Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. психологов в этих направлениях)




психологов в этих направлениях). Активно публикуются материалы исследований по педагогической психологии, где разрабатываются тех­нологии обучения. Исследуются различные воздействия на состояние утомления... Но до манифеста Уотсона в глазах академической психоло­гии это всё были исследования третьего сорта, хотя зачастую и более мате­риально выгодные. После манифеста психологи-практики приобрели вес не только в предпринимательских кругах, но и в академической среде. А «чистые» психологи, в свою очередь, получили обоснованное право заниматься практической работой и лучше обеспечивать свою жизнь, не нарушая своих обетов и продолжая думать, что они приносят себя на алтарь науки.

Конечно, наиболее одаренных ученых, не попавших под интел­лектуальное обаяние позитивизма, пустота бихевиористского подхода к сознанию раздражала. Л. С. Выготский пишет в 1925 г.: «Вопрос о пси­хологической природе сознания настойчиво и умышленно обходится в нашей научной литературе. Вследствие этого складывающиеся на на­ших глазах системы научной психологии несут в себе с самого начала ряд органических пороков» 1. Вот часть этих пороков, по Выготскому: игнорируя проблему сознания, психология вынуждена ограничиваться выяснением самых элементарных связей человека с миром; стирается всякая принципиальная грань между поведением животного и поведе­нием человека; психология лишается важных методических приемов исследования; субъективные процессы рассматриваются как заведо­мо лишние и ненужные, что, говорит Выготский, биологически абсурд­но. Но так реагировали немногие.

X. Ортега в своем «Восстании масс» был прав: на гребне всей общественной жизни XX в. оказалась серая масса. Не составила ис­ключение и наука2, где широкие научные массы, победив, сразу же стали тривиализировать проблемы. Серые победители планируют не открытия, а карьеру - ведь научное открытие не может быть заплани­ровано, а серость всегда прагматична: ей нужен гарантированный успех [окончание cтраницы 201]

____________________

её пропагандистом — см. ШульцД., Шупьц С. История современной психологии. СПб, 1998, с. 237-238.

1 Выготский Л. С. Собр. соч., 1. М„ 1982, с.78.

2Ортега-и-Гассет X. Избр. тр. М., 1997, с. 106-109: «Человек науки оказывается прототипом массового человека... Современная наука благоприятствует интеллектуаль­ной посредственности... Цивилизация сделала специалиста герметичным и самодоволь­ным...Он способен выказать первобытное невежество, но выкажет его веско, самоуве­ренно и — самое парадоксальное — ни во что не ставя специалистов... Люди науки — нагляднейшая демонстрация того, как именно в цивилизации прошлого века возникли ростки варварства и одичания» и т. д.


Раздел второй

в ответ на проделанный труд. Стадия «нормальной» науки, которую впервые и даже с некоторым воодушевлением описал Т. Кун1, — это стадия бюрократической науки, где все знают и соблюдают принятые в данном научном сообществе правила игры, где стандартный труд обя­зательно поощряется, а ученые звания становятся следствием усидчи­вости и благонадежности. Если человек пришел «работать» в науку, то он должен видеть перспективы своего роста. Поэтому во всем цивили­зованном мире каждый гражданин имеет право стать профессором, если, во-первых, лично заслужит хорошее отношение к себе в академических кругах и, во-вторых, если выполнит ряд весьма трудоёмких, занудных и, как правило, никому не нужных процедур.

Бихевиоризм вывел психологию на стадию нормальной науки — вывел искусственно, объявив, а не совершив предварительно научную революцию (т. е. без необходимого для создания парадигмы экстраор­динарного научного открытия). Он приписал статус научного исследо­вания любой экспериментальной работе, в том числе такой, где экспе­риментатор сам не может определить, в чем состоит смысл полученного им результата. Успех бихевиоризма как раз и означал, что в психологии победила серая научная масса.

Показательна судьба Б. Скиннера. Он, безусловно, заслужил луч­шей участи, чем быть бихевиористом. Прежде всего потому, что был талантлив. Занимаясь психологией, проявил недюжинную изобретатель­ность в конструировании различных приборов, педагогических техно­логий и даже изобрёл манеж для маленьких детей. Его юношеские стихи и проза заинтересовали великого американского поэта Р. Фроста. В 14 лет Скиннер сам приписал авторство шекспировских пьес Ф. Бэкону. В мо­лодости играл на разнообразных музыкальных инструментах. Аспиран­том Гарварда посещал лекции А. Уайтхеда, увлекался философией. Уже поэтому, казалось бы, он не должен был поддаться на заурядность бихевиористских утверждений. Но он открыл интеллектуальное очаро­вание позитивизма с помощью самого Б. Рассела и с наслаждением про­чёл яркие книги Э. Маха и П. Бриджмена. Признав себя бихевиорис­том, он не выбирал модное течение, гарантирующее безбедное существование, а совершал духовный подвиг — потому так страстно отстаивал выбранную позицию всю свою долгую жизнь.

Впрочем, ортодоксальный бихевиоризм был ему тесен. Он усом­нился, что можно объяснить поведение, исходя из самого же поведения. И даже создал собственный язык, на котором писал свои книги и статьи [окончание cтраницы 202]

_____________________

1См. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.