Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Братуся. Понятие личности. Основные переменные, влияющие на личность




Бланк ответа испытуемого.

Ключ.

Бланк ответа.

Ключ.

Ответы ДА на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28 29, 30, 32, 37, 41 и ответы НЕТ на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39 оцениваются в 1 балл. Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

ответ балл ответ балл ответ балл ответ балл
  да     да     да     нет  
  да     да     нет     да  
  нет     да     да     да  
  да     нет     нет     нет  
  нет     да     нет     да  
  да     нет     нет     нет  
  да     да     да     да  
  да     да     нет     нет  
  нет     да     нет     да  
  да     да     да     нет  
                    нет  
                  Сумма балов:  

Приложение 13.

  смелый бдительный предприимчивый
  кроткий робкий упрямый
  острожный решительный пессимистичный
  непостоянный бесцеремонный внимательный
  ловкий бойкий предусмотрительный
  хладнокровный колеблющийся удалой
  стремительный легкомысленный боязливый
  незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
  оптимистичный добросоветстный чуткий
  меланхоличный сомневающийся неустойчивый
  трусливый небрежный взволнованный
  опрометчивый тихий боязливый
  внимательный неблагоразумный смелый
  рассудительный быстрый мужественный
  предприимчивый осторожный предусмотрительный
  взволнованный рассеянный робкий
  малодушный неосторожный бесцеремонный
  пугливый нерешительный нервный
  исполнительный преданный авантюрный
  предусмотрительный бойкий отчаянный
  укрощенный безразличный небрежный
  осторожный беззаботный терпеливый
  разумный заботливый храбрый
  предвидящий неустрашимый добросовестный
  поспешный пугливый беззаботный
  рассеянный опрометчивый пессимистичный
  осмотрительный рассудительный предприимчивый
  тихий неорганизованный боязливый
  оптимистичный бдительный беззаботный

Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая - номер столбца).

КЛЮЧ: 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3,13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1,23/1,23/3, 24/1, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3, 28/1, 28/2, 29/1, 29/3,30/2.

Далее подсчитывается сумма баллов. Чем больше эта сумма, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите.

[от 2 до 10 баллов] низкая мотивация к защите;

[от 11 до 16 баллов] средний уровень мотивации к избеганию неудач;

[от 17 до 20 баллов] высокий уровень мотивации к защите;

[свыше 20 баллов] чрезмерно высокий уровень мотивации к защите.


ответ балл ответ балл
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Модель Братуся проистекает из психологической антропологии. Типы:

а) Это психологический тип личности в узкой культуре

б) Социально-психологический тип личности в советской культуре

в) Психосоциальный тип перестроечного времени

Личность характеризуется с точки зрения отношения человека к другим людям.

Уровни:

· Эгоцентрический

· Группоцентрический

· Гуманический (просоциальный)

 

Кречмер.

Астенический тип – склонен к шизофрении

Атлетический тип – эпилепсия, способен к жизненной борьбе

Пикнический тип – МДП

Циркулярный Шизоидный
Пикнический тип Пикнический смешанный Астенический тип Атлетический тип Атлетически-Астенически смешанный Диспластичный тип

 

 

Шелдон.

Психология конституциональных различий.

· Эндоморфный - сферическая форма тела, мягкость, большой живот, крупная голова, крупные внутренние органы, вялые руки и ноги, неразвитые кости и мышцы.

· Мезаморфный- широкие плечи и грудная клетка, минимальное количество подкожного жира, массивная голова

· Эктоморфный – худой, вытянутое лицо, узкая грудная клетка, живот, неразвитая мускулатура, отсутствие подкожного жирового слоя

Ввёл количественную оценку каждого компонента в конкретном индивидууме: 7ми бальная шкала.

Три первоначальные группы черт:

· Эндоморфный тип: а) Расслабленность б) Удовольствие от пищеварения в) Жажда похвалы и одобрения г) Глубокий сон д) Потребность в людях в тяжёлую минуту

· Мезоморфный а) Уверенность поз б) Энергичность в) Потребность в движениях г) Решительные манеры д) Громкий голос е) Тяга к действиям в тяжёлую минуту

· Эктоморфный: а) Скромность поз б) Высокая скорость реакции в) Социофобия г) Затруднение в становлении соц. Отношений д) трудность приобретения контактов и новых привычек е) Тихий голос ж) Недостаточный сон з) Усталость и) Юношеская живость манер, внешнего облика к) Тяга к одиночеству в тяжёлую минуту

Темпераменты:

· Висцеротоник: расслабленность в осанке, любовь к комфорту, замедленная реакция, любовь к пище, удовольствие от пищеварения, любовь к вежливому обхождению, приветливость, жажда похвалы и одобрения, терпимость.

· Соматотоник – уверенность в осанке и движении, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движении, стремление к господству, склонность к риску, решительные манеры, психологическая нечувствительность, отсутствие жалости и такта, агрессивность в соревновании

· Церебротоник – сдержанность манер и движений, скованность осанке, чрезмерная физическая активность, высокая скорость реакций, склонность к интимности, тревожность, высокий уровень внимания, скрытность чувств, социофобия, трудности в установлении социальных контактов, тихий голос, боязнь вызвать шум.

Корреляция (телосложение + темперамент):

· Эндоморфный висцеротоник

· Мезаморфный соматотоник

· Эктоморфный церебратоник

Биографические данные (анализ) – подразумевает под собой историю жизни индивида, с конкретными описаниями проявления того или иного темперамента и его сравнения с телосложением.

 

 

Модель Х. Ле-Сенна

Характер рассматривается как совокупность трёх основных составных частей.

· Эмоциональность (Э)

· Активность (А)

· Первичность (П) и Вторичность (В)

Выделил 8 характеров, основываясь на комбинациях Э (+ или -), А (+ и -), П и В.

Э+А-П: нервный

Э+А-В: Сентиментальный

Э+А+П: Очень деятельный

Э+А+В: Страстный

Э-А+П: Сангвиник

Э-А+В: Флегматик

Э-А-П: Аморфный

Э-А-В: Апатичный

Все характеры сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных.

 

Типологические модели Акцентуаций характера и психопатий.

Модель К. Леонарда

Определял черты характера в зависимости от отнесения их к разным сферам.

Сферы:

· Направленности интересов и склонностей

· Чувств и воли

· Ассоциативная интеллектуальная сфера

Акцентуация: это усиление степени определённой черты. Они, так, или иначе, откладывают отпечаток на личность.

Методы диагностики:

Шмишек и Мюллер: перечень вопросов Д/диагностики личности.

Важно:

· Наблюдение и обследование (мимика, жесты, интонация).

· Причина ответа

· Собственное отношение испытуемого к своему характеру.

Акцентирование черты личности

· Демонстративные личности (истеройдность, фантазирование, самовосхваление, необдуманность поступков.)

· Педантические личности (психопатия), невротичные типы (страх ипохондрия), навязчивая аккуратность.

· Застревающая личность (патологическая стойкость аффекта)

· Возбудимые личности (патологическая власть влечений, эпилептойдная психопатийность, раздражённость, вспыльчивость)

· Гипертонические личности (гипогипоманиакльные состояния)

· Дистемические личности (субдепрессиный)

Темперамент:

· Аффективно – лабильный

· Аффективно – экзальтированный

· Тревожные личности

· Эмотивные личности

 

Типологическая модель С.А. Личко. Психопатии и акцентуации характера.

Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный взгляд свой властный отпечаток.

Не подвергаются изменению в течении жизни

Мешают приспособиться к окружающей среде

Критерии:

· Тотальность

· Относительная стабильность

· Социальная деградация

Гипертимный Такие люди отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.
Циклоидный Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психического расстройства - циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.
Лабильный Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера.
Астено-Невротический Также встречается только в виде акцентуации характера Патологический уровень проявляется чаще всего развитием неврозов в виде неврастении. Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтож ному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки
Сенситивный У этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множе ство недостатков, особенно в области качеств морально-этических и воле вых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверх ностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситу ация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объективности
Психастенический Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы - при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные.
Шизоидный Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты - эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно - неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.
Эпилептойдный Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело - с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику - от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.
Истероидный Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.
Неустойчивый Главная черта - нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная - легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.
Конформный Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

 

 

Р. Мэй. Основные этапы консультирования. Общие выводы.

«Cлагаемые личности — свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и глубокая духовность» – это образ конечного результата терапии.

Этапы консультирования:

1. Установление контакта, достижение раппорта и формирование представления. На этом этапе формируется предварительное представление о личности подопечного, которое неизбежно на протяжении сеансов будет дополняться и уточняться. Предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Информацию о нем можно найти во всяких мелочах: то какой походкой он подходил к двери консультации, то как он пожал руку, внешний вид (опрятность, ухоженность, подбор цветов, аксессуаров и пр.), расстояние общения, поза, незначительные движения, интонация, макро- и микроэкспрессия и многие другие детали. Могут быть очень важны оговорки, забывание определенных моментов. «В этой области от консультанта скорее требуется мудрая наблюдательность, чем теоретические выводы». Здесь так же уместны опросники и другие диагностические методики

Изучается так же позиция подопечного (единственный ребенок, старший, младший) в родительской семье

2. Исповедь – на этой стадии клиент имеет возможность выговориться; по меньшей мере две трети всего ушедшего на беседу времени должен говорить клиент и если это не так, то консультирование ведется неверно. Понимание и принимание клиента катализирует процесс трансформации личности. Опытный консультант умеет во время исповеди подвести клиента к главной проблеме. При этом консультант ни в коем случае не должен проявлять никакого изумления или возмущения. Исповедь может вызвать эмоциональное расстройство клиента, что иногда служит для него облегчением, а иногда, наоборот, усиливает его сопротивление.

3. Толкование – эта стадия наступает «когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и выложил все карты на стол». Толкование — это совместная работа консультанта и клиента. «Эта стадия не должна сводиться к тому, что консультант определяет модель и преподносит ее на блюдечке клиенту». Важный момент: консультанту не следует безапелляционно формулировать свое толкование, он лишь предлагает возможный вариант. Не стоит заявлять: «Дело обстоит так‑то и так‑то», больше подойдет фраза: «Мне кажется, что дело в том‑то», или «Здесь прослеживается связь с тем‑то», при этом следует наблюдать за реакцией клиента. Консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Если тот соглашается с его толкованием и произносит: «Да, я думаю, это верно», значит, этот вариант как бы принимается за основу обоими участниками процесса консультирования

4. Трансформация личности. Этот процесс называется «трансформацией», поскольку он как бы заново формирует личность, изменяя не только ее характер, но и структуру модели в целом. Происходит коррекция всей совокупности напряжений, образующих личностную модель. Здесь можно применять внушения, которые будут действовать «как закваска». Внушение начинает взаимодействовать с уже оформившейся в подсознании тенденцией и, в конечном итоге, подводят клиента к решению. Таким образом, консультанту удается добиться большей целостности его «Я».

В отдельных случаях предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант.

Важными факторами трансформации являются понимание и эмпатическая связь, которые появляются вместе с началом взаимодействия с консультантом и к моменту этой стадии еще сильнее углубляются.

Еще один фактор «утилизация переживаний» клиента. Имеется в виду пережить свое страдание и извлечь из него материал для саморазвития: «консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло. Выражаясь метафорически, страдания, как обузданный речной поток, вырабатывающий электроэнергию, рождают в нас силы для трансформации личности».

Выводы.

Консультант, таким образом, должен установить связь между переживаниями клиента и невротическими сторонами его личностной модели. Этот анализ делается постепенно, от встречи к встрече, когда идет обсуждение всех ошибочных поступков за прошедший период. Консультант даже может предсказать предстоящие переживания и их причину. Таким образом, жернова жизни будут неотвратимо перемалывать наши ошибки в добро для нас самих.

И, наконец, в завершение нашего обсуждения, мы приходим к осознанию такой огромной и неведомой силы в преображении личности, как загадочная созидательная сила жизни. Приходит к вам на прием робкий, застенчивый человек, полный самоуничижения и жалости к себе, сдавшийся, еще и не начав борьбы с жизненными трудностями. Но вот прорывается кокон замкнутости, и человек обретает объективное, открытое и творческое отношение к жизни. Отчаяние переходит в надежду, эгоизм — в бескорыстие, трусость — в мужество; на смену боли приходит радость, одиночество отступает перед любовью. В этом есть, хоть и небольшая, заслуга консультанта. Он сделал немного, но, возможно, самое ценное — подсказал здесь, подправил там, а уж само чудо преображения личности завершили созидательные силы жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.