Равным образом внутреннее, собственное самодви- жение, импульс вообще (аппетит или nisus * монады, энтелехия абсолютно простой сущности) состоит не в чем ином, как в том, что в одном и том же отношении су- ществуют нечто в себе самом и его отсутствие, отри- цательное его самого. Абстрактное тождество с собой еще не есть жизненность, но так как положительное в себе самом есть отрицательность, то тем самым оно выходит вне себя и вызывает свое изменение. Таким образом, нечто жизнен- но, лишь поскольку оно содержит в себе противоре- чие и есть именно та сила, которая в состоянии вмещать в себе и выдерживать это противоречие. Если же нечто существующее не в состоянии в своем положительном определении вместе с тем перейти в свое отрицательное и удержать одно в другом, если оно неспособно иметь в самом себе противоречие, то это нечто не есть живое единство, не есть основание, но в противоречии идет к гибели. Спекулятивное мышление состоит лишь в том,, что оно удерживает противоречие и в нем само себя, а не в том, что, как это свойственно представлению, находится во власти противоречия и позволяет ему лишь растворить свои определения в другие или в ничто» (67—70) [519-521].
* - усилие. Ред,
Движение и „само движение" (это NB! само- произвольное (самостоятельное), спонтанейное, внут- ренне-необходимое движение), „изменение", „движение и жизненность", „принцип всякого самодвижения", „импульс" (Trieb) к „движению" и к „деятельности" —
противоположность „мертвому бытию" — кто поверит, что это суть „гегелевщины", абстрактной и abstrusen (тяжелой, нелепой?) гегельянщины?? Эту суть надо было открыть, понять, hiniiberretten 83, вы- лущить, очистить, что и сделали Маркс и Энгельс.
Идея универсального движения и изменения (1813, Логика) угадана до ее применения к жизни и к об- ществу. К обществу провозглашена раньше (1847), чем доказана в применении к человеку (1859) 84.
прикрыто простотой
«Если в движении, импульсе и т. п. противоречие скрыто от представления за простотой этих определений, то, наобо- рот, в определениях отношения проти- воречие выступает непосредственно. Три- виальнейшие примеры: верх и низ, правое и левое, отец и сын и т. д. до бесконечности, все содержат противоположность в одном определении. Верх есть то, что не есть низ; определение верха состоит лишь в том, чтобы не быть низом, и первое есть лишь постольку, поскольку есть второе, и наоборот; в каждом определении за- ключается и его противоположность. Отец есть другое сына, а сын — другое отца, и каждый есть лишь это другое дру- гого; и вместе с тем каждое определение имеется лишь в отношении к другим;
их бытие есть единое наличие»..................... (70)
[521-522].
«Поэтому представление имеет, правда, повсюду своим содержанием противоречие, но не доходит до сознания его; оно остается внешней рефлексией, пере- ходящей от одинаковости к неодинаковости или от отрицательного отношения к рефлектированности раз- личенных определений внутрь себя. Эта рефлексия про- тивопоставляет внешним образом оба эти определения одно другому и имеет в виду лишь их, а не их переход, который и есть существенное и содержит в себе проти- воречие. — Остроумная рефлексия, упомянем здесь о ней, состоит, напротив, в схватывании и высказывании
противоречия. Хотя она, правда, не выражает со- бой понятия вещей и их отношений, а имеет своим материалом и содержанием лишь определения представ- ления, она все же приводит их в такое соотношение, в котором содержится их противоречие, и заставляет тем самым их понятие светиться через противоречие. — Мыслящий же разум заостряет, так сказать, приту- пившееся различие различного, простое разнообразие представлений до существенного различия, до проти- воположности. Лишь таким путем многообразные, доведенные до заостренности противоречия, становят- ся подвижными и живыми по отношению друг к другу и приобретают в нем ту отрицательность, которая есть внутренняя пульсация самодвижения и жизненно- сти».... (70—71) [522-523].
NB
(1) Обычное представление схватывает различие и
противоречие, но не переход от одного к другому,
а это самое важное.
(2) Остроумие и ум.
Остроумие схватывает противоречие, высказывает
его, приводит вещи в отношения друг к другу, за-
ставляет „понятие светиться через противоречие",
но не выражает понятия вещей и их отношений.
(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупив-
шееся различие различного, простое разнообразие
представлений, до существенного различия, до про-
тивоположности. Лишь поднятые на вершину про-
тиворечия, разнообразия становятся подвижными
(regsam) и живыми по отношению одно к другому, —
приобретают ту негативность, которая является
внутренней пульсацией самодви-
жения и жизненности.
Подразделения: Der Grund — (основание)
(1) абсолютное основание — die Grundlage (основа). „Форма и материя". „Содержание".
для
(2) определенное основание (как основание ределенного содержания).
оп-
Переход его в обусловливающее посредствование die bedingende Vermittelung
I
(3) вещь в себе (переход в существование). Примечание. «Закон основания».
Обычное: «Все имеет свое достаточное основание».
«Смысл этого предложения состоит вообще не в чем ином, как в том, что все, что есть, должно быть рассмат- риваемо, не как сущее непосредственное, а как поло- женное; оно должно не останавливаться на непосред- ственном наличном бытии или на определенности вообще, но возвращаться от них к своему основанию»... Излишне прибавлять: достаточное основание. Недостаточное не есть основание.
Лейбниц, сделавший из закона достаточного осно- вания — базу своей философии, понимал это глубже. «Лейбниц противопоставлял достаточность осно- вания главным образом причинности в строгом смысле этого слова, как механическому спо- собу действия» (76) [528]. Он искал „Beziehung" der Ursachen * (77) [528—529], — — «целое как существен- ное единство».
Он искал цели, но телеология85 относится-де не сюда, а к учению о понятии.
... «Нельзя задавать вопрос, каким образом форма привходит к сущности, ибо первая есть лишь свечение последней в себе самой, присущая (sic!) ей собственная рефлексия»... (81) [532—533].
Форма Так или
существенна. Сущность иначе в зависимости и
формирована. от сущности...
* — «отношение» причин. Ред.
Сущность как бесформенное тождество (самой с со- бой) становится материей.
«... Она» (die Materie) «есть собственная основа или субстрат формы»... (82) [533].
«Если абстрагироваться от всяких определений, от всякой формы какого-либо нечто, то останется неопре- деленная материя. Материя есть нечто просто абстракт- ное. (— Материи нельзя видеть, осязать и т. д., — то, что видят, осязают, есть уже определенная материя, т. е. единство материи и формы)» (82) [534].
Материя не суть основание формы, а единство осно- вания и обоснованного. Материя есть пассивное, форма— активное (tatiges) (83). «Материя должна быть оформле- на, а форма должна материализоваться»... (84) [535]. «То, что является деятельностью формы,
NB
есть далее в той же мере собственное движение
самой материи»... (85—86) [537].
... «И то и другое, действие формы и движение ма- терии, есть одно и то же... Материя как таковая опре- делена или необходимо имеет некоторую форму, а форма есть просто материальная, устойчивая форма» (86) [538].
Примечание: «Формальный способ объяснения из тавтологических оснований».
Очень-де часто, особенно в физических науках, „основания" объясняют тавтологически: движение земли объясняется „притягивающей силой" солнца. А что такое притягивающая сила? Тоже движение!! (92) [544]. Пустая тавтология: зачем едет этот человек в город? Вследствие притягивающей силы города! (93) [544]. Бы- вает и так, что в науке выдвигают сначала как „осно- вание" — молекулы, эфир, „электрическую материю" (95—96) [547] etc., а потом оказывается, «что они» (эти понятия) «суть собственно определения, выведенные из того, что они должны обосновывать, суть гипотезы и вымыслы, выведенные из некритической рефлексии»... Или говорят, что мы «не знаем внутренней сущности самих этих сил и материй»... (96) [547] тогда-де нечего-де и „объяснять", а просто ограничиваться фактами...
Der reale Grund*... не тавтология, а уже «другое определение содержания» (97) [548—549].
* — реальное основание. Ред.
По вопросу об „основе" (Grund) Гегель замечает, между прочим:
«Если о природе говорится, что она есть основание мира, то то, что называется природой, с одной стороны, есть то же, что и мир, и мир есть не что иное, как сама природа» (100) [552]. С другой стороны, «для того, чтобы природа стала миром, к ней извне присоединяется еще многообразие определений»...
Так как всякая вещь имеет „mehrere" * «определе- ния содержания, отношения и аспекты», то можно приводить доводы в любом числе за и против (103) [554—555]. Это Сократ и Платон и называли софистикой. Такие доводы не содержат «всего объема вещи», не «ис- черпывают» ее (в смысле «охвата связи вещи» и «содер- жат все» стороны ее).
Переход основания (Grund) в условие (Bedingung).
If I'm not mistaken, there is much
mysticism and leeres ** педантизм
у Гегеля в этих выводах, но гениаль-
на основная идея: всемирной, все-
сторонней, живойсвязи всего со
всем и отражения этой связи — materialistisch auf den Kopf gestell-
ter Hegel *** — в понятиях человека,
которые должны быть также обте- саны, обломаны, гибки, подвижны,
релятивны, взаимосвязаны, едины в
противоположностях, дабы обнять мир. Продолжение дела Гегеля и
Маркса должно состоять в диалек- тической обработке истории че-
ловеческой мысли, науки и техники.
Река и капли в этой реке. Поло-
жение каждой капли, ее отношение
А „чисто ло-
гическая" об-
работка? Das
fallt zusam-
men ****. Это
должно сов-
падать, как
индукция и
дедукция в
„Капитале"
* — «многочисленные». Ред. ** — Если я не ошибаюсь, здесь много мистицизма и пустой, Ред. *** — материалистически перевернутый Гегель. Ред, **** — Это совпадает. Ред.
Часто у Ге-
геля слово
„момент"
всмысле
момента
связи,
момента в
сцеплении
к другим; ее
связь с другими; на-
правление ее
движения; скорость;
линия движения — прямая, кривая,
круглая etc.
— вверх, вниз. Сумма
движения. Понятия как учеты от-
дельных сторон движения, отдель-
ных капель (
= „вещей), отдельных
„струй" etc.
Вот a peu pres * кар-
тина мира по
Логике Гегеля, — ко-
нечно, минус
боженька и абсолют.
* — приблизительно. Ред.
«Если налицо все условия некоторой вещи, то она вступает в существование»... (116) [568].
Очень хорошо! причем тут лизм?
абсолютная
идея
и
идеа-
Забавно это
„выведение"..
. существования...
ВТОРОЙ ОТДЕЛ:
ЯВЛЕНИЕ
Первая фраза: «Сущность должна являться»... (119) [571] (по)явление сущности есть (1) Existenz (вещь); (2) явление (Erscheinung). («Явление есть то, что есть вещь в себе или истина последней», стр. 120.) «Миру явлений противостоит рефлектированный в себя, су- щий в себе мир»... (120) [572]. (3) Verhaltnis (отношение) и действительность.
Между прочим: «Доказывание есть вообще опосред- ствованное познание»...
... «Различные виды бытия требуют свойственных именно им видов опосредствования или содержат их в себе; поэтому и природа доказательства относительно каждого из них различна»... (121) [573].
И паки... о существовании бога!! Бедный этот бог, как только помянут слово существо- вание, так он и обидится.
Существование отличается от бытия своей опосред- ствованностью (Vermittelung: 124 [576]).?Конкрет- ностью и связью?)
... «Вещь в себе и ее опосредствованное бытие оба содержатся в существовании и оба сами суть существо- вания; вещь в себе существует как существенное суще- ствование вещи, опосредствованное же бытие есть ее несущественное существование»... (125) [577—578].
? Вещь в себе относится к бытию, как существенное к несущественному?
... «Последняя» (Ding-an-sich) «не должна в себе самой иметь никакого определенного многообразия и потому приобретает это многообразие, лишь будучи перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается к нему безразличной. (— Вещь в себе имеет цвет лишь будучи поднесена к глазу, запах — к носу и т. д.)»... (126) [578].
... «Вещь имеет свойство, состоящее в том, чтобы производить в другом то или иное и обнаружить себя своеобразным способом в своем отношении к этому другому»... (129) [581]. «Вещь в себе существует, сле- довательно, существенным образом»...
В примечании идет речь о «вещи в себе трансцен- дентального идеализма»...
... «Вещь в себе как таковая есть не что иное, как пустая абстракция от всякой определенности, о кото- рой, конечно, нельзя ничего знать, именно потому, что она должна быть абстракцией от всякого определе- ния»...
«Трансцендентальный идеализм... всякую определен- ность вещей, как «по форме, так и по содержанию перемещает в сознание»»... «то с этой точки зрения во мне, в субъекте, совершается то, что я вижу листья дерева не черными, а зелеными, солнце круглым, а не квадратным, что сахар для моего вкуса сладок, а не горек, что первый и второй удар часов я определяю как последовательные, а не как одновременные, а также, первый не как причину и не как действие второго и т. д.» (131) [583]... Гегель оговаривается далее, что здесь рассматривал лишь вопрос о вещи в себе и „aufier- liche Reflexion" *.
«Существенная же недостаточность той точки зрения, на которой останав- ливается указанная философия, со- стоит в том, что она упорно держится
* — «внешней рефлексии». Ред.
суть=против субъективиз- ма и разрыва вещи в себе и явления
абстрактной вещи в себе, как некото- рого последнего определения, и проти- вопоставляет вещи в себе рефлексию или определенность и многообразие свойств; между тем как на самом деле вещь в себе по существу имеет эту внешнюю рефлексию в ней самой и определяет себя как нечто, наделенное своими собственными определениями, свойствами, вследствие чего та абстрак- ция вещи, в силу которой она есть чистая вещь в себе, оказывается неис- тинным определением» (132) [584].
... «Многие различные вещи состоят в существенном взаимодействии через свои свойства; свойство есть самое это взаимоотношение, и вещь вне его есть ничто»... (133) [585].
Die Dingheit переходит в Eigenschaft * (134) [585]. Eigenschaft переходит в „материю" или „Stoff" ** („вещи состоят из веществ") etc.
«Явление есть... ближайшим образом сущность в своем существовании»... (144) [596]. «Явление есть... единство видимости и существования»... (145) [597].
закон (явлений)
Единство в явлениях: «Это единство есть закон явления. Закон есть, таким образом, положительное в опосредст- вовании являющегося» (148) [600].
[Тут вообще тьма темного. Но мысль живая есть,
современной физики!!!
видимо: понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цель- ности мирового процесса. „Обламывание" и „выверты- вание" слов и понятий, которому здесь предается Гегель, есть борьба с абсолютированием понятия закона, с упрощением его, с фетишизированием его. N В для
* — вещность переходит в свойство. Ред. ** — «вещество». Ред.
NB
Закон есть прочное (остающееся) в явлении
(Закон — идентичное в явлении)
«Эта сохраняющаяся устойчивость, которой явление обладает в законе»... (149) [600].
«Закон есть рефлексия явления в тождество с собой» (149) [601]. (Закон есть идентичное в явлениях: „отражение явления в идентичность его с самим собой").
Закон = спокойное отражение
явлений NB
... «Это тождество, основа явления, образующая закон, есть собственный момент явления... Поэтому закон не по- тусторонен явлению, но непосред- ственно присущ последнему; царство законов есть спокойное (курсив Гегеля) отображение существующего или яв- ляющегося мира»...
Это
замечательно материалистическое
и заме-
чательно меткое (словом „ruhige" *) определение.
Закон
берет
спокойное
— и потому закон
всякий
закон,
узок,
неполон,
приблизителен.
NB
Закон сть суще- ственное явление
«Существование возвращается в за- кон, как в свое основание; явление содержит в себе то и другое, простое основание и разлагающее движение яв- ляющегося универсума, существенность которого составляет основание». «Закон есть, следовательно, существенное яв- ление» (150) [602].
Ergo
закон и сущность понятия
однородные
(однопорядковые)
или
вернее,
одностепенные, выражающие
углубление познания человеком
яв-
лении,
мира
etc.
* — «спокойное», Ред,
NB
(Закон есть отражение существен- ного в дви- жении уни- версума.)
(Явление
цельность,
тотальность)
((закон =
часть))
(Явлепие
богаче
закона)
Движение универсума в явлениях (Ве- wegung des erscheinenden Universums), в существенности этого движения есть закон.
«Царство законов есть спокой- ное содержание явления; явление же есть то же самое содержание, но пред- ставляющееся в беспокойной смене и как рефлексия в другое... поэтому явление есть относительно закона цель- ность, ибо оно содержит в себе закон и еще более — именно момент са- модвижущейся формы» (151) [602—603].
Но дальше, хотя и неясно, признается, кажись, стр. 154 [605], что закон может восполнить этот Mangel *, охватить и отрицательную сторону, и Totalitat der Erscheinung ** (особенно 154 i. f. [606]) Вернуться!
Мир сам по себе тождественен с миром явлений, но в то же время противоположен ему (158) [610—611]. То, что в одном положительно, в другом отрицатель- но. То, что в мире явлений зло, то в мире самом по себе добро. Ср. — говорит Гегель здесь — „Феноменологию духа", стр. 121 ff 86.
* — недостаток. Ред. ** — цельность явления. Рев,
«Являющийся и существенный миры... оба суть самостоятельные целые существования, один должен был бы быть лишь рефлектированным существованием, а другой — непосредственным существованием, но каж- дый непрерывно продолжается в его другом и есть поэтому в себе самом тождество обоих этих моментов... Оба мира суть, прежде всего, самостоятельные, но они таковы лишь как цельности, и таковы постольку,
поскольку каждый существенно содержит в себе момент другого»... (159—160) [611].
Суть здесь та, что и мир явлений и мир в себе суть
моменты изменения
познания природы человеком, ступени, или углубления (познания). Передвижка
мира в себе все дальше и дальше от мира явлений — вот чего не видно еще пока у Гегеля. N В. У Гегеля
„моменты"
понятия не имеют значения „
моментов"
перехода?
... «Таким образом, закон есть существенное отношение» (курсив Гегеля).
Закон есть отношение. Сие NB для махистов и прочих агностиков и для кантианцев etc. Отношение сущностей или между сущностями.
«Слово мир обозначает вообще бесформенную цель- ность многообразного»... (160) [612].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление