Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон разрыва шаблона. Работа сознания над неожиданным изменением контекста




Сознание как логический механизм

«увеличить», «расти». Какое слово лишнее? Как выяснилось, ис­ходная двусмысленность не осознаётся испытуемыми. Их реше­ ние задачи зависит только от порядка предъявления слов «вычесть» и «расти». Если первым идёт «вычесть», то отбрасывается слово «расти» как не относящееся к классу арифметических операций. Если же впереди идёт «расти», то без всяких раздумий и проблем отбрасывается «вычесть» как не относящиеся к классу глаголов, обозначающих рост 1.

•В гештальт-психологии особо отмечалось, что люди, рассматри­вая двойственные изображения, никогда не могут осознавать два изображения одновременно. Например, на известном рисунке Рубина «лица - ваза» никто не может увидеть в одно и то же вре­мя и человеческие профили, и вазу. Разные смыслы двойствен­ных изображений поочередно оказываются в поверхностном со­держании нашего сознания, но никогда вместе.

Итак, сознание стремится не осознавать ни противоречивых тек­стов, ни двусмысленных. Конечно, из опыта мы знаем, что противоре­чия всё же могут осознаваться. Но это само по себе не опровергает за­кон Фрейда-Фестингера. В любой логически непротиворечивой системе противоречия возможны хотя бы как результат действий по проверке ошибочных гипотез (и тогда ошибки должны быть исправлены). Важ­ но, что, осознав противоречие, сознание упорно пытается его преодолеть. Осознанно мы работаем с противоречием как с некоей головоломкой, требующей разрешения, т. е. ищем выход из противоречия. Наиболее преуспела в осознанном разрешении головоломок наука, прежде всего наука естественная. А закон Фрейда-Фестингера как раз и гласит, что механизм сознания пытается удалять противоречие с поверхности сознания. Иногда сознание, как мы увидим далее, даже умышленно со­здаёт противоречия на своей поверхности, но лишь для того, чтобы в дальнейшем их разрешать. Это тоже не противоречит закону, ведь мо­жет же логическая система специально порождать противоречия для, скажем, доказательства от противного!

Теперь перейдём к обсуждению особого типа противоречий, при столкновении с которыми отчётливо проявляется работа защитного по­яса. Сформулируем ряд экспериментально установленных законов для случаев, когда сознание встречается с неожиданным — т. е. тогда, когда возникает рассогласование реального опыта с ожиданием. [окончание cтраницы 327]

_______________________________

1См. Мальтцман И. Мотивация и направленность мышления. // Психология мы­шления. М., 1965, с. 410.


Раздел четвертый

Выделим три качественно разных типа неожиданности для со­знающего субъекта:

1. Неожиданное изменение контекста — осознанные или неосознан­
ные ожидания, имевшиеся у субъекта ещё до возникновения
исследуемой ситуации, оказываются в противоречии с опытом, так
как внезапно выясняется, что субъект находится в качественно другом
классе ситуаций, чем ожидает;

2. Неожиданное нарушение закономерности, чаще всего количест­
венной, найденной субъектом для данной конкретной ситуации
(т. е. «здесь и теперь», как говорят восточные мистики и гуманисти­
ческие психологи);

3. Ситуации вероятностного ожидания (когда субъект не имеет до­
статочной информации, чтобы построить строгую закономер­
ность): более неожиданны будут такие стимулы и реакции,
которые менее вероятны.

Эта классификация не претендует на строгость. Прежде всего, потому, что контекст не может быть точно определён. Он всегда заведо­мо субъективен — это то, что ранее было принято субъектом за истину. Появление слова «стул» в наборе слов «стол, диван, кресло, шкаф» ве­роятнее, чем, скажем, слова «усердие» или какой-нибудь цифры. С чем это связано — с контекстом или с ситуацией? Чем, например, для созна­ния субъекта будет появление пуговицы в ряду цифр, предъявляемых для запоминания: нарушением ситуативной закономерности, сменой контекста или предъявлением менее вероятного стимула? И всё же мож­но попытаться оценить, о каком типе неожиданности идет речь. Если испытуемый многократно участвовал в экспериментах по запоминанию цифр, предъявление пуговицы будет нарушением контекста — испыту­емый может даже не понять, что пуговица является стимульным материа­лом, который также следует запоминать. Если он впервые участвует в экс­перименте, то первое предъявление пуговицы окажется лишь нарушением ситуативной закономерности. Если же пуговица уже появлялась, хоть и редко, в ряду цифр, то её предъявление будет лишь менее вероятно. [окончание cтраницы 328]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.