Сознание как логический механизм. • К. Левин, наверное, был первым, кто начал экспериментировать с людьми, создавая прямо в эксперименте бессмысленные для них ситуации
• К. Левин, наверное, был первым, кто начал экспериментировать с людьми, создавая прямо в эксперименте бессмысленные для них ситуации, т. е. ситуации, в которых естественный контекст вне запно оказывался ошибочным. Например, испытуемый находит ся в контексте «участие в эксперименте с целью исследования его интеллекта или памяти». Экспериментатор приглашает его в кабинет, но вдруг извиняется за вынужденный перерыв в иссле довании: «Я забыл, что мне необходимо позвонить», выходит из экспериментальной комнаты и более не возвращается. Испытуе мый ждёт 10-20 мин., начинает производить какие-то манипуля ции с предметами: перелистывать книгу, трогать бисерную зана веску на шкафчике, все без исключения позванивали колокольчи ком (в том числе почтенные профессора и сотрудники берлинского института психологии — например, ученица Левина Б. В. Зейгар- ник 1). В конце концов испытуемый перестает понимать, что проис ходит и что же он должен делать. И, как пишет Л. С. Выготский, в течение долгого времени остаётся «в состоянии колебания, рас терянности, нерешительности»2.
•Ранее уже упоминался эксперимент А. Бейвеласа, описанный Г. Бейтсоном: перед испытуемым ставят доску, на которой имеется несколько кнопок, и просят его найти правильный способ нажатия кнопок. Испытуемый нажимает кнопки, а звонок сообщает испы туемому, что он правильно нажал кнопки. У испытуемого выра батывается, пользуясь термином Скиннера, суеверное поведение. В этом разделе, однако, нас интересует другое — реакция испы туемого на неожиданное для него изменение контекста. Итак, Бей- велас прекращает эксперимент и сообщает испытуемому, что между кнопками и звонком нет никакой связи. Испытуемый по трясён. Он не верит экспериментатору. Испытуемый, оказав шись — вопреки ожиданиям — в ситуации неожиданного обма на со стороны экспериментатора, переживает растерянность, недоверие, непонимание. Он попадает в логически противоречи вое положение. Он понимает, что его ожидания не соответствуют действительности, и надо принять решение: либо созданная им де терминированная «теория» нажатия кнопок — полная чушь, спро воцированная обманом экспериментатора при постановке задачи в начале эксперимента, либо его теория верна, и экспериментатор, [окончание cтраницы 331]
______________________
1Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981, с. 45.
2См. Выготский Л. С. Собр. соч., 2, с. 463.
Раздел четвертый
заведомо обманывающий его в конце эксперимента, не является обманщиком. Нарушено контекстное ожидание. Поэтому испытуемый сохраняет веру в свою ничем не обоснованную теорию до тех пор, пока не переинтерпретирует ситуацию и не поймёт, что эксперимент посвящен как раз изучению реакции испытуемого на нарушение его ожиданий.
• Г. Гарфинкель создал, как он объявил, особый тип эксперимента, названный им этнометодологическим. Суть эксперимента — в неожиданном нарушении общепринятого и нормального хода собы тий, что приводит, по его утверждению, к возникновению «чувст ва смущения, неуверенности, внутреннего конфликта, психосоциаль ной изоляции, острой и непонятной тревоги» 1. Например, в ходе обычного разговора экспериментатор начинает приближать свое лицо к лицу ничего не подозревающего собеседника. Сначала парт нёр испытывает смущение, отодвигается. Но, в конце концов, ин терпретирует ситуацию понятным для себя способом, восприни мая действия экспериментатора либо как действия психически больного, либо как действия, имеющие прямую сексуальную на правленность. Типичная реакция испытуемого: «Ты что, ненор мальный?».
• Основатели нейролингвистического программирования среди эф фективных приемов психологического воздействия выделяют та кой: неожиданное прерывание автоматического действия (шаб лона). Часто используемый в их работах пример — прерванное рукопожатие. Экспериментатор протягивает испытуемому руку для рукопожатия. Тот, в соответствии с имеющимся шаблоном поведения, охотно отвечает тем же. В ответ экспериментатор об хватывает его запястье левой рукой и внезапно приподнимает про тянутую для рукопожатия руку вверх. В течение короткого вре мени (не больше 10 секунд) испытуемый оказывается без програм мы действий. В этот момент он легко поддается разнообразным внушениям экспериментатора. Например, возможно такое: «Дай те вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впа дёте в глубокий транс» 2.
• Изменение контекста применяется как психотерапевтический приём. Ф. Зимбардо, например, утверждает, что одно лишь использование [окончание cтраницы 332]
_______________________
1Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. New Jersey, 1967, p. 55.
2Трансформация личности: нейролингвистическое программирование Одесса, 1995, с. 271-273.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление