, 226, 232, 242, 243, 280 — 285, 307, 308, 315. 320

— как методологический принцип — 10 — 15, 29, 30, 129, 131, 175 — 177, 193 — 195

— онтологические основы детерминизма (взаимосвязь и взаимозависимость явлений материального мира) — 10 — 14, 29, 30, 129, 131

— и теория отражения — 9 — 14, 29, 30, 40, 193, 207, 319

— детерминация психических явлений — 5 — 7, 9, 10, 12, 14, 29, 30, 93, 193, 196 — 199, 222, 225 — 244, 320

— роль психических явлений в детерминации поведения — 177, 178, 207, 208, 225, 226, 228, 242 — 254, 264 — 272, 320

— и проблема личности — 14, 307 — 309, 315

— проблема детерминированности сознательного поведения — 280 — 287

— детерминация мышления — 40, 47 — 50, 94, 95, 162, 190

— как философский принцип рефлекторной теории — 9, 10, 29, 30, 174 — 178, 182 — 184, 192 — 195, 207, 228

— механистическое понимание де терминизма — 9 — 12, 61 — 63, 92, 93, 111, 112, 175, 176, 178, 179, 192, 243, 250, 284, 307

— индетерминизм — 61 — 63, 226, 242, 243, 282

Деятельность человека — 255 — 260, 287 — деятельность практическая

— и теоретическая — 52 — 54, 246, 252, 253, 258, 259

— и психические процессы — 255 — 257

— роль психических процессов в регуляции деятельности человека — 177, 178, 207, 208, 225, 226, 228, 242 — 254, 264 — 272, 293, 320

— исполнительская и побудительная регуляция деятельности — 265 — 270, 289, 292 — 294

Диалектика

— и теория отражения — 37 — 40, 54, 132, 133, 135 см. также Материализм диалектический и Теория познания.

Закон — 108 — 118, 121 — 124, 128

— законы общие и специфические, их соотношение — 12 — 15, 223, 224, 319

Идеальное — см. Психическое как идеальное

Интроспекция — см. Самонаблюдение и Интроспекция

Истина 36, 37, 56 — 58, 60 — 64, 70, 156

Личность

— как предмет психологического исследования — 307 — 314

— и проблема детерминации — 14, 307 — 309, 315

— психические свойства личности — характер, способности — 289, 292 — 294, 309, 313, 314

— обусловленность психических свойств разными условиями и их изменение разными темпа ми — 233 — 242, 308

— психические свойства и психические процессы — 255, 287 — 289, 313 — 315

— рефлекторное понимание психических свойств личности — 287 — 289

— общие свойства личности и ее индивидуальные особенности — — 233 — 242, 308, 309, 312, 313

— и деятельность — 311 — 315

См также Мотив.

Логика

— ее предмет и задачи, логика и психология мышления — 44 — 53, 214, 215

— понятие — 108, 111, 112, 114, 117, 121, 125, 129, 131, 143, 149, 155, 156

— умозаключение, силлогизм — 151 — 162

— теоретическое познание и рассуждение, введение новых посылок в ход рассуждения — 154 — 162

См. также Анализ, Синтез, Абстракция и Обобщение.

Мотив — 244, 256, 257, 261, 264 — 266, 268, 269, 279, 280, 289, 292, 293, 309, 312, 314

Мышление

— общая характеристика мышления; специфика человеческого мышления; мышление и знание — 31, 40, 43 — 54, 69 — 72, 94, 95, 106, 117, 124 — 128, 135, 146, 154 — 156, 161, 162, 171, 213 —

216, 278

— субъективность и объективность мышления — 69, 70, 104 — 106, 124 — 129

— процесс мышления как предмет психологии — 45 — 53, 214 — 219, 256, 257, 261 — 263, 314, 320

— процесс и операции мышления — 45 — 52, 215, 216

— как познавательная деятельность человека — 256, 257, 263, 264, 312, 313

— и восприятие; объективная необходимость перехода от восприятия к мышлению — 69 — 72, 94 — 96, 103 — 109, 124 — 129, 132, 133, 213, 214, 217

— и практическая деятельность — 52, 53, 109, 110,129, 136,137,141

— как рефлекторная деятельность мозга; детерминация мышления — 40, 47 — 50, 94, 95, 162, 190, 213

— мышление как аналитико-синтетическая деятельность — 40, 106 — 110, 117, 124, 135, 213 — 216 См также Анализ, Синтез, Абстракция и Обобщение.

— теоретическое познание и рас суждение, введение новых посылок в ход рассуждения — 154 — 162

— язык и речь — 162 — 171

— психология мышления и логика — см. Логика.

Обобщение — 103, 104, 138, 140 — 143, 146, 150 — 153, 157, 167 — 170, 213, 214, 218

— формы обобщения — 140 — 142, 150, 151

— общее как сходное и как существенное — 142, 143, 150

— общее и частное — 104, 123, 143 — 146, 148, 150 — 153, 156, 161

— зависимость обобщения от анализа и синтеза — 142, 143, 146, 150

— обобщение и абстракция — 142, 143, 146, 149, 150

— обобщение и теоретическое по знание — 153 — 156

— обобщение и понятие; определение понятия; определение через абстракцию; конструктивное (генетическое) определение — 143, 144, 146 — 150

— обобщение отношений и так называемые формальные системы — 142, 143, 148, 156 — 161

— теории обобщения — 141, 144 — 146

Образ

— образ и предмет, образ и отражательная деятельность — 8, 9, 31 — 43, 72 — 74, 204 — 206, 220, 230 — 232, 261 — 264, 276, 319,320

— теория образов репрезентативного реализма — 31 — 39

— формирование образа в рефлекторной деятельности мозга — 38, 39, 204 — 206

— роль образа в регуляции деятельности — 67, 68, 205 — 207, 264 — 266

См. также Теория познания.

Объект и субъект — 7, 40, 54 — 58, 97, 156, 219, 220, 227, 232, 256, 273, 282 — 286, 312

— объективное и субъективное — см. Психическое как субъективное и объективное.

Ощущение

— психологическая и гносеологическая характеристики ощущения' ощущение и чувственный опыт — 8, 9, 31 — 33, 70-75, 84, 94, 95, 101, 103 — 105, 186, 220

— возникновение ощущений — 72 — 75, 98, 99, 188, 204, 206, 207, 212, 213, 220

— как образ и как сигнал — 72 — 75, 205 — 207, 220, 244, 245

— и восприятие — 72 — 75

— детерминация ощущений; рефлекторная природа ощущений — 94, 95, 98, 99, 190, 200 — 207, 235, 236, 244, 245

Память — 212, 221, 229, 231 — 233,

256, 257, 261

Потребность — 7, 172, 173, 264,

265, 269, 301

Психическое

— психическое как отражение внешнего мира — 4 — 9, 13, 14,29, 30, 31, 39 — 41, 44, 54 — 56, 171 — 173

— психическое как функция мозга — 4 — 9, 29, 30, 41, 54 — 56, 196 — 199, 256

— как отражение объективного мира и как рефлекторная деятельность мозга — 4 — 10, 29, 30, 173 — 178, 192, 193, 206, 225, 253, 254, 320. См. также Рефлекторная теория.

— психические и физиологические процессы (психическое как высшая нервная деятельность) — 4, 14, 15, 54 — 56

174, 175, 177, 178, 184 — 199, 205, 206, 209, 211 — 213, 219 — 227, 317 — 320. См. также Психология и психофизическая проблема.

— как идеальное — 4, 16, 36, 38 — 45, 54 — 56, 69, 70, 162, 163, 223, 317 — 320

— как субъективное и объективное — 4, 37 — 40, 42 — 47, 54 — 70, 232, 317 — 320

— субъективность психического как принадлежащего субъекту и как неполная адекватность объекту познания — 61 — 64

— и сознание — 220,

— место психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира — 3 — 15, 29, 30, 223 — 226, 242, 243, 253, 254, 316 — 321

— «онтологическая» и гносеологическая характеристики психического — 3 — 15, 173, 220, 317 — 321

— психическое и его роль во взаимоотношениях человека с внешним миром, в его жизни и практике — 7, 30, 67, 68, 177, 178, 207, 225, 226, 242, 243, 253, 254, 264, 265, 316, 321

— детерминация психических явлений, общественно-историческая обусловленность психического — 5 — 7, 9, 10, 12, 14, 29, 30, 93, 193, 196 — 199, 222, 225 — 244, 320

— как процесс и деятельность — 4, 38 — 40, 215 — 217, 219, 255 — 264

— как процесс и образование — 41, 42, 261 — 264, 318, 319

— регуляторная функция психического, роль психического в регуляции поведения; побудительная и исполнительская регуляция; афферентация действия и движения чувственными сигналами — 177, 178, 207, 208, 225, 226, 228, 242 — 254, 264 — 272, 289, 292 — 294, 320

— классификация психических процессов (явлений): интеллект и аффект, их единство; аффект как чувство и воля — 269

— психические свойства — 255, 287 — 289, 313 — 315

— преодоление субъективистического понимания психического — 7, 9, 37, 54, 61, 63 — 68, 171 — 173, 232, 253, 254

— психофизическая проблема — 15 — 29, 225, 244, 253, 317, 318; теория взаимодействия — 18, теория психофизического параллелизма — 17 — 19, 22, 28,

34, теория изоморфизма — 19; эпифеноменализм — 243, 244, 253

См. также Внимание, Воля, Восприятие, Деятельность, Личность, Мотив, Мышление, Ощущение, Память, Потребность, Сознание, Способность, Характер, Чувство.

Психическое и материальное, понимание их соотношения в различных направлениях философской мысли:

— материализм: диалектический — 3, 5 — 15, 29 — 43, 54, 57, 60,61,89, 106, 176, 177, 182, 193, 214, 223, 224, 283, 317 — 321; механистический и метафизический (домарксовский) — 12, 18, 19, 28, 39, 54, 56, 57, 231, 243; вульгарный (второй половины XIX века) — 28, 29

— идеализм (субъективный и объективный; общая характеристика) — 3, 5 — 7, 12, 16,23 — 29, 32 — 38, 41 — 47, 53, 57, 64 — 69, 82 — 87, 89 — 96, 104, 111, 112, 126, 132, 144 — 146, 225, 240, 243, 260, 273, 275

— дуализм — 15 — 22, 24 — 26, 28, 29, 33 — 38, 42, 43, 61, 64, 94, 154 — 156, 160, 188, 196, 214, 224, 225, 243, 282, 318

— современные направления идеалистической философии:

махизм — 19 — 22, 32, 35, 38 неореализм — 21, 22, 24, 34, 35, 38, 87

прагматизм — 21, 24, 25, 35, 38, 90, 91, 98, 176, 217, 230, 231, 275

«нейтральный» (эпистемологический) монизм — 19, 21 — 26,28. 29, 32, 35, 36, 84, 86; см. также махизм, неореализм и прагматизм, позитивизм — 35, 62, 91, 93, 94,

130, 133, 154, 176, 217, 275 феноменализм — 33, 35, 130, 132, 133

семантический идеализм — 24, 25, 89 — 91, 155, 169, 170, 275

феноменологическое направление — 90, 91, 133 — 135, 273, 275

экзистенциализм — 57, 64, 130,

131, 133

Психическое и материальное, понимание их соотношения. Различные направления психологической мысли:

— интроспекционизм — 33, 35, 64 — 68, 90, 171, 172, 182, 230, 257, 258, 273

— ассоциативная психология — 208 — 211, 232, 233

— гештальт-психология — 19, 216

— бихевиоризм — 20 — 25, 38, 90, 91, 176, 185 — 187, 190, 191, 211, 217, 218, 275

— фрейдизм — 27, 28, 172, 173,226, 233

— функциональная психология; психоморфологизм — 17, 183, 195 — 199, 210, 267, 279, 290, 291, 305, 306

— томистская психология — 27, 28 Психологизм и Антипсихологизм — 44 — 54

Психология

предмет психологии — психическое как процесс и деятельность — 38 — 40, 44, 217 — 219, 241, 242, 256, 259

— значение (задачи) психологии — 54, 193, 212, 215, 219, 221 227, 229, 230, 240 — 242, 256, 259 306, 315, 316

— и физиология (учение о высшей нервной деятельности); психические законы и законы высшей нервной деятельности — 4, 14, 15, 54 — 56, 184 — 194, 212, 219 — 227, 240, 246, 247, 317 — 320

Рефлекторная теория

— и принцип детерминизма — 9,10, 29, 30, 174 — 178, 182 — 184, 192 — 195, 207

— и теория отражения — 5 — 10, 13, 14, 29, 30, 173 — 178, 182, 183,

192, 193, 207

— психическое как рефлекторная деятельность мозга — 4 — 10, 30 173 — 178, 181 — 184, 188 — 195, 199 — 213, 219, 221, 223 — 226, 255, 320. См. также Психическое.

— рефлекторная теория Сеченова — Павлова — 175 — 194, 244, 245

— рефлекторная деятельность мозга как деятельность аналитико-синтетическая — 174, 184, 191 —

193, 212, 213

— рефлекторная деятельность мозга и функционально-динамическая локализация психической деятельности — 180, 181, 195 — 199

— проблема рефлекторной дуги в рефлекторной деятельности — 200. 201, 205, 206, 209

— роль «подкрепления» и ориентировочного рефлекса в формировании образа — 180, 192, 201, 203, 204, 208 — 211

— рефлекторное понимание чувствительности, возникновение ощущений — 200 — 208, 287, 288

— рефлекторная природа мышления — 94, 95, 190, 213

— рефлекторная природа психических свойств — 287 — 289

Самонаблюдение и Интроспекция — 64 — 68

Синтез

— и анализ — 109, 110, 115 — 118, 123 — 125, 135, 136, 167 — 170, 212 — 218

— формы синтеза — 109, 117, 118, 123, 136 — 138, 212 — 215, 217

Сознание

— сознание как осознание и как знание — 37, 220, 260, 272 — 277, 321

— возникновение сознания — 273, 274, 321

— общие закономерности процесса осознания — 272 — 280

— и психическое — 220, 273, 275 — 277

— бессознательное, неосознанное — 276 — 280, 312

— осознанность и сознательность — 276 — 280, 312

— единство познавательного и аффективного в сознании — б, 7, 264

— роль сознания в регуляции по ведения — сознательные действия, их детерминированность — 280 — 287, 321

— проблема детерминированности сознательного поведения — 280 — 287

— и мышление — 278 — 280

— и язык — 274, 275

— самосознание — 273

— теории сознания — 273 — 275 Способность

— связь способностей со свойствами, общими всем людям; способности и индивидуальные особенности — 289, 299 — 303

— и деятельность — 287, 288, 292 — 306, 312, 313

— связь способностей с исполнительской регуляцией деятельности — 289, 292 — 294, 309

— рефлекторный механизм образования способностей — 287 — 289, 292 — 294, 303 — 305

— связь способностей со свойствами высшей нервной деятельности — 291, 292, 303 — 305

— психоморфологизм в учении о способностях — 290, 291, 305, 306,

— природные способности как продукт общественного развития — 303 — 306

Субъект — см. Объект и Субъект.

Сущность — см. Явление и Сущность.

Теория отражения — см. Теория познания.

Теория познания (гносеология)

— теория познания диалектического материализма — диалектико-материалистическая теория отражения, ее отличительные особенности, ее отличие от Bildertheorie метафизического материализма и репрезентативного реализма — 8, 9, 31 — 42, 67, 69 — 72, 94, 95, 103 — 106, 135, 146, 154 — 156, 161, 162, 171 — 174, 207, 214, 265, 267, 319 — 321

— отражение как всеобщее свойство материального мира — 10 — 15, 319

— теория отражения и детерминизм — 9 — 14, 29, 30, 40, 193,207, 319

— отражение как процесс и как образ — 8, 9, 31, 32, 34 — 40. См. также Образ.

— объективная истина — см. Истина.

— роль практики в процессе познания — 3, 4, 7, 30, 31, 52 — 54, 64, 70 — 72, 95, 98, 100, 230, 316, 321

— материалистический монизм в теории отражения — 5 — 14, 30 — 32, 35 — 40. 42, 54. 60, 61, 70 — 72, 106, 207, 319, 320

— теория отражения и природа психического — 4 — 15, 31 — 40 173, 177, 178, 193, 207, 320

См. также Психическое.

— теория отражения и рефлекторная теория — 5 — 10, 13, 14, 29, 30, 173 — 178, 182, 183, 192, 193, 207

Характер

— связь характера с побудительной регуляцией поведения; характер и мотив — 289, 292 — 294, 309, 314

Чувство — 172, 173, 262, 263, 269, 277, 278, 312 — 315 Этика — 48, 178, 263, 307

— детерминизм и проблема ответственности человека — 281, 284 — 287

— свобода и необходимость — 280 — 287

Явление и сущность — 103, 104, 107, 108, 111, 112, 117, 119, 122, 130 — 135, 143, 144, 327

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава I. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений

материального мира. К постановке проблемы ………….……………………...……3

Глава II. Психическая деятельность и объективная реальность.

Проблема познания. ………………………………………………..……………..…..31

1. Теория отражения …………………………….……..……………...………...31

2. О психическом как идеальном …………………….….….……...…………...41

3. О психическом как субъективном…………….…………..……...…………..54

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание

внешнего мира ……………...…………………………………………...……….70

5. Мышление как познание……………………...……………………...……...106

Глава III. Психическая деятельность и мозг. Проблема детерминации психических явлений ……....…………………………………………………..……174

1. Рефлекторная теория ………….……………………………………….....…174

2. Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга ……....195

3. Соотношение психического и нервного в рефлекторной деятельности мозга ………………………………………………………………………………………...219

4. Детерминация психических явлений …..…………...……………...……....226

5. Роль психических явлений в детерминации поведения......……...…….... 242

Глава IV. Психическая деятельность и психические свойства человека………………………………………………..……..………………..…..…255

1.О психической деятельности и сознании человека......…..………...…….. 255

а) Процесс, деятельность как основной способ существования психического …………………………………………………………………..…….255

б) Психические процессы и психические образования ……….……..…...261

в) Психические процессы и регуляция деятельности …………….....……264

г) О сознании…………………………………………………………...…….272

2.О психических свойствах и способностях человека ………….…………...287

3. О человеке: проблема личности в психологии………………....………….307

Итоги ………………..……….…………………………...…………..…………....317

Тематический указатель ……………………………...….……..…………....322

С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание

Утверждено к печати Институтом философии Академии наук СССР. Редактор издательства Р. Ю. Розенберг Технический редактор Г. H Шевченко. РИСО АН СССР № 32 — 118Р- Сдано в набор 7/V-1957 г. Подпис. к печати 18 X 1957 г. Формат 60x92 1/16 20,25печ. л. — 20,75 усл. печ. л. 20,75 уч. издат. л. 21 Т- 08996 № рукоп. 2472. Зак. № 69-а Тираж 15000 Цена 14 руб. 60 коп. 1-я типография ВИНИТИ г. Люберцы, Октябрьский проспект, 403




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.