Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Гаряев волновая генетика как реальность 55 страница




В хадисе, восходящем к Святому Пророку (да благословит Аллах его и род его!), говорится, что, когда был ниспослан этот аят, мусульмане оказались в затруднительном положении. Среди них начались разговоры о том, что это предписание лишает их возможности приберечь что-либо на будущее, чтобы обеспечить своих детей. В конце концов они пришли с этим вопросом к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), который пояснил: «Аллах повелел вам платить закят с единственной целью: очистить для вас остальную часть вашего имущества. А для состояния, что останется после вас, установлен закон о наследовании». Эти слова следует понимать так, что если бы накопление богатства было запрещено вовсе, то тогда закон о наследовании утратил бы свой смысл.

Учитывая общий смысл соответствующих хадисов, а также содержание самого этого аята, можно понять, что в обычных условиях, то есть когда общество не испытывает затруднений и не подвергается опасности, а люди живут своей обыденной нормальной жизнью, уплачиваемый закят, как правило, достаточен для нужд неимущих, а то, что остается после этого во владении зажиточных людей, не считается «сокровищем».

Однако в чрезвычайных обстоятельствах, когда возникает необходимость защищать интересы мусульманского общества, исламское правительство может установить дополнительные ограничения на накопление или даже реквизировать сбережения граждан во имя сохранения жизнеспособности общества.

Хадисы, посвященные теме закята

Имам Садык (да будет мир с ним!) говорил: «Аллах дал вам дополнительное богатство, чтобы вы тратили его для Его удовольствия, а не копили его и не хранили в сокровищах» («Тафсир ас-Сафи»).

Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Аллах повелел зажиточным мусульманам выделять часть своего богатства на уплату закята, достаточного для нужд бедняков. Воистину, Аллах жестоко покарает и взыщет с тех, кто не исполняет свой долг» («Тафсир ас-Сафи»).

Согласно ряду преданий, когда Махди (да ускорит Аллах его счастливый приход!) вернется к людям, он установит контроль над накопленными богатствами, чтобы расходовать их на нужды неимущих и на религиозные цели [19].

Абу Зарр и этот аят

Выражая свой протест против обычаев двора халифов Му‘авийи и Усмана, которые наполняли свои сокровищницы золотом и серебром, Абу Зарр, один из ближайших сподвижников Пророка (да благословит Аллах его и род его!), каждое утро цитировал вслух этот аят в присутствии Му‘авийи, а затем и Усмана. Он говорил, что этот аят предназначается не только тем, кто увиливает от уплаты закята, но и тем, кто копит сокровища.

Одним из замечательных моментов биографии Абу Зарра было то, что он призы­вал творить добро и пресекать зло, выступая против современных ему правителей и осуждая их чрезмерное расточительство. В основе его конфликта с Усманом было не богатство и положение последнего, а творимое им преступление против общественной нравственности, вызывавшее его протест.

Абу Зарр часто оказывался в ссылке за то, что протестовал против действий со­временных ему властей, выступая с осуждением финансовой политики Му‘авийи и Усмана, выливавшейся в незаконное обогащение и стяжательство, а также апологе­тики Ка‘аба аль-Ахбара. Более подробные сведения об этом можно найти в исторических хрониках представителей обеих ветвей Ислама, включая «Аль-Гадир». Т. 8. С. 335; Комментарий «Аль-Манар». Т. 10; «Тафсир Нур». Т. 5. С. 46 и др.

Пояснения

1. Не все законоучители и священники нечестивы. В священном аяте говорится:

«О вы, которые уверовали! Воистину, многие из ученых и монахов
поглощают обманным путем собственность людей…»

Заметим, что в тексте говорится о многих из них, но не обо всех. Это значит, что среди них есть и такие, кто не замешан в подобных непотребствах. Уже это одно является убедительным свидетельством непредвзятости суждений, содержащихся в Коране. Следуя тому же принципу справедливости, Коран в суре Аль-Маида (Тра­пеза), 5:82 отзывается о них с восхищением.

2. Религиозные законы осуждают злоупотребление положением и возможно­стя­ми. А для духовного лица финансовые махинации представляют наибольшую опасность.

«…поглощают обманным путем собственность людей и сбивают [их]
с пути Аллаха».

3. Алчность духовенства и жажда собирания сокровищ у богачей вызывают гнев Аллаха. В аяте говорится:

«А тем, кто копит золото и серебро, не расходуя на пути Аллаха,
объявите мучительное наказание».

4. Накопление золотых и серебряных сокровищ, а также денежных средств и стремление увильнуть от расходования их на благотворительные цели есть величай­ших грех, поскольку за него предусмотрено наказание свыше.

5. В Исламе не устанавливается предел допустимого накопления богатства, но выдвигается определенное условие, которое непременно следует соблюдать. Кстати, расходование богатства на дурные цели также противоречит правовым установле­ниям Ислама.

6. Накопление сокровищ грозит бедой всему обществу. Еще худшим пороком является алчность, но хуже всего сокрытие накопленного богатства, поскольку из этого проистекают многие общественные беды.

Сура Ат-Тауба
Аят: 35

يَوْمَ يُحْمَى عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَى بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ هَذَا مَا كَنَزْتُمْ لاَنْفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَاكُنْتُمْ تَكْنِزُونَ ﴿٣٥﴾




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.