КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель Братуся. Понятие личности. Основные переменные, влияющие на личность
Бланк ответа испытуемого. Ключ. Бланк ответа. Ключ. Ответы ДА на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28 29, 30, 32, 37, 41 и ответы НЕТ на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39 оцениваются в 1 балл. Далее подсчитывается сумма набранных баллов.
Приложение 13.
Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая - номер столбца).
КЛЮЧ: 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3,13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1,23/1,23/3, 24/1, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3, 28/1, 28/2, 29/1, 29/3,30/2. Далее подсчитывается сумма баллов. Чем больше эта сумма, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите. [от 2 до 10 баллов] низкая мотивация к защите; [от 11 до 16 баллов] средний уровень мотивации к избеганию неудач; [от 17 до 20 баллов] высокий уровень мотивации к защите; [свыше 20 баллов] чрезмерно высокий уровень мотивации к защите.
Модель Братуся проистекает из психологической антропологии. Типы: а) Это психологический тип личности в узкой культуре
б) Социально-психологический тип личности в советской культуре в) Психосоциальный тип перестроечного времени Личность характеризуется с точки зрения отношения человека к другим людям. Уровни: · Эгоцентрический · Группоцентрический · Гуманический (просоциальный)
Кречмер. Астенический тип – склонен к шизофрении Атлетический тип – эпилепсия, способен к жизненной борьбе Пикнический тип – МДП
Шелдон. Психология конституциональных различий. · Эндоморфный - сферическая форма тела, мягкость, большой живот, крупная голова, крупные внутренние органы, вялые руки и ноги, неразвитые кости и мышцы. · Мезаморфный- широкие плечи и грудная клетка, минимальное количество подкожного жира, массивная голова · Эктоморфный – худой, вытянутое лицо, узкая грудная клетка, живот, неразвитая мускулатура, отсутствие подкожного жирового слоя Ввёл количественную оценку каждого компонента в конкретном индивидууме: 7ми бальная шкала. Три первоначальные группы черт: · Эндоморфный тип: а) Расслабленность б) Удовольствие от пищеварения в) Жажда похвалы и одобрения г) Глубокий сон д) Потребность в людях в тяжёлую минуту · Мезоморфный а) Уверенность поз б) Энергичность в) Потребность в движениях г) Решительные манеры д) Громкий голос е) Тяга к действиям в тяжёлую минуту · Эктоморфный: а) Скромность поз б) Высокая скорость реакции в) Социофобия г) Затруднение в становлении соц. Отношений д) трудность приобретения контактов и новых привычек е) Тихий голос ж) Недостаточный сон з) Усталость и) Юношеская живость манер, внешнего облика к) Тяга к одиночеству в тяжёлую минуту Темпераменты: · Висцеротоник: расслабленность в осанке, любовь к комфорту, замедленная реакция, любовь к пище, удовольствие от пищеварения, любовь к вежливому обхождению, приветливость, жажда похвалы и одобрения, терпимость. · Соматотоник – уверенность в осанке и движении, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движении, стремление к господству, склонность к риску, решительные манеры, психологическая нечувствительность, отсутствие жалости и такта, агрессивность в соревновании
· Церебротоник – сдержанность манер и движений, скованность осанке, чрезмерная физическая активность, высокая скорость реакций, склонность к интимности, тревожность, высокий уровень внимания, скрытность чувств, социофобия, трудности в установлении социальных контактов, тихий голос, боязнь вызвать шум. Корреляция (телосложение + темперамент): · Эндоморфный висцеротоник · Мезаморфный соматотоник · Эктоморфный церебратоник Биографические данные (анализ) – подразумевает под собой историю жизни индивида, с конкретными описаниями проявления того или иного темперамента и его сравнения с телосложением.
Модель Х. Ле-Сенна Характер рассматривается как совокупность трёх основных составных частей. · Эмоциональность (Э) · Активность (А) · Первичность (П) и Вторичность (В) Выделил 8 характеров, основываясь на комбинациях Э (+ или -), А (+ и -), П и В. Э+А-П: нервный Э+А-В: Сентиментальный Э+А+П: Очень деятельный Э+А+В: Страстный Э-А+П: Сангвиник Э-А+В: Флегматик Э-А-П: Аморфный Э-А-В: Апатичный Все характеры сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных.
Типологические модели Акцентуаций характера и психопатий. Модель К. Леонарда Определял черты характера в зависимости от отнесения их к разным сферам. Сферы: · Направленности интересов и склонностей · Чувств и воли · Ассоциативная интеллектуальная сфера Акцентуация: это усиление степени определённой черты. Они, так, или иначе, откладывают отпечаток на личность. Методы диагностики: Шмишек и Мюллер: перечень вопросов Д/диагностики личности. Важно: · Наблюдение и обследование (мимика, жесты, интонация). · Причина ответа · Собственное отношение испытуемого к своему характеру. Акцентирование черты личности · Демонстративные личности (истеройдность, фантазирование, самовосхваление, необдуманность поступков.)
· Педантические личности (психопатия), невротичные типы (страх ипохондрия), навязчивая аккуратность. · Застревающая личность (патологическая стойкость аффекта) · Возбудимые личности (патологическая власть влечений, эпилептойдная психопатийность, раздражённость, вспыльчивость) · Гипертонические личности (гипогипоманиакльные состояния) · Дистемические личности (субдепрессиный) Темперамент: · Аффективно – лабильный · Аффективно – экзальтированный · Тревожные личности · Эмотивные личности
Типологическая модель С.А. Личко. Психопатии и акцентуации характера. Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный взгляд свой властный отпечаток. Не подвергаются изменению в течении жизни Мешают приспособиться к окружающей среде Критерии: · Тотальность · Относительная стабильность · Социальная деградация
Р. Мэй. Основные этапы консультирования. Общие выводы. «Cлагаемые личности — свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и глубокая духовность» – это образ конечного результата терапии. Этапы консультирования: 1. Установление контакта, достижение раппорта и формирование представления. На этом этапе формируется предварительное представление о личности подопечного, которое неизбежно на протяжении сеансов будет дополняться и уточняться. Предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Информацию о нем можно найти во всяких мелочах: то какой походкой он подходил к двери консультации, то как он пожал руку, внешний вид (опрятность, ухоженность, подбор цветов, аксессуаров и пр.), расстояние общения, поза, незначительные движения, интонация, макро- и микроэкспрессия и многие другие детали. Могут быть очень важны оговорки, забывание определенных моментов. «В этой области от консультанта скорее требуется мудрая наблюдательность, чем теоретические выводы». Здесь так же уместны опросники и другие диагностические методики Изучается так же позиция подопечного (единственный ребенок, старший, младший) в родительской семье 2. Исповедь – на этой стадии клиент имеет возможность выговориться; по меньшей мере две трети всего ушедшего на беседу времени должен говорить клиент и если это не так, то консультирование ведется неверно. Понимание и принимание клиента катализирует процесс трансформации личности. Опытный консультант умеет во время исповеди подвести клиента к главной проблеме. При этом консультант ни в коем случае не должен проявлять никакого изумления или возмущения. Исповедь может вызвать эмоциональное расстройство клиента, что иногда служит для него облегчением, а иногда, наоборот, усиливает его сопротивление. 3. Толкование – эта стадия наступает «когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и выложил все карты на стол». Толкование — это совместная работа консультанта и клиента. «Эта стадия не должна сводиться к тому, что консультант определяет модель и преподносит ее на блюдечке клиенту». Важный момент: консультанту не следует безапелляционно формулировать свое толкование, он лишь предлагает возможный вариант. Не стоит заявлять: «Дело обстоит так‑то и так‑то», больше подойдет фраза: «Мне кажется, что дело в том‑то», или «Здесь прослеживается связь с тем‑то», при этом следует наблюдать за реакцией клиента. Консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Если тот соглашается с его толкованием и произносит: «Да, я думаю, это верно», значит, этот вариант как бы принимается за основу обоими участниками процесса консультирования 4. Трансформация личности. Этот процесс называется «трансформацией», поскольку он как бы заново формирует личность, изменяя не только ее характер, но и структуру модели в целом. Происходит коррекция всей совокупности напряжений, образующих личностную модель. Здесь можно применять внушения, которые будут действовать «как закваска». Внушение начинает взаимодействовать с уже оформившейся в подсознании тенденцией и, в конечном итоге, подводят клиента к решению. Таким образом, консультанту удается добиться большей целостности его «Я». В отдельных случаях предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант. Важными факторами трансформации являются понимание и эмпатическая связь, которые появляются вместе с началом взаимодействия с консультантом и к моменту этой стадии еще сильнее углубляются. Еще один фактор «утилизация переживаний» клиента. Имеется в виду пережить свое страдание и извлечь из него материал для саморазвития: «консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло. Выражаясь метафорически, страдания, как обузданный речной поток, вырабатывающий электроэнергию, рождают в нас силы для трансформации личности». Выводы. Консультант, таким образом, должен установить связь между переживаниями клиента и невротическими сторонами его личностной модели. Этот анализ делается постепенно, от встречи к встрече, когда идет обсуждение всех ошибочных поступков за прошедший период. Консультант даже может предсказать предстоящие переживания и их причину. Таким образом, жернова жизни будут неотвратимо перемалывать наши ошибки в добро для нас самих. И, наконец, в завершение нашего обсуждения, мы приходим к осознанию такой огромной и неведомой силы в преображении личности, как загадочная созидательная сила жизни. Приходит к вам на прием робкий, застенчивый человек, полный самоуничижения и жалости к себе, сдавшийся, еще и не начав борьбы с жизненными трудностями. Но вот прорывается кокон замкнутости, и человек обретает объективное, открытое и творческое отношение к жизни. Отчаяние переходит в надежду, эгоизм — в бескорыстие, трусость — в мужество; на смену боли приходит радость, одиночество отступает перед любовью. В этом есть, хоть и небольшая, заслуга консультанта. Он сделал немного, но, возможно, самое ценное — подсказал здесь, подправил там, а уж само чудо преображения личности завершили созидательные силы жизни.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |