КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон разрыва шаблона. Работа сознания над неожиданным изменением контекста
Сознание как логический механизм «увеличить», «расти». Какое слово лишнее? Как выяснилось, исходная двусмысленность не осознаётся испытуемыми. Их реше ние задачи зависит только от порядка предъявления слов «вычесть» и «расти». Если первым идёт «вычесть», то отбрасывается слово «расти» как не относящееся к классу арифметических операций. Если же впереди идёт «расти», то без всяких раздумий и проблем отбрасывается «вычесть» как не относящиеся к классу глаголов, обозначающих рост 1. •В гештальт-психологии особо отмечалось, что люди, рассматривая двойственные изображения, никогда не могут осознавать два изображения одновременно. Например, на известном рисунке Рубина «лица - ваза» никто не может увидеть в одно и то же время и человеческие профили, и вазу. Разные смыслы двойственных изображений поочередно оказываются в поверхностном содержании нашего сознания, но никогда вместе. Итак, сознание стремится не осознавать ни противоречивых текстов, ни двусмысленных. Конечно, из опыта мы знаем, что противоречия всё же могут осознаваться. Но это само по себе не опровергает закон Фрейда-Фестингера. В любой логически непротиворечивой системе противоречия возможны хотя бы как результат действий по проверке ошибочных гипотез (и тогда ошибки должны быть исправлены). Важ но, что, осознав противоречие, сознание упорно пытается его преодолеть. Осознанно мы работаем с противоречием как с некоей головоломкой, требующей разрешения, т. е. ищем выход из противоречия. Наиболее преуспела в осознанном разрешении головоломок наука, прежде всего наука естественная. А закон Фрейда-Фестингера как раз и гласит, что механизм сознания пытается удалять противоречие с поверхности сознания. Иногда сознание, как мы увидим далее, даже умышленно создаёт противоречия на своей поверхности, но лишь для того, чтобы в дальнейшем их разрешать. Это тоже не противоречит закону, ведь может же логическая система специально порождать противоречия для, скажем, доказательства от противного!
Теперь перейдём к обсуждению особого типа противоречий, при столкновении с которыми отчётливо проявляется работа защитного пояса. Сформулируем ряд экспериментально установленных законов для случаев, когда сознание встречается с неожиданным — т. е. тогда, когда возникает рассогласование реального опыта с ожиданием. [окончание cтраницы 327] _______________________________ 1См. Мальтцман И. Мотивация и направленность мышления. // Психология мышления. М., 1965, с. 410. Раздел четвертый Выделим три качественно разных типа неожиданности для сознающего субъекта: 1. Неожиданное изменение контекста — осознанные или неосознан 2. Неожиданное нарушение закономерности, чаще всего количест 3. Ситуации вероятностного ожидания (когда субъект не имеет до Эта классификация не претендует на строгость. Прежде всего, потому, что контекст не может быть точно определён. Он всегда заведомо субъективен — это то, что ранее было принято субъектом за истину. Появление слова «стул» в наборе слов «стол, диван, кресло, шкаф» вероятнее, чем, скажем, слова «усердие» или какой-нибудь цифры. С чем это связано — с контекстом или с ситуацией? Чем, например, для сознания субъекта будет появление пуговицы в ряду цифр, предъявляемых для запоминания: нарушением ситуативной закономерности, сменой контекста или предъявлением менее вероятного стимула? И всё же можно попытаться оценить, о каком типе неожиданности идет речь. Если испытуемый многократно участвовал в экспериментах по запоминанию цифр, предъявление пуговицы будет нарушением контекста — испытуемый может даже не понять, что пуговица является стимульным материалом, который также следует запоминать. Если он впервые участвует в эксперименте, то первое предъявление пуговицы окажется лишь нарушением ситуативной закономерности. Если же пуговица уже появлялась, хоть и редко, в ряду цифр, то её предъявление будет лишь менее вероятно. [окончание cтраницы 328]
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |