Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Винникотт, Х. Когут, Д. Штерн. Основные принципы развития личности




Резюме.

Так Штерн описывает, субъективно-социальную жизнь младенца. Ребёнок наделён наблюдаемыми способностями, которые постепенно созревают. По достижении определённой стадии развития они организуются и трансформируются в организующие субъективные конструкты, представляющие собой вариант сознание «Я» и сознание «Другого». Каждый новый вид самосознания определяет формирование новой области соотнесенности. В то время как эти области соотнесённости изменяются, в результате чего происходят качественные сдвиги в социальном опыте, их нельзя считать фазами; напротив, они являются формами социального опыта, которые имеют начальную фазу формирования, но остаются с нами всю жизнь. Субъективный социальный опыт, в том числе и взрослого человека, является результатом суммирования и интеграции опыта, полученного во всех областях соотнесенности.

Автор выделяет внутренние психические репрезентации, которые называет «репрезентации генерализованных взаимодействий», именно они будут определять характер отношений с «другими».

 

 

Д. Винникотт (1970) признавал, что не так просто определить, что же такое самость. «Я спрашивал себя, могу ли я написать что-то о термине самость, но как только я пытался, тут же понимал, как много существует неопределенности, в том числе и для меня самого в отношении этого термина. Скорее всего, я имел ввиду следующее: «для меня самость (не то же самое что Эго) - это личность, которая является собой итолько собой, которая обретает некую базовую целостность в процессе созревания. Самость в норме пребывает в теле, но при некоторых обстоятельствах может отделяться от тела, самость может отражаться в глазах и в экспрессии матери, как и в зеркале - зеркальное отражение - аналог отражения в лице матери» (различается истинная и ложная самость).

Д. Винникотт считал, что ребенок рождается с богатым унаследованным потенциалом, который будет развиваться и проявляться, если раннее окружение будет этому способствовать. Окружение будет облегчать развитие ребенка, содействуя его врожденному потенциалу. Взаимодействие позволит этому потенциалу обнаружиться и развиться. Если все происходит хорошо, спонтанные жесты ребенка будут проявлением его креативности. Окружение и ребенок составляют некое изначальное единство. Некая неделимая связь с материнским объектом, который обеспечивает развитие потенциала, медленно подводя ребенка к независимости. Если первичный объект не справляется, то происходит разрыв ощущений непрерывности существования ребенка. А эта непрерывность, является, по мнению Д. Винникота основой для формирования психики. Разрыв в переживании непрерывности существования наносит травму.

Эта непрерывность (неразделенность) не стационарна, она находится в движении: «Продолженное во времени действие. Двигаться, существуя, развиваться» Младенец нуждается в своих ранних объектах для того, чтобы интегрироваться, чтобы пребывать в собственном теле (персонификация) и чтобы иметь контакт с реальностью (реализация). Эти потребности воспринимает материнский объект и удовлетворяет их с помощью специфических функций: поддержки > руководства > ипрезентации. Тут необходимо подчеркнуть, что речь идет о потребностях, а не о сексуальных желаниях. Потребности самости – непрерывность, интимность, взаимность, постоянство. Инстинктивные желания атакуют ребенка периодически. Если ребенок, решит задачи в отношении самости, он с большей гармонией и без патологии сможет справиться с требованиями инстинктов. Винникотт различает «мать-среду», как функцию удовлетворять потребности и «мать-объект влечения», как помощь ребенку обнаружить свои инстинктивные желания. Интеграция себя самого и своих объектов происходит, если все идет хорошо. «Достаточно- хорошая мать» - доступная, устойчивая, чувствительная, но также знает о своей ненависти, которую не отрицает (ненависть, которая вызвана ее зависимостью от ребенка и ее ответственностью за него).

Х. Когут (1977) указывал, что самость непознаваема в своей сущности: «Мы не можем проникнуть в самость посредством интроспекции или эмпатии, мы можем только наблюдать ее психологические проявления с помощью интроспекции и эмпатии…мы можем объединить сведения о той структуре, в которую постепенно встраиваются отдельные образцы внутреннего опыта, воспринимаемого интроспективно и эмпатически. Эту структуру мы позже назовем «самость» и сможем наблюдать ее характеристики в динамике»

Х. Когут – структура самости формируется в матрице отношений с ранними объектами. Которые называются объектами самости, которые выполняют следующие функции: отражают зарождающуюся самость, позволяют себя идеализировать и далее становятся выражением Альтер эго субъекта. После серии оптимальных откликов интернализуются, образуя ядерную самость. Постепенно использование объектов становится не так необходимо. Процесс интернализации начинается, когда разочарование постепенно и безболезненно. Этот процесс Когут назвал преобразующей интернализацией.

Отличительная черта объектов самости является то, что они катектируются нарциссическим либидо, а не объектным. Когут разделял эти два либидо. Объект самости воспринимается как часть себя, продолжение себя «наиболее интенсивные нарциссические переживания относятся к объектам - либо к объектам, используемым при обслуживании самого себя и сохранении связной с инстинктами энергии, которую они инвестируют, либо к объектам, которые сами воспринимаются как часть себя» Структура самости развивается постепенно на протяжении первых этапов жизни. Если, преобразующая интернализация произошла, то ребенок становится более автономным от своих объектов самости. Для этого необходимо пройти два логических этапа: а) переживание удовлетворения своих потребностей со стороны объектов самости. б) оптимальное разочарование в объекте (переносимая фрустрация для ребенка, которая происходит в подходящий момент и время).

Преобразующая интернализация способствует формированию первых структур самости, что приводит к чувству собственной ценности и уверенности в себе. Когут постулирует, что на втором году жизни ребенка ядерная самость консолидируется в самостоятельный центр инициативы, объединяя базовые амбиции и идеалы с телесными и психическими переживаниями. К постоянному ощущению себя во времени и пространстве. Модель самости по Когуту имеет два полюса:

· 1-й воплощает собственные идеалы

· 2-й-амбиции (устремления)

Существует напряжение между полюсами - дуга напряжения - в ее области располагаются таланты и способности ребенка. Если все этапы были пройдены без травматических разрывов, самость будет связной, жизненной и гармоничной.

Д. Штерн (1985г) о самости: «Ощущение самого себя и его пределы - основная тема философских спекуляций относительно человеческой природы. Это чувство себя и его противоположность - ощущение другого человека - универсальный опыт, воздействующий на любой социальный опыт. Он дает ощущение собственного уникального интегрированного тела, отдельного и отличного от других тел. То, каким образом мы ощущаем себя по отношению к другим, является организующей основой тех событий, которые разворачиваются в отношении с другими». «Предполагается, что есть некое базовое чувство самого себя, существующее задолго до появления способности к самопознанию и до способности пользоваться языком. Чувство себя самого проявляется как интегрирующий фактор, как чувство физической связности, чувство непрерывного существования во времени, как способность формировать намерение»

Д. Штерн сегодня является одним из ведущих исследователей в области психологии развития, признанного не только в среде психоаналитиков, но в смежных областях знаний психологии, психотерапии, психиатрии, философии, культурологии.

В многочисленных статьях и нескольких книгах[1] автор создал уникальную психоаналитическую концепцию, основанную на реальных наблюдениях и осмысленных в междисциплинарном поле научного знания, объясняющую рождение и развитие внутреннего самоосознания, самоощущения (Самости) в самом раннем возрасте.

Д. Штерн предложил модель возникновения ощущения себя, Самости происходящую из области межличностного взаимодействия матери и младенца, из мира интерсубъективности. Он выдвигает концепцию, что происхождение и развитие Самости, это всегда ощущение себя с другими людьми, другой для младенца это его кормилица, сиделка, как правило, это мать.

В своих исследованиях, Штерн совмещает два подхода в исследовании, метод эмпатии и интроспекции разрабатываемый Когутом и его коллегами и прямого наблюдения представленного в работах М. Маллер. Штерн в отличие от выводов М. Маллер приходит к выводу, что ребенок уже при рождении способен отличать себя от других, выделять мать среди остального окружения, вступать в диалог с матерью на самых ранних стадиях своего развития, проявлять ответные реакции на действие окружения.

Основное внимание в исследовании появления и развития самоосознания Д. Штерн посвятил довербальным переживаниям, которые оказывают свое влияние на жизнь взрослого человека и возможное развитие психопатологии. Эти виды самоосознания, при серьезных отклонениях, во взрослом состоянии могут приводить к нарушениям нормального социального функционирования, к психическим заболеваниям или социальной дезадаптации.

Такими видами самосознания является:

· «сознание действия», без которого возможен паралич, ощущение непроизвольного действия, переживание потери контроля над внешними агентами;

· «чувство физической привязанности», при отсутствии которого может развиться фрагментированное восприятие своего тела, деперсонализация, ощущения, локализованные вне тела, дереализация;

· «чувство протяженности во времени», без которого может возникнуть временная диссоциация, скачкоподобные состояния, амнезия и в терминах Винникота существование без продолжения;

· «чувство аффективности», являющееся причиной диссоциированных состояний;

· «переживание субъективного «я», которое достигается внутри себя по отношения к другому человеку, без которого возникает ощущение космического одиночества или наоборот физической растворённости;

· «переживание создания организованности», отсутствие которого может привести к ощущению физического хаоса;

· «переживание переносных значений», дефицит которого вызывает отделение от культуры, низкую степень социализации и неспособность оценить лично приобретенное знание.

Штерн описывает четыре вида самосознания, каждый из которых будет относиться к разным видам самоосознания и социальной соотнесённости. Эти виды самосознания отнюдь не рассматриваются как фазы, успешно сменяющие друг друга. Однажды сформировавшись, каждый вид самосознания остаётся и продолжает функционировать на протяжении всей жизни. Каждый вид самосознания продолжает развиваться и сосуществовать с другими.

Это будут:

· «сознание появляющегося «я», которое формируется от момента рождения и до 2 месяцев;

· «сознание Ядерного «я» 2-6 месяцев;

· «сознание субъективного «я» 7-15 месяцев;

· и «сознание вербального «я», появляющееся в середине второго года жизни ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.